(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЯ ШАГА ЗАЦЕПЛЕШ Я ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И СПОСОБ 11АСТРОЙКИ УСТРОЙСТВА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство к биениемеру для контроля зубчатых колес | 1990 |
|
SU1747865A1 |
ПРИБОР ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОСНОВНОГО ШАГА ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1970 |
|
SU277276A1 |
Межосемер | 1986 |
|
SU1325291A1 |
Прибор для двухпрофильного контроля цилиндрических зубчатых колес | 1990 |
|
SU1712770A1 |
Устройство для измерения внутренних резьб и зубчатых зацеплений | 1989 |
|
SU1696834A1 |
Способ контроля зубчатых колес на зубо- и шлицешлифовальных станках и устройство для его осуществления | 1981 |
|
SU1028999A1 |
Устройство для определения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес | 1980 |
|
SU926526A1 |
Прибор для контроля прерывной кинематической погрешности зубчатых колес | 1987 |
|
SU1402796A2 |
ПРИБОР ДЛЯ КОНТРОЛЯ ФОРМЫ и РАСПОЛОЖЕНИЯ КОНТАКТНОЙ ЛИНИИ КОСОЗУБЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС | 1972 |
|
SU356445A1 |
Рычажный микрометр | 1989 |
|
SU1677484A1 |
Изобретение относится к измерительной гехшже в машиностроении, а именно к средства измерения зубчатых колес. Известны устройства для измерения отклонения шага зацепления зубчатого колеса, содержащие двухвитковый червяк, каждый из которых выполняет роль наконечника. Измерительный виток и ведущий виток червяка закреплены на своих шпинделях, причем один из шпинделей имеет возможность перемещаться в осевом направлении по отношению к дрртому, кинематически связанному с приводом 1 . Однако измерение таким устройством происходит по заданному направлению, которое не совпадает с действительной линией зацепления, и в результате неточной настройки направления лшши измерения общий результат получается неточным. Известно также устройство для измерения отклонения шага зацепления зубчатых колес, содержащее основание, установленную на нем каретку с отсчетным механизмом, несущую два коаксиально расположенных шпинделя, установленных с возможностью их относительного осев то перемещения, с одним из которых взаимодействует чувствительный элемент отсчегного мехатшзма , и два тангенциальных наконечниканаружный и внутренний, закрепленные на соответствующих шпинделях. Оба наконечника расположены по одну сторону от оси ишинделей и при измерении одновременно касаются соответствующих профилей зуба 2. Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Настройку говестного устройства производят по блоку гшоскопараллельных концевых мер, зажимаемому в струбцине, и смещают в осевом направлении один наконечник относительно доугого на величину, равную номинальному шагу зацештения с помощью блока концевых мер. Однако данное устройство не позволяет производить измерения колес с малым модулем, поскольку наконечники, которые должны быть одновременно введены во взаимодействие с зубьями колеса в известных приборах, не могут разместиться в соседних впадинах зубьев мелкомодульных колес, а также не могут быть настроены на номинальную величину контролиру емого шага. Целью изобретения является расширение области применения за счет измерения зубчатых колес с ЛIoбы tи, в том числе и с л алыми мод лями./ Это достигается тем, что на нфужном шпинделе выпол1 ена продольная сквозная прорезь, .в которой размещен внутренний наконечник, щ)орезь расположена относительно наружного наконечника с угловым смещением, величина которого выбрана из условия поочередного взаимодействия наконечников с измеряемым колесом, а шпиндели снабженьл стопором для фиксации их относительного положения после настройки наконечников на ном1шальньш шаг зацепления. Кроме того, для настройки используют дв блока концевых мер, разность размеров кагорых равна но птальному шагу зацепления, последовательно устанавливают с помощью отсчетного механизма по меньшему блоку наружный наконешик и по большему блоку внутренний наконечник, после чего фиксируют относительное положение шпинделей. На чертеже изображена конструктивная схема предлагаемого устройства, продольный разрез. Тангенциальный наконепгак 1 закреплен на наружном шпинделе 2, который может поворачиваться и перемещаться на шариковых опорах 3. Внутри шпинделя 2 на подвижном шпинделе 4 закреплен второй тангенциальный наконечник 5, размешенный в прорези 6, выполненной на шпинделе 2. В пятку 7 шпинделя 2 упирается измеритель ный шток 8 отсчетного механизма 9, установленного в отверстии 10 державки 11. Шпиндель 2 и державка И прикреплены к каретке 12, движущейся по основанию 13, снабженному хвостовиком 14 для закрепления измерительног устройства на подводящем устройстве. Пружин 15 служит для обеспечения измерительного усилия, регулируемого гайкой 16. Шцинделъ 4 с наконечником 5 перемещается возвратно-поступ тельно под действием микровинта 17 и пружин 18., Настройка устройства осуществляется с пом щью двух блоков плоскопараллельных концевы мер, разность размеров которых составляет ном нальную величину шага зацепления Ро. На чертеже изображен полностью настроешшй прибор и виден блок 19 большего размера. Линией А обозначена плоскость, через которую проходит правая (на чертеже) граница меньшего блока и рабочая поверхность настроенного нако нбчника 1. Настройка производится следующим образом. ервоначально устанавливается блок меньшего размера, в который упирается наконечник 1, повернутый относительно оси 20 шпинделей 2 и 4. В этом положении на отсчетном механизме 9 стрелка 21 устанавливается на нуль перемещением корпуса отсчетного механизма 9. На опорную плоскость Б державки 11 помещается блок 19 большего размера. Шпиндель 2 рукояткой 22 поворачивается до соприкосновения с блоком 19 концевых мер наконечника 5. Микровинтом 17 наконечник 5 перемещается, пока стрелка 21 отсчетного механизма встанет -на нуль. В этом положении оба шпивделя фиксируются с топором 23. Прибор настроен. Измерение отклонения шага зацепления производится в аналогичном порядке. Наконечник 1 вводится в соприкосновение с профилем зуба проверяемого колеса 24. Угловым смещением колеса 24 или прямолинейным перемещением каретки 12 отсчетный механизм устанавливают на нуль. После зтого колесо закрепляется стопором 25, связанным со станиной 26. Затем поворотом шпинделя 4 в соприкосновение с профилем соседнего зуба вводят наконечник 5. Снимают показания. Разность первого и второго отсчетов есть отклоне1ше контролируемого шага зацепления. Формула изобретения 1. Устройство для измерения отклонения шага зацепления зубчатых колес, содержащее основание, ycтaнoвлe шyю на нем каретку с отсчетным механизмом, несущую два коаксиально расположенных ишинделя, установленных с возможностью их относительного осевого перемещения, с одним из которых взаимодействует чувствительный элемент отсчетного механизма, и два тангенциальных наконечника - наружный и внутренний, закрепленные на соответствующих шпинделях, отличающееся тем, что, с целью расширения области применения за счет измерения зубчатых колес с любыми, в том числе и с малыми модулями, на нарзокном Шпинделе выполнена продольная сквозная прорезь, в которой размещен внутренний наконечник, прорезь расположена относительно наружного наконечника с угловым смещением, величина которого выбрана из условия поочередного взаимодействия наконечников с измеряемым колесом, а шпиндели снабжены стопором для фиксации их относительного положения после настройки наконечников на номинальный шаг зацепления. 2. Способ настройки устройства по п. 1, заключающийся в том, что смещают в осевом
направлении один наконечник относительно другого на величину, равную номинальному шагу зацепления, с помощью блока плоскопараплельных концевых мер, отличающийс я тем, что, : используют два блока концевых мер, разность размеров k которых равна номиналному шагу зацепления, последовательно устанавливают с помощью отсчетного механизма по меньшему блоку наружный наконечник и по большему блоку внутренний наконечник, после
//
А1ф
IS
чего фиксируют относительно положение шпинделей.
Ист6ч1шки информации, принятые-во внимание при экспертизе
жтл
ZpTTA
56 /-г
15 16
Авторы
Даты
1980-06-25—Публикация
1976-12-29—Подача