Управляемый вентильный электродвигатель Советский патент 1980 года по МПК H02K29/02 

Описание патента на изобретение SU746827A1

1:-:;,;;..;.;,;...,....-...:....: ,, - ,.:..:::..

Изобретение относитдя к области рлектрических машин и может быть использовано, например, при создании

электродвигателей для систем регулируемого вентильного электропривода болЁшой мощности.

Известны управляемые вентильные электродвигатели, секции обмотки якоря которых соединены с источником питания через полупроводниковый коммутатор. При этом управляющие цепи ключей коммутатора связаны с чувствительными элементами датчика положения ротора через логическое устройство, а сам коммутатор выполнен с возможностью перевода в выпрямительный и инверторный Пи12.

Недостатком известных двигателей являются большие броски тока при реверсе двигателя.

Известен также электродвигатель, содержащий электрическую машину и и полупроводниковый коммутатор, цепи управления силовых ключей кото. рого соединены с выходом датчика положения ротора через логическое устройство, содержащее канал реверса и канал рекуперации энергии. Для

.перевода в двигательный режим и режим рекуперации двигатель содержит интегрирующий усилитель, на вход которого подаются сигналы с датчика скорости и регулятора скорости. Выходное напряжение этого усилителя устанавливаете выше выходного напряжения датчика скорости при работе в двигательном режиме и ниже его при рекуперационном режиме. Выход

10 интегрирующего усилителя через цепочку абсолютных значений сигнала соединен со входом второго интегрирующего усилителя, который задерживает на определенное время выходное

15 напряжение с цепочки абсолютных значений. Выход первого интегрирующего усилителя соединен также через инвертирующий усилитель и две логические ячейки с логическими цепями, вы20дающими сигнал на вход второго интегрирующего усилителя .для перевода двигателя в рекуперационный режим 3.

Сложность логического устройства

25 и ограниченные функциональные возможности являются недостатками известного электродвигателя.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повыЗСшение надежности, электродвигателя. Указанная цель достигается тем, в электродвигатель ввёдейы D-триггер, счетный триггер с установкой нуля и формирователь фронтов Йри этом информационный вход D-триг гера соединен через формирователь фронтов со счетным входом счетного триггера. Вход установка нуля счетного триггера соединен с командным входом D-триггера и подключен к выходу формирователя сигнала обратной связи (ОС).по скорости. Выход Dтригге ра соединен со входом канала реверса, а выход счетного триггера со входом канала рекуперации. На фиг. 1 показана функциональная схема предложенного двигателя; на фиг. 2 - диаграммы работы элемен тов двигателя. Обмотка электрической маиины 1,с ротором которой механически связан датчик обратных связей по положению и скорости (ДПС) 2, подключена к пи тающей сети посредством силового ин вертора 3, управляющие входы ключей которого соединены с выходом логического 5 стройства 4. Логическое ус ройство имеет несколько входов, в том числе вход 5 канала обратной св зи по положению, эход 6 канала управления скоростью, вход 7 канала реверса, вход 8 канала рекуперации энергии. Вход 5 устройства соединен с выходом Угол поворота ротора 9 ДПС,Вход канала реверса связан с вы ходом D-триггера 10,а вход канала р куперации с выходом счетного тригге 11. Информационный, вход 12 D-тригге ра через формирователь фронтов 13 соединен со счетным входом 14 счетного триггера. Командный вход 15 D-триггера соединен со входом установки нуля 16 счетного триггера и с выходом 17 формирователя сигнала ОС по скорости 18. Выход счетного три.ггера соединен со входом 8 канала рекуперации энергии. Один из входов 19 формирователя обратной связи по скорости соединен с выходом Скорость вращения ротора 20 ДПС, второй вход 21 - с цепью за дающего сигнала по скорости, а выход 22 подключен к выходу 6 канала управления скоростью. На вход 12 поступает сигнал U , который в зависимости от требуемого направления вращения может принимать значения либо логического нуля либо логической единицы. При пуске двигателя, пока скорость не достиг Ли некоторого значения, накомандный вход 15 с выхода 17 формировате ля 18 периодически поступают импуль си и, , устанавливающие П-триггер 10 в состояние, определяемое напряжением на информационном входе 12, а счетный триггер 11 - в состоя ние логического нуля. При этом на вход канала рекуперации подается напрягКение U, уровень которого соответствует логическому нулю. Элект.родвигатель работает в двигательном режиме и разгоняется в направлении, заданном сигналом U-, на входе канала реверса 7. Пусть правому направлению вращения соответствует U;;. 0. Тогда в момент пуска при прохождении импульса D-триггер и счетный триггер устанавливаются в состояние логического нуля, и двигатель разгоняется вправо. При достижении определенной скорости п в момент времени t поступление импульсов U,-, прекращается и двигатель продолжает разгоняться до скорости п , заданной углом регулирования по каналу управления. Если изменение сигнала U происходит при скоростях где , - скорость при правом направлении вращения, то напряжение U;,y равно нулю. D-триггер сохраняет свое состояние, и на вход канала реверса .7 команда на реверс не проходит, на вход 14 счетного триггера через формирс ватель 13 поступает сигнал и , который опрокидывает его в состояние логической единицы. На вход 8 канала рекуперации поступает, сигнал Ug, с приходом которого начинается торможение двигателя с рекуперацией энергии. При снижении скорости доПпрцд-п, начинают поступать импульсы 1)- , первый из которых изменяет состояние D-триггера, установив его в состояние логической единицы-, и на вход канала реверса 7 поступит напряжение U / , соответствующее левому направлению вращения. Одновременно с приходом U. счетный триггер изменит свое состояние и на входе канала рекуперации станет и„ 0, что соответствует двигательному режиму, и двигатель реверсируется. При достижении (, приход импульсов Uy, снова прекратится. Пусть при t t U;|2 снова изменится. Тогда двигатель перейдет в режим торможения с рекуперацией энергии аналогично .описанному выше. Если при этом Плеа не успеет снизиться до п , а напряжение U,. снова изменится, то вторымимпульсом с формирователя 13 счетный триггер вновь опрокидывается в состояние логического нуля, что приводит к переводу двигателя в двигательный режим,т.е. по входу 12 может быть осуществлено импульсное регулирование скорости вращения с режимом рекуперативного, торможения в паузе. Таким образом, использование устройства раслииряет функциональные возможности электродвигателя, обеспечивая его реверс с любой скорости, торможение с рекуперацией энергии при остановках, а также импульсное регулирование скорости с

рекуперацией энергии в паузах между управляющими импулБсами. Кроме того, повьзшается надежность двигателЯ благодаря тому, что команда на реверс подается автоматически только после; снижения скорости вращения до безопасной с точки зрения коммутгиционных всплесков величины (п ).

Формула изобретения

Управляемой вентильный электродвигатель, содержащий электрическую ,машину с датчиками положения и скр рости ротора, выходы которых связаны с управляющими цепями ключей полупроводникового коммутатора через логическое устройство, имеющее релейный канал реверса и канал рекуперации энергии, отличающийс я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения надежности, в электродвигател

введены D-триггер, счетный триггер с установкой нуля и формирователь фронтов, причем информационный вход D-триггера соединен через формирователь фронтов со счетным входом счётного триггера, Bxoj5 установки нуля к6тч5рбго соединен с командным входом D-триггера и выходом датчика ркоросТи, выход D-триггера соединен со входом канала реверса, а выход счетного триггера - со входом кана0ла рекуперации энергий.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Накамура С. Намба М., Уэяма Н. Тириегорньй двигатель. Пе5ревод с японскрго, - Тосиба-ревю, 1970, т. 25, 12, ОНТИ ВНИИэлектромаш, 1974.

2.Патент США 3784888, кл. 318-138, 1974,

0

3.Патент Японии 50-497, кл. 55 С 2, 1975.

Похожие патенты SU746827A1

название год авторы номер документа
Управляемый вентильный электродвигатель 1979
  • Гращенков Владимир Тимофеевич
  • Явдошак Ярослав Иванович
SU860225A2
Устройство для управления статическим преобразователем 1981
  • Гращенков Владимир Тимофеевич
  • Лебедев Николай Иванович
  • Явдошак Ярослав Иванович
SU989739A1
Реверсивный электропривод 1983
  • Гольц Марк Ефимович
  • Литвин Николай Сергеевич
  • Процерова Наталья Александровна
  • Шпиглер Людвиг Александрович
  • Подлесный Вячеслав Иванович
SU1116514A1
Следящий привод для компенсации ки-НЕМАТичЕСКиХ пОгРЕшНОСТЕй МЕХАНизМОВ 1979
  • Решетов Всеволод Павлович
SU817959A1
Способ управления вентильным электродвигателем со звеном постоянного тока при изменении знака его момента и устройство для его осуществления 1983
  • Десятнюк Владимир Николаевич
  • Родькин Дмитрий Иосифович
  • Захаров Вячеслав Юрьевич
  • Буряченко Владимир Иванович
SU1124408A1
Следящая система 1975
  • Гумен Валерий Федорович
  • Калининская Татьяна Васильевна
SU585474A1
Вентильный электродвигатель 1984
  • Шепелин Виталий Федорович
SU1272413A2
Аналого-цифровое устройство для управления токарным станком 1980
  • Иванов Владимир Михайлович
  • Логинов Григорий Викентьевич
SU947830A1
Управляемый вентильный электродвигатель 1979
  • Гращенков Владимир Тимофеевич
  • Явдошак Ярослав Иванович
SU860224A2
Электропривод переменного тока 1984
  • Тищенко Александр Иванович
SU1328918A1

Иллюстрации к изобретению SU 746 827 A1

Реферат патента 1980 года Управляемый вентильный электродвигатель

Формула изобретения SU 746 827 A1

SU 746 827 A1

Авторы

Гращенков Владимир Тимофеевич

Гандшу Владимир Моисеевич

Лебедев Николай Иванович

Овчинников Игорь Евгеньевич

Явдошак Ярослав Иванович

Даты

1980-07-05Публикация

1978-02-13Подача