Газодинамический упорный подшипник Советский патент 1980 года по МПК F16C17/04 F16C27/02 

Описание патента на изобретение SU748053A1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах высокоскоростных машин и механизмов. Известен газодинамический упорный подшипник, содержащий пяту и корпус, в котором размещены опорная шайба с радиальными гбфрами переменной жесткости в радиальном направлении и несущая плата, имеющая увиличквающую по направ лению к центру жесткость с закрепленнььми на ней упругими лепестками, при этом гофры в продольном сечении вьшолнены . в виде прямоугольника, а в поперечном сечении выполнены по дуге с уменьшающейся от периферии к пентру хордой Щ. Однако известный подшипник недостаточно надежен в работе, так как упругие лепестки, расположенные в окружном направлении, имеют переменную жесткость, которая увеличивается с уменьшением длины лепестка в радиальном направлении от периферии к центру подшипника, в то время как давление газового слоя уменьщается в том же направле П1И, что приводит к более длительному контакту участков лепестков, расположенных ближе к центру подшипника, с пятой вала, и в конечном счете, выходу из строя подшипника. Целью изобретения является повышение надежности работы подш1шника путем оптимизации формы зазора между пятой я упругими лепестками. Указанная цель обеспечивается тем, что опорная шайба выполнена с уменьшающейся по направлению к центру жесткое тью, а гофры выполнены с увбпичявающе ся высотой в направлении от цйгтра к периферии и уменьшающейся в указанном направлении хордой. На фиг. 1 изображен газодинамичесжий упорный подшипник в аксонометрии} на фиг. 2 - опорная шайба; на фиг. 3 - раэрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 3j на фиг. 5 - сечение В-В на фиг. 3. Газодинамический упорный подшипник соцержлт пяту 1 и корпус 2, ь котором размещены опорная шайба 3 с радиальными гофрами 4 и несущая плата 5 с упругими лепестками 6, имеющими выхойные кромки 7, Каждый гофр 4 опорной шайбы 3 в продольном разрезе имее вид трапеции 8, а в поперечном разрезе Бьтопнен по дуге 9, при этом высота Ь гофра 4 увеличивается и д;шна сЗ хорды дуги 9 уменьшается в направлении от центра к периферии. В начальный период работы лепесток 6 контактирует с пятой 1 зоной, расположенной вдоль задней кромки 7 лепестка 6 на ее внешней части, как наиболее выступающей под действием гофра 4 опо ной шайбы 3, между которыми постепенно с возрастанием скорости вращения пяты 1 возникает газодинамический несущий слой, вызывающий образование зазора между пятой 1 и лепестком 6 в указанной зоне, По мере возрастания скорости врашения пяты 1 и yвeличe шя осевой нагруэки, лепесток 6 начинает изгибаться как консольная балка, и газодинамический несущий слой постепенно распространяетс вдоль средней частк задней кромки 7 ле пестка 6( а в дальнейшем и на зону, рао положе шую вдоль внутренней части задней кромки 7 лепестка 6, благодаря чему постоянно поддерживается onpeaeneibный зазор между пятой 1 и лепестком 6 предотвращающий износ последнего, По мере дальнвйи1его возраста1шя осе вой нагрузки на пяту1, начинает деформироваться гофр 4 опорной шайбы 3, с которым взанм о действует лепесток 6 как с промежуточной опорой. При этом давление газового слоя в зазоре по величине постепенно убывает в радиальном направлении к центру подшипника. Благодаря тому, что жесткость гофра 4 опорной шайбы 3 уменьшается по направлению к центру подшипника за счет тег о, что хорда и линейно уменьшаетс а высота Ь линейно увеличивается от центра к периферии, при этом разность 534 высоты гофра 4 на наружном R и внутреннем Г- радиусах опорной шайбы ) 3 прямо пропорциональна разности, этих радиусов, лепесток 6 в зоне, расположенной вдоль внутренней части задней кромки 7, получает возможность прогибаться на величину осевого перемещения пяты 1 при меньшем давлении газового слоя, отделяющего их друг от друга, вследствие чего зазор между ними сохраняется на всех режимах работы. Применение предлагаемой конструкции позволяет автоматически оптимизировать форму зазора на наружном и внурреннем радиусах лепестка 6 в процессе изменения осевой нагрузки за счет уменьшения жесткости гофра 4 в радиальном направлении, что в свою очередь исключает косой изгиб и локальный иэнос лепестка 7, Изобретение позволяет повысить эксплуатационную надежность подшипника. Формула изобретения Газодинамический упорный подшипник, содержащий пяту и корпус, в котором размещены опорная шайба с радиальными гофрами переменной жесткости в радиальном направлении и несущая плата с закрепленными на ней упругими лепестками, при этом гофры в продольном сече- НИИ выполнены в виде четырехугольника, а в поперечном сечении выполнены по дуге,, оТгличаюшийоя тем, что, с целью повышения надежности рабо-ты, опорная шайба выполнена с умсньшающейся по направлению к центру жесткостью. 2, Подшипник по п. 1, отличающий с я тем, что гофры выполнены с увеличивающейся высотой в направлении от центра к периферии и уменьшающейся в указанном направлении хордой. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3382014, кл. 308-9, 1968.

Похожие патенты SU748053A1

название год авторы номер документа
Газодинамический упорныйпОдшипНиК 1978
  • Баранов Виктор Георгиевич
  • Маханьков Евгений Петрович
  • Брагин Арсений Николаевич
  • Морозов Георгий Владимирович
SU802673A1
Газодинамический упорный подшипник 1979
  • Захарова Наталья Евгеньевна
  • Брагин Арсений Николаевич
  • Маханьков Евгений Петрович
  • Баранов Виктор Георгиевич
SU846835A1
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК 2000
  • Самсонов А.И.
RU2204064C2
ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 1997
  • Ермилов Ю.И.
  • Равикович Ю.А.
RU2137954C1
Газодинамический подпятник 1979
  • Захарова Наталья Евгеньевна
  • Маханьков Евгений Петрович
  • Брагин Арсений Николаевич
  • Баранов Виктор Георгиевич
SU830030A1
Газодинамическая осевая опора 1990
  • Захарова Наталья Евгеньевна
  • Ермилов Юрий Иванович
  • Равикович Юрий Александрович
  • Адлер Юрий Романович
SU1754949A1
Газодинамический подпятник 1976
  • Брагин Арсений Николаевич
  • Захарова Наталья Евгеньевна
  • Миронов Георгий Георгиевич
  • Коновалов Василий Александрович
  • Горшкова Валентина Федуловна
SU637563A1
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2011
  • Беседин Сергей Николаевич
  • Стратулат Марина Анатольевна
  • Филиппов Александр Юрьевич
RU2496032C2
ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Аляутдинов Марат Рафекович
  • Аляутдинова Роза Рафековна
RU2346193C1
Газодинамический подшипник 1985
  • Захарова Наталья Евгеньевна
  • Смирнов Владимир Васильевич
  • Маханьков Евгений Петрович
  • Баранов Виктор Георгиевич
SU1343139A1

Иллюстрации к изобретению SU 748 053 A1

Реферат патента 1980 года Газодинамический упорный подшипник

Формула изобретения SU 748 053 A1

SU 748 053 A1

Авторы

Маханьков Евгений Петрович

Захарова Наталья Евгеньевна

Брагин Арсений Николаевич

Баранов Виктор Георгиевич

Морозов Георгий Владимирович

Даты

1980-07-15Публикация

1978-06-02Подача