Изобретение относится к двигателестроению, в частности, к устройствам для соединения радиатора с двигателем, и Может найти применение на машиностроительных заводах, выпускающих двигатели внутреннего сгорания. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для соединения радиатора с двигателем транспортного средства, содержащее опорную раму, соединенную с радиатором и имеющую форму прямоугольного параллелепипеда, гофрированные шланги, связывающие радиатор с двигателем, и упругие элементы, ус тановленные между опорной рамой и двигателем 1. Недостатком такого устройства является малая амплитуда колебаний радиатора, спектр частот собственных колебаний которого не совмещен с рабочим диапазоном частот возбуждения двигателя, что не позволяет интенсифицировать теплообмен, снизить метал лоемкость радиатора. Цель изобретения - снижение ампли туда пространственных колебаний дайгателя при одновременном уменьшении металлоемкости радиатора. Это достигается тем, что точка крепления одного из упругих элементов к опорной раме расположена в передней плоскости радиатора в первой вершине параллелепипеда рамы, а точки крепления двух других упругих элементов расположены в задней плоскости радиатора на гранях параллелепипеда рамы, пересекающихся во второй его вершине, диагонально противоположной первой, при этом каждая из двух последних точек крепления удалена от второй вершины параллелепипеда на расстояние, равное 3/4 длины соответствующей грани. Кроме того, с целью обеспечения постоянного зазора между радиатором и вентилятором двигателя, опорная рама снабжена вертиклаьными направляющими для перемещения ее по ним в плоскости, перпендикулярной оси вентилятора. На фиг, 1 изображено устройство, вид сбоку на фиг. 2 - то же, вид в плане} на фиг. 3 - схема крепления упругих элементов к раме радиатора. Устройство для соединения радиатора 1 с двигателем 2 содержит опорную раму 3, жестко связанную с радиатором и выполненную в виде прямоугольного параллелепипеда, гофрированные шланги 4, 5, соединяющие радиатор и двигатель, снабженный вентилятором б. Упругая подвеска, связывающая раму 3 радиатора 1 с двигателем 2 выполнена в виде трех упругих элементов 7, 8, 9, так, что точка 10 крепления одного из них (7) расположена в передней плоскости радиатора в первой вершине параллелепи педа рамы 3, а точки 11, 12 креплени двух остальных упругих элементов 8, расположены в задней плоскости радиатора на гранях 13, 14 параллелепипе да, пересекающихся во второй его вер шине 15, диагонально противоположной первой вершине. При этом каждая из двух последних точек 11, 12 креплени удалена от вершины 15 параллелепипед на расстояние, равное 3/4 длины соот ветствующей грани 13. 14. Упругие эл менты 7, 8, 9 могут быть выполнены различной жесткости в осевом направл нии. Рама 3 может быть установлена в двух вертикальных направляющих 16 и 17, выполненных в виде короба, охватывающего по периметру раму и имеющего П-образное сечение, плоскостискольжения которых перпендикулярны оси вентилятора. Для уменьшения трения скольжения могут быть устано.влены антифрикцион.ные накладки, например, из фтороплас та (на черт, не показаны). Направляющие обеспечивают радиатору три степени свободы в плоскости У, Oi Zj. Д-вигатель 2 соединен упругими эле ментами 18 с шайси 19. Устройство ра:ботает следующим образом. Двигатель 2 во время работы генерирует пространственную поликомпонентную вибрацию, передающуюся через упругие элементы 7, 8, 9 на радиатор 1. Расположение точек крепления рамы радиатора вышеуказанным образом позволяет существенно увеличить коэффициенты связи Mejfgqy формами колебаний радиатора, сделать их шестисвязанным и при совпадении частоты возмущения от двигателя с собственной частотой колебаний радиатора любой формы при водит к увеличению амплитуд линейных и угловых колебаний и по другим формам. Для этого жесткости амортизаторов и координаты их крепления выбира ются так, чтобы спектр собственных, частот лежал в диапазоне рабочих чисел оборотов двигателя. Интенсивные колебания радиатора приводят к интенсивности теплообмена, что позволяет уменьшить его габариты и металлоемкость. Кроме того, радиатор, упруго соединенный с двигателем, иг-..рает роль пространственного динамического гасителя и позволяет снизить амплитуды пространственных колебаний двигателя на определенных режимах его работы. Для тихоходных транспортных средств ама радиатора устанавливается в направляющих 16, 17, что обеспечивает постоянный расчетный зазор мелуду крыльчаткой вентилятора и плоскостью рсщиатора, не ухудшая теплообмена. Формула изобретения 1. Устройство для соединения радиатора с двигателем, преимущественно транспортного средства, содержащее опорную раму, соединенную с радиатором и имеющую форму прямоугольного параллелепипеда, гофрированные шланги, связывающие радиатор с двигателем и упругие элементы, установленные меж ду рамой и двигателем, отличающееся тем, что с целью снижения амплитуды пространственных колебаний двигателя при одновременном уменьшении металлоемкости радиатора, точка крепления одного из упругих элементов к опорной раме расположена в передней плоскости радиатора в первой вершине параллелепипеда рамы, а точки крепления двух других упругих элементов расположены в задней плоскости радиатора на - гранях параллелепипеда рамы, пересекающихся во второй его вершине, диагонально противоположной первой, при этом каждая из двух последних точек крепления удалена от второй вершины параллелепипеда на расстояние,равное 3/4 длины соответствующей грани. 2. Устройство по п. 1, о т л ичающееся тем, что, с целью обеспечения постоянного зазора между радиатором и вентилятором двигателя, опорная рама снабжена вертикальными направляющими для перемещения ее по ним в плоскости, перпендикулярной оси вентилятора. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 381563, кл, В 60 К 11/04, 1970 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ испытания двигателя внутреннего сгорания на стенде с упругой подвеской | 1977 |
|
SU985726A1 |
Учебная установка по динамике механизмов | 1989 |
|
SU1695365A1 |
Датчик силы | 1983 |
|
SU1136040A1 |
Переносная моторная пила | 1980 |
|
SU939187A1 |
Стенд для испытания мотопил | 1983 |
|
SU1107029A1 |
Учебная установка для изучения пространственных колебаний упруго подвешенного тела | 1989 |
|
SU1654859A1 |
Учебная установка по динамике механизмов | 1989 |
|
SU1622896A1 |
Переносная моторная пила | 1979 |
|
SU808266A1 |
Переносная моторная пила | 1980 |
|
SU870119A1 |
Переносная моторная пила | 1982 |
|
SU1027029A2 |
Zf .г.
ffff $ентил п а к/х.
Авторы
Даты
1980-07-23—Публикация
1977-06-24—Подача