Изобретение относится к области маши ностроения и может быть использовано пр разработке тяжепонагруженных и высокоскоростных волновых зубчатых передач. Известна волновая зубчатая передача, содержащая гибкое и жесткое колеса, ге г нератор волн, входной и выходной валы J Недостатком такой передачи является то, что под действием крутящего момента зубья жесткого колеса сохраняют свою первоначальную форму, в то время как аубья гибкого колеса становятся криволинейными. Это приводит к значительной концентрации напряжений по длине зубьев и снижению нагрузочной способности и долговечности передачи. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является волновая зубчатая передача, содержащая корпус, гибкое колесо, генератор волн, входной и выходной с фланцем валы, опорные брусья жестко связанные с фланцем, составное жесткое колесо, связанное с опорными брусьями I , Недостатком известной передачи является то, что в ней невозможен равноме(ный контакт зубьев гибкого и жесткого колес (по всей длине зубьев). Это объясняется следующим : если предположить, что контакт равномерный, то под действием крутящего момента образующие зубьев гибкого колеса и огибающие торцов колец жесткого колеса имели бы крутизну с противоположными знаками и, следователь. но, были бы несопрягаемы. Таким образом, конструкция упомянутой передачи только уменьшает неравномерность контакта по длине зубьев, не устраняя ее полностью и. ПОЭТОМУ: имеет пониженную нагрузоч- ; ную способность и долговечность. Цель изобретения - повышение нагрузочной способности и долговечности волновой зубчатой передачи. Это достигается тем, что в каждом опорном брусе выполнен паз в виде глухих гнезд цилиндрической и овальной фор г мы, и соединяющей их между собой сквоэной канавки, передача снабжена установ- ленными в пазах, двучопорным балками, форма каждой из которых аналогична пазу опорного бруса, а состещнов жесткое колесо закреплено в двукопорных балках. На фиг. 1 изображена волновая передача, общий BHAj на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 -- схема контак та зубьев гибкого и составного ткесткотх) колес. Волновая зубчатая передача содержит корпус 1, неподвижно закрепленное на нем гибкое колесо 2, генератор 3 волн, связанный с входным валом 4, выходной вал 5 с фланцем 6 и установленные во фланц опорные брусья 7. - В каждся«1 опорном брусе выполнены паз в -виде глухих гнезд цилиндрической 8 и овальной 9 формы и соедшшющей гос между собой канавкой 10. Передача такж имеет двухопорные балки 11, форма каждой из которых аналогична пазу опорного бруса 7, составное жесткое колесо 12, составленное из набора тонких колед 13, закрепленных в двухопорных балках 11. Для фиксации двухопорных балок 11 от осевых перемещений имеются пластины 14 и 15. Зазоры между стенками сквозной канавки 10 и боковыми поверхнос:Т сми двухопорной балки 11 допускают прогиб и поворот ее под нагрузкой. Стопоры 16 фиксируют кольда 13 составного жесткого колеса в осевом направлении. Передача работает следующим образом Во время работы генератор 3, приводимый во вращение от входнотю вала 4, возбуждает волновую деформацию гибкого колеса 2, зубья которого взаимодействую с зубьями жесткого колеса и через двухопорные балки 11 и опорные брусья 7 передают крутящий момент на выходной вал 5. В процессе взаимодействия зубьев в зацеплении возникают усилия, под действием которых гибкое колесо закручивается, а опорные брусья и двухопорные балки прогибаются. При этом одна из опор каждой двухопорной балки перемещается совместно с де4)0рмируюшш/1ся опорным брусом, а упругая линия самой двухопорной балки вследствие прогиба получает кривизну того же знака, что и огибающая зубьев гибкого колесе (фиг. 3) На фиг, 3 сплошными пиниями показаны элементы передачи во время действия крутящего момента. Сечения опорных брусьев и двухопорных балок выбраны таКИМ образом, чтобы под нагрузкой форма упругих линий бапок (а следовательно, и огибающих торцов зубьев составного жесткого колеса) точно соответствовала образующей зубьев гибкого колеса при уело- ВИИ равномерного контакта зубьев по всей длине. В передаче форма деформирования опорных брусьев не оказывает определяющего влияния на распределение напряжений по длине зубьев, поэтому все опорные брусья могут выполняться с постоянными сечениями, В то же время двухопорпые балки должны иметь постоянные сечен1ш, так как только в этом случае огибаклцая зубьев составного жесткохю колеса и образующая зубьев гибкого колеса будут сопрягаемыми (перемещения в обоих случаях будут пропорциональны третьей степени длины упругой линии). Формула изобретения Волновая зубчатая передача, содержащая корпус, гибкое колесо, генератор волн, входной и выходной с фланцем валы, опорные брусья, жестко связанные с фланцем, составное жесткое колесо, связанное с опорными брусьями, отличающаяс я тем, что, с Целью повышения нагру - зочпой способности и долговечности передачи, в каждом опорном брусе выполнен паз в виде г тухих гнезд цилиндрической и овальной формы, и соединяющей их между собой сквозной канавки, передача снабжена установленньми в пазах двухопорнын балками, форма каждой из которых аналог гчна пазу опорного бруса, а составное жесткое колесо закреплено в двухопорных балках Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1,Патент США № 2906.143, кл. 74-640, 1959. 2.Патент США № 3.161.08О, 1Ш, 74-640, 1964 (прототип).
л
to ©
Авторы
Даты
1980-07-23—Публикация
1978-05-15—Подача