1
Изобретение относится к области машиностроения, а именно, к способам определения монтажных характеристик в подшипниках качения.
Известен способ измерения монтажного радиального зазора, при котором одно кольцо подшипника закрепляют неподвижно, а к другому прикладывают радиальную нагрузку, изменяют направление нагрузки и измеряют смещение свободного кольца, а также тела качения, расположенного на линии действия нагрузки ij .
О величине зазора судят по разности удвоенного смещения тела качения и смещения свободного кольца подшипника.
Недостатком этого способа является недостаточно высокая точность определения требуемого натяга.
Наиболее близким по своей технической сущности к данному способу является способ обеспечения требуемого натяга в подшипнике качения с .оническим отверстием внутреннего кольца при установке его на коническую шейку вала, заключающийся в том, что вал располагают горизонтгшьно, насаживают на коническую шейку вала подшипник без наружного
кольца, измеряют сверху радиальные перемещения подшипника без наружного кольца и по результатам измерения определяют натяг (зазор) в подшипнике 2 .
Однако и этот известный способ не отличается высокой объективностью определения натяга (зазора) в подшипнике, так как не учитывает
0 отклонения геометрии колец до монтажа и после него, погрешность измерительных приборов из-за больших монтажных усилий..
Целью настоящего изобретения
15 является повышение точности обеспечения натяга (зазора).
Цель достигается тем, что на коническую шейку вала насаживают собранный подшипник, радиальные
20 перемещения собранного подшипника измеряют сверху и снизу, измеряют осевые перемещения внутреннего кольца подшипника, находят зависимость натяга (зазора) в подшипнике
25 от осевых перемещений внутреннего кольца и радиальных перемещений подшипника, снимают подшипник с коi нической шейки вала, насаживают его вновь на коническую шейку, измеряют осевые перемещения внутреннего
кольца подшипника и по результатам измерения и найденной зависимости устанавливают требуемый натяг (зазор) в подшипнике.
На чертеже изображена схема взаимного расположения измерителей линейных перемещений и контролируемого подшипника.
Процесс обеспечения требуемого натяга (зазора)в подшипнике по описываемому способу заключается в следующем.
Вал располагают горизонтально и насаживают на коническую шейку вала 1 подшипник. К тЪрцу внутреннего кольца 2 подшипника и по середине образующей наружного кольца 3 сверху и снизу подводят измерители линейных перемещений, соответственно 4, 5, б, и устанавливают их на нуль. С помощью гайки 7 начинают насаживать (перемещать по оси вала) подшипник и регистировать величину осевого перемещения внутренего кольца подшипника S и величину радиального перемещения подшипника Sp. В том случае, если нужно определить только заданный зазор насаживание и регистрацию перемещений ведут только до момента остановки радиальных перемещений.
Полученные данные S и Sp и величину заданного зазора вводят в формулу и расчетным путем определяют Sgjвеличину, на которую нужно переместить подшипник для того, чтобы получить заданный зазор Н.
где величина осевого перемещения вунтреннего кольца подшипника, соответствующего моменту остановки радиальных перемещений; Spi - величина радиальных перемещений подшипника до его остановки; Н - величин заданного зазооа.
Далее(ПОДШИПНИК, насаженный на коническую шейку вала до величины Sg, демонтируется и заново насаживается до расчетной величины, соответствующей зазору Н.
При определении натяга после остановки радиальных перемещений осевое насаживание подшипника продолжают. После возникновения радиальных деформаций наружного кольца продолжают насаживание подшипника до величины радиальных деформаций, соответствующих заданному натягу дН. С помощью измерителя линейных перемещений фиксируют величину S jвеличину осевых перемещений (нуль насаживания) подшипника до получе;ния заданного натяга S, величину
которого расчитывают по следующей зависимости:
ЛН 5,
он 02 5
7
Р
где ДН - величина заданного натяга ,0т1,5 - коэффициент, учитыва(Ющий изменения жесткости при возникновении радиальных деформаций подшипника; S, величины перемещений, замеренные при определении Зс1данного зазора.
Таким образом, благодаря тому, что в процессе измерений введены операции, при которых одновременно измеряют осевое перемещение внутреннего кольца и радиальное перемещение подшипника, а требуемы значения получают, используя зависимость между результатами измерений и заданными значениями натяга (зазора), точность и объектиность обеспечения требуемого натяга (зазора) в подшипнике качения стала выше.
Формула изобретения
Способ обеспечения требуемого натяга в подшипнике качения с коническим отверстием внутреннего кольца при установке его на коническую шейку вала, заключающийся в том, что вал располагают горизонтально, насаживают на коническую шейку вала подшипник без наружного кольца, измеряют сверху радиальные перемещения подшипника без наружного кольца и по результатам измерения определяют натяг (зазор) в подшипнике, отличающийс я тем, что, с целью повышения
Q точности обеспечения натяга (зазора), на коническую шейку вала насаживают собранный подшипник, радиальные перемещения собранного подшипника измеряют сверзу и снизу, измеряют осевые перемещения внутреннего кольца подшипника, находят зависимость натяга (зазора) в подшипнике от осевых перемещений внутреннего кольца и радиальных перемещений подшипника, снимают подшипник с конической шейки вала, насаживают его вновь на коническую шейку, измеряют осевые перемещения внутреннего кольца подшипника и по результатам измерения и найденной
5 зависимости устанавливают требуемый натяг (зазор) в подшипнике.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР Q 340877, кл. G 01 В 5/14, 1972.
2.Справочник технолога-машиностроителя. Под. ред. Кошловой А.Г. и Мещерякова Р.К., том 1, М., Машиностроение, 1972, с. 659-660 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для регулировки натяга в подшипнике качения | 1982 |
|
SU1109546A1 |
Способ обеспечения требуемого натяга (зазора) в подшипнике качения | 1980 |
|
SU903731A1 |
СИСТЕМА ДЛЯ РЕМОНТА БУКСОВЫХ УЗЛОВ | 2020 |
|
RU2747246C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТОЧНОСТИ ВРАЩЕНИЯ ДВУХРЯДНОГО РОЛИКОПОДШИПНИКА ПРИ ИМИТАЦИИ РАБОЧЕГО НАТЯГА | 2010 |
|
RU2451275C1 |
Устройство для регулировки натяга подшипника | 1981 |
|
SU1011927A1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МОНТАЖНОГО РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА (НАТЯГА) | 1972 |
|
SU340877A1 |
Способ приработки радиально-упорных подшипников в дуплексе | 1989 |
|
SU1663256A1 |
САМОУДЕРЖИВАЮЩИЙСЯ КОНИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК | 2011 |
|
RU2575365C2 |
СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРОЧНОСТИ НАПРЕССОВКИ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ НА ШЕЙКЕ ОСИ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2329478C1 |
УЗЕЛ РАДИАЛЬНОГО РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 1991 |
|
RU2011901C1 |
Авторы
Даты
1980-09-15—Публикация
1976-01-04—Подача