Шпиндельный узел Советский патент 1980 года по МПК B23B19/02 

Описание патента на изобретение SU766755A1

Изобретение относится к области станкостроения и кюжет найти примене ние для обработки в центрах на станках, например в токарных и шлифоваль ных. Известен шпиндельный узел задней бабки, в которой центр вращается в радиально-упорных гидростатических подшипниках и смонтирован в невращающейся пиноли. Пиноль установлена в гидростатических опарах, выполненных в корпусе, и снабжена отдельным приводом ее осевого перемещения 1. Наличие двух пар радиальных гидростатических опор снижает жесткость вращающегоЬя вала, необходимость в отдельном приводе осевого перемещения усложняет кЪнструкцию и увеличивает габарит узла. Известен также шпиндельный узел с осевым перемещением шпинделя, выполненного в виде одноштокового поршня, расположенного в подшипниках скольженин; например гидростатических, наружный торец заднего из которых ос нащен полым колпаком, полость которо го соединена с источником давления через устройство управления 2. Недостатком этого устройства является то, что оно имеет ограниченные конструктивные технологические и эксплуатационные качества, что ограничивает его использование, например, в качестве вращающегося центра универсального высокоточного токарного станка. Целью изобретения является повышение конструктивных, технологических и эксплуатационных качеств шпиндельного узла. Цель достигается тем, что шток установлен в подшипниках одинакового диаметра, а полость осевого гидропривода разделена поршнем на две части, сообщенные между собой через гидравлическое сопротивление, образованное зазором между наружной -иейкой поршня и внутренней поверхностью колпака, причем величина этого зазора больше зазора в подшипниках. Для упрощения управления гидроприводом целесообразно штоковую полость гидропривода соединить с.источником давления через регулятор давления, а поршневую полость гидропривода через кран со сливом.Кроме того,целесообразно штоковую полость гидропривода подключить через обратный клапан с источником низкого давления. Для повышения надежности и упрощения конструкции следует между задним шпин дельным подшипником и полостью гидропривода выполнить дренажную кольцевую полость,соединенную со сливом и отделенную от нее гидравлическим сопротив лением в виде кольцевой щели между задней шейкой шпинделя и корпусом шпиндельного узла. Целесообразно также регулятор давления в штоковой полости гидроприво- .да выполнить в виде гидравлического потенциометра,образованного двумя последовательно включенными гидравличес ними сопротивлениями: регулируемым дросселем между источником давления и штоковой полостью гидропривода и кольцевой щелью между штоковой полостью гидропривода и кольцевой дренажной полостью. Для предотвращения аварийных ситуаций на штоковом торце поршня и на сопрягающемся с ним в крайнем переднем положении ш-пиндёля торце корпуса шпиндельного узла могут быть выполнены соосно оси шпинделя кольцевые эквидистантные поверхности, образующие гидравлическое сопротивле-ние в виде кольцевой щели, а кольцевая полость между этой щелью и кольцевой щельюмежду задней шейкой шпинделя и корпусом шпиндельного узла сое динена с реле давления блокировки вращения шпинделя. На фиг. 1 сх ематично изображено шпиндельный, узел, выполненный в виде вращающегося заднего центра задней бабки токарного станка в рабочем положении, разрез; на фиг. 2 - то же, в положении, когда центр несколько не дошел до зажимаемой детали. В шпиндельном узле, выполненном согласно изобретению, шпиндель 1 (в данной конструкции пиноль задней бабки токарного станка установлена в кор пусе 2 с 3a3Op.pM.ih в соответствующих переднем 3 и заднем 4 подшипниках скольжения одинакового диаметра, в данном случае гидростатических с взаи мообратным дросселированием. Шпиндель 1 несет центр 5, поджимающий изделие б, o6pa6aTHBaeMqe резцом 7. -На заднем конце шпинделя 1 выполнен поршень 8, расположенный в колпаке 9, установлен ном на корпусе 2 со стороны заднего торца заднего, шпиндельного подшипника 4, так чтошток шпинделя 1 поршня расположен в переднем 3 и заднем 4 шпиндельных подшипниках. Наружная ци пиндрическая поверхность поршня 8 и внутренняя цилиндрическая поверхност колпака 9 сопряжена с зазором Н, пре вышающим зазор h в шпиндельных подшипниках, например Н 2h. Зазор Н разделяет полость колпака 9 на две части,образующие полости осевого гидропривода шпинделя 1-штоковую полост 10 и поршневую полость 11.Одновременн кольцевая щель с зазором Н между порш нем 8 и колпаком 9 служит гидравлическим сопротивлением между полостями 10 и 11. Для осуществления осевого движения атинделя 1 можно применять различные гидросхемы. Наиболее целесообразное исполнение показано на чертеже. Штоков.ая полость 10 гидропривода соединена через регулятор давления с источником высокОгО./яавления Рц, а поршневая полость 11 через кран 12 со сливом. При этом полость 10 через обратный клапан 13 может, быть соединена с : источником низкого давления Р. Между собственно- задним шпиндельным подшипником 4 и штоковой полостью 10 гидропривода, мажет быть выполнена дренажная кольцевая полость 14, соединенная со сливом и отделенная от полэсти 10 гидравлическим сопрртивле- i нием в виде кольцевой щели 15 между задней шейкой шпинделя 1 и корпусом шпиндельног.6 узла, в данном случае продолжением втулки подшипника 4. Эта щель может выполнять ряд функций. Регулятор давления в полости 10 может быть любым. В описываемом варианте он выполнен в виде гидравличес.кого потенциометра образованного двумя последовательно включенными гидравлическими сопротивлениями : регулируемым дросселем 16 между источником давления Р и полостью 10 гидропривода и сопротивлением кольцевой щели 15 между полостью 10 гидропривода и кольцевой дренажной полостью 14. На переднем (штоковом) торце поршня 8 и на сопрягающемся с ним в крайнем переднем положении шпинделя 1 торце корпуса, в данном случае заднем торце втулки подшипника 4, могут быть выполнены (как показано на чертеже) соосно оси шпинделя 1 кольцевые эквидистантные поверхности (в данном случае плоские) , о бразующие в крайнем переднем положении шпинделя 1, а точнее даже не доходя нескольких сотых долей миллиметра до этого положения (фиг. 2) гидравлическое со- , противление в виде кольцевой щели 17 высотой S, а кольцевая полость 18 мехсду кольцевыми щелями 17 и 15 соединена, с реле давления 19, Соединенные последовательно полостью 18 сопротивления: переменное-щели 17 (зависит от осевого положения шпинделя 1) и постоянное-щели 15 тоже образуют гидравлический потенциометр. Полость 20 между подшипниками 3 и 4 соединена с источником давления Р, смазки гидростатических подшипников. Полость 10 привода соединена с манометром 21,. Шпиндельный узел работает следующим образом. При включении давления Р смазки масло из полости 20 через дросселирующие, щели поступает в несущие карманы подшипников 3 и 4. -Тонкий слой масла вытекающего из перед1ШГО подшипника 3 во фланец уплотнения и из заднего подшипника 4 в дренажную полость 14 жестко центрирует (шпиндель во втулках подшипников 3 и 4 с радиальным h, например h .20 мкм. При этом поршень 8 устайавливается в колпаке 9 концентрично с радиальным зазором Н (например Н 40 мкм) между цилиндрическими поверхностями поршня 8 и колпака 9; и шпиндель 1 может беспрепятственно вращаться и перемещаться вдоль оси в подшипниках 3 и 4 на тонком, высотой h, слое масла, преодолевая при лишь силы жидкостного трения.Пр включении высокого давления Р масла (например, 20 кгс/см ) и низкого Р(например Рц 4 кгс/см ) проходящее через дроссель 16 и обратный клапан 13 масло поступает в полость 10 гидропривода. Если кран 12 закрыт то поршень 8 со шпинделем 1 начнут п :ремещаться вперёд (на чертеже налево под действием разности сил давления масла в полостях 10 и 11 на поршень 8f так как эффективная площадь поршня 8 со стороны полости 11 значитель но больше эффективной площади со сто роны полости 10.При этом передний ко рней шпинделя 1 с центром 5 выдвигает .сй вперед в центровое отверстие заго товки 6 с тем большей скоростью,чем .больше давление P и зазор Н.Незначигельная часть масла из полости 10 через щель 15 будет дросселироваться в дренажную полость 14. Когда центр 5 войдет в центровое отверстие и упрется в заготовку 6, т.е. остановится давление в полостях 10 и 11 выравняются и начнут увеличиваться. Когда они превысят давление Р, закроется обратный клапан 13 и перекроет магистраль низкого давления Рц . После чего в полостях 10 и 11 установится дав -ление,зависящее от настройки сопротив ления дросселя 16 и от соотношения этого сопротивления и гидравлического сопротивления щели 15,например, при равенстве этих сопротивлений давление в полостях 10 и 11 будет равно 0,5 РВ .Сила сжатия центров равна произведению давления в полостях 10 и 11 на площадь штока,т.е.на площадь сечения шпинделя 1 и может тонко настраиваться дросселем 16 и наблюдаться по манометру 1,на который может быть установлена шкгша, протарированная в единицах силы сжатия центров. После остановки осевого движения шпинделя 1 масло под давлением Рц течет по трак ту дроссель 16 - полость 10 - щель 15 дренажная полость- 14 - слив. При вращении изделия 6 оно силами трения между поверхностями центрового отверстия и центра увлекает за собой шпиндель 1, который вращается, преодолевая лишь силы жидкостного трения в подшипниках и в полостях колпака 9. Резец 7 обрабатывает изделие 6. Если шпиндель не уперся в изделие (его нет, или оно короче, или слишком глубокое центровое отверстие) или даже если уперся, но передний торец поршня 8 лишь опасно приблизился к заднему торцу подшипника 4, например S 0., 05 мм (фиг. 2), то давление в полости 18 упадет, и реле давления 19 блокирует вращение заготовки б и шпинделя 1 Например, если сопротивление щелей 17 и 15 будут равны, то давление в полости 18 будет в два раза меньше давления в полости 10. В крайнем переднем (левом)- положении дальнейшее движение поршня 8 и шпинделя 1 ограничивает задний торец втулки. Если кран 12 открыт, то полость 11 соединена со сливом; и давление в неа падает. Давление в полости 10 тоже снижается из-за утечек через щель Н, Когда оно станет меньше Р, , обратный клапан 13 откроет магистраль низкого давления Р( . Йо давление в полости 11 сократится на достаточном из-за сопротивления щели Н уровне чтобы поршень 8 со шпинделем 1 быстро вернулся назад (на чертеже направо) до упора в дно колпака 9. Если кран 12 снова закрыт при движении шпинделя назад или после его остановки на упоре, шпиндель начнет выдвигаться вперед из корпуса и т.д., как это было уже . описано выше. В качестве рабочих сред смазки и привода можно использовать масла,воду газы и другие, а также их комбинации. Формула изобретения 1.Шпиндельный узел с осевым перемещением шпинделя, установленного в подшипниках скольжения, например гидростатических, и выполненного в виде штока с поршнем, входящим в полость осевого гидропривода, образованную в установленном на торце заднего подшипника колпаке и соединенную с источником давления через устройство управления, отличающийся тем,что,с целью повышения конструк- , тивных,технологических и эксплуатационных качеств узла,шток установлен в подшипниках равного диаметра,а полость осевого гидропривода разделена поршнем на две части,сообщенные между собой через гидравлическое сопротивение, образованное зазором между наружной шейкой поршня и внутренней поверхностью колпака, причем величина этого зазора больше зазора в подипниках. 2.Узел по п. 1, отлич-ающ и и с я тем, что, с целью упрощения гидроприводом, штоковая полость гидропривода соединена с источником давления через регулятор давления, а поршневая - через кран со сливом. 3. Узел по пп. 1и2, о т л и .4 а ю щ и и с я- тем, что, с целью упрощения управления гидроприводом, штоковая полость гидропривода подключена через обратный клапан,к источнику низкого давления. ,. Узел rto пп. 1-3, о т л и ч а -, to щ и и с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности узла, между задним шпиндельным подшипником и штоковой полостью гидропривода выполнена дренажная кольцевая полость, отделенная от штоковой ПОЛОСТИ гидропривода гидравлическим сопротивлением в виде кольцёвой щели Между задней шейкой шпинделя и корпусом шпиндельного узла. 5. Узел по пп. -1-4, о т л и Чающийся тем, чтодрегулятор давления в штоковой полости гидропривода выполнен в виде гидравлического петенциометра, образованного двумя Последовательно включенными гидрав|лическими, сопротивлениями: регулируемым дросселем между источником давлёния и штоковой полостью гидропривода и кольцевой щелью между штоковой полостью гидропривода и кольцевой дренажной полостью. б. Узел по пп. 1-5, о т л и ч а ю щ и и с я -тем, что, с целью предо враадения аварийных ситуаций, на штоковом торце поршня и на сопрягающемся с ним в крайнем переднем поло женин шпинделя торце корпуса шпиндельного, узла выполнены соосно оси шпинделя кольцевые эквидистантные поверхности, образующие гидравлическое сопротивление в виде кольцевой щели, а кольцевая полость между этой щелью и кольцевой щелью между задней шейкой шпинделя и корпусом шпиндельного узла соединена с реле давления (блокировки вращения шпинделя). Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент ША № 3533316, -кл, 82-2, 1970. 2. Авторское свидетельство СССР 584974, кл. Ъ 23 Б 19/02, 1976.

Похожие патенты SU766755A1

название год авторы номер документа
Шпиндельный узел 1980
  • Шиманович Моисей Абрамович
  • Мацковский Борис Григорьевич
  • Петренко Виталий Павлович
SU891226A1
Шпиндельный узел 1985
  • Айзеншток Григорий Израилевич
  • Глебкин Владимир Петрович
SU1289612A1
Шпиндельный узел 1980
  • Шиманович Моисей Абрамович
  • Панин Вячеслав Николаевич
  • Наумов Иван Николаевич
  • Матвеев Алексей Григорьевич
SU908580A1
Шпиндельный узел 1980
  • Айзеншток Григорий Израилевич
  • Шишеев Михаил Дмитриевич
  • Королев Эдуард Геннадьевич
  • Герасимов Александр Дмитриевич
  • Архангельская Людмила Шнееровна
SU933273A1
Шпиндельный узел 1976
  • Шиманович Моисей Абрамович
  • Рубинчик Самуил Иосифович
SU685443A1
Шпиндельный узел 1973
  • Шиманович Моисей Абрамович
SU448114A1
Ползун 1974
  • Шиманович Моисей Абрамович
  • Левшунов Валентин Тихонович
SU476130A1
Шпиндельный узел /его варианты/ 1980
  • Шиманович Моисей Абрамович
SU917929A1
Шпиндельный узел 1979
  • Шиманович Моисей Абрамович
  • Щербаков Владимир Павлович
  • Дерницин Владимир Михайлович
  • Озоль Альберт Иванович
  • Прохоров Анатолий Федорович
  • Бабаджанян Завен Саркисович
SU872186A1
Опорный узел жидкостного трения 1981
  • Шиманович Моисей Абрамович
  • Щербаков Владимир Павлович
  • Озоль Альберт Иванович
  • Петренко Алла Георгиевна
SU986758A1

Реферат патента 1980 года Шпиндельный узел

Формула изобретения SU 766 755 A1

SU 766 755 A1

Авторы

Шиманович Моисей Абрамович

Аслибекян Феликс Суренович

Наумов Иван Николаевич

Панин Вячеслав Николаевич

Даты

1980-09-30Публикация

1978-08-09Подача