1
Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в высокоточных, например, токарных станках для обработки торцов тонкостенных дисков, в которых подвижный узел, например ползун, перемещается по направляющим, представляющим собой скалки, сопряженные с гидростатическими подшипниками.
Известны ползуны, установленные в направляющих, образованных одной или несколькими скалками, сопряженными с гидростатическими опорами, и перемещаемые гидроприводом относительно основания вдоль направляющих.
Недостатком известных ползунов являются сложность конструкции и монтажа, вызываемые необходимостью изготовления и точпостью установки относительно направляющих гидроцилиндра привода ползуна, а также уплотнения щтока. При этом неизбежная непараллельность цилиндра скалкам, трение уплотнений порщия и щтока с корпусом усложняют получение медленных плавных перемещений ползуна.
Цель изобретения - упрощение копструкции и повыщение эксплуатационных качеств ползуна.
Это достигается тем, что по меньшей мере одна скалка неподвижно закреплена в ползуне и подвижно установлена в гидростатических подшипниках, выполненных в основаннн, а ее торцы расположены в полостях, связанных с нсточником давлеНИя жидкости, образуя гидропривод. При этом полости гидропривода могут быть соединены с гидростатическими подшипниками через зазор между скалкой и основанием и подключены к сливной магистрали через управляемое гидравлическое сопротивление, например сумматора расходов.
Па фиг. 1 изображен предлагаемый ползун в продольном разрезе; на фиг. 2 - то , поперечны разрез; на фиг. 3 - вариант выполнения нолзуна, у которого полости гидропривода соединены с гидростатическими подшипниками (в продольном разрезе).
Ползун 1, несуигий резцедержатель 2, установлен в направляющих, образованных двумя скалками 3, входящими в отверстия основания, в которых имеются гидростатические ПОДШ11ПНИКИ 4 с несущим карманами 5, соедииеиным:и через дроссели б с источником давления Р,,. Песущие карманы 5 окружены кольцевыми дренажными канавками 7, соединенными со слнвной магистралью 8. Концы скалок 3 входят в нолости 9-12 гидропривода, которые образованы колпаками 13, закрепленными 13 ооювании 4. Зазор между скалками 3 и колпаками 13 может быть иропзвольным, например равен 2 мм. Полости 9
и 10 соединены между собой магистралью 14 и образуют правую полость гидропривода, а полости И и 12 - магистралью 15 и образуют левую полость гидропривода. Магистрали 14 и 15 соединены соответственно магистралями 16 и 17 с управляющим устройством 18, которое коммутируется с источником давления и сливиой магистралью. Управляющее устройство 18 может иметь обычную мостовую схему, образованную сумматором и делителем расходов в виде золотника или аппаратов типа «сопло-заслопка.
На фиг. 3 (вариант выполнения устройства) несущие карманы 5 гидростатических подшипников соединены с полостями 9-12 гидропривода через зазор 19 между скалками 3 и основанием 4. Соединенные между собой магистралями 14 и 15 полости 9 и 10, 11 и 12 посредством магистралей 16 и 17 через управляемое гидравлическое сопротивление (сумматор расходов) 20 подключены к сливной магистрали.
Работа ползуна осуществляется следующим образом.
Рабочая жидкость от источника давления РП через дроссели 6 нагнетается в несущие карманы 5 гидростатических подщипников и тем самым центрирует скалки 3. В результате этого ползун 1 с резцедержателем 2 может перемещаться на жестком слое жидкости, не касаясь основания 4, т. е. между скалками 3 и основанием 4 имеет место жидкостное трение. Вытекающая из несущих карманов 5 жидкость собирается в дренажных канавках 7 и отводится в сливную магистраль 8.
Для осуществления перемещений ползуна 1 относительно корпуса 4 посредством управляющего устройства 18 создают разность давлений между правыми полостями (9 и 10) и левыми (11 и 12). Для перемещения ползуна 1 вправо давление в полостях 11 и 12 должно быть выше давления в полостях 9 и 10, а для перемещения влево - наоборот. Развиваемое гидроприводом усилие перемещения
равно произведению разности давлений в противоположных полостях на сумму поперечных сечений скалок. Скорость перемещения зависит от расходов жидкости, нагнетаемой в указанные полости.
Для получения малых скоростей и плавных перемещений ползуна 1 полости 9-12 (фиг. 3) соединяют через зазор 19 с несущими карманами 5. Утечки из карманов 5 через
этот зазор попадают -в полости 9-12. Разность давления в полостях, обеспечивающая перемещение ползуна, создается при помощи сумматора расходов 20.
При таком вьшолпении ползуна отпадает
необходимость в специальном гидроприводе, порщень и щтоки которого надо уплотнять и выставлять параллельно направляющим. Это исключает защемление штоков, поршня и скалок, что в сочетании с жидкостным трением
позволяет получить исключительно высокие прямолинейность и плавность при малых скоростях перемещений.
Предмет изобретения
1.Ползун, установленный в направляющих, образованных одной или несколькими скалками, сопряженными с гидростатическими подщишшками, и перемещаемый гидроприводом
вдоль направляющих относительно основания, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, по меньшей мере одна скалка неподвижно закреплена в ползуне и подвижно установлена в гидростатических
подшипниках, выполненных в основании, а ее торцы расположены в полостях, связанных с источником давления жидкости.
2.Ползун по п. 1, отличающийся тем, что полости гидропривода соединены с гидростатическими подшипниками через зазор между скалкой и основанием и подключены к сливной магистрали через управляемое гидравлическое сопротивление, например сумматор расходов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ползун | 1978 |
|
SU768595A1 |
Опорный узел для возвратно-поступа-тельного движения | 1974 |
|
SU508599A1 |
Станок для обработки торцовых поверхностей | 1977 |
|
SU738772A1 |
Вальцешлифовальный станок для обработки валков в собственных подшипниках | 1975 |
|
SU556029A1 |
Устройство для обработки тел вращения | 1973 |
|
SU504343A1 |
Шпиндельный узел | 1979 |
|
SU872186A1 |
Машина для сварки трением | 1988 |
|
SU1637982A1 |
Шпиндельный узел | 1985 |
|
SU1289612A1 |
Устройство для автоматического регулирования толщины полосы | 1980 |
|
SU865462A1 |
Гидравлический сервопривод | 1976 |
|
SU649888A1 |
Авторы
Даты
1975-07-05—Публикация
1974-01-23—Подача