Изобретение относится к смазочным материалам и касается улучшения эксплуатационных свойств смазочных масел. Известен .сгюсоб улучшения противоизносных:свойств моторного масла в системе двигателя внутреннего сгорания путем размельчения, содержащихся в масле примесей, заключающийся в том, что.размельчение осуй;ествляют ударом струи масла о твердую поверхность, размещенную на уровнем масла, например в картере 1. . Однако из1вестный способ не улучшает антинагарных и антйокислительных свойств масла. Указг1нного недостатка лишен спр соб улучше 1ия эксплуатационных свойств моторного масла для двигателей внутреннего сгорания, состоящий в том, что для улучшения антинагарных свойств в моторн ое масло добавляют имидопроизводную присадку 2. Однако этот способ малоэффектив для компрессорного масла, применяемого в поршневых многоступенча- , тых компрессорах при производстве кислорода.,, так как в условиях контакта компрессорного масла с кислородом воздуха под высоким давлением и высокой температуры трущихся поверхностей поршня и цилиндра, несмотря на применение присадок, происходит интенсивное нагарообразование, что ведет к резкому повышению температуры, интенсификации износа трущихся поверхностей и опасности взрыва. Известен также наиболее близкий к предлагаемому способ улучшения эксплуатационных свойств моторного Масла путем периодического пропускания через него углекислого газа для увеличения.срока службы масла 3. Однако применить его для KOMnjpec-. сорного масла в УСЛОВИЯХ кислородного производства (имеется в виду получение кислорода из воздуха) нельзя в связи с тем, что углекислый газ попадает в сжижаемый воздух в процессе кислородного производства и на одном из его этапов - при сжйжении с воздухом в условиях низкой температуры, переходит в твердую двуокись углерода и забивает воздухоразделительные аппараты. По этой же причине при производстве кислорода воздух перед ежижением предварительно очищают от углекислого газа как от врёднрй примеси. Масло, через которое пропускают углекислый газ, вызывает повышеннрв нагарообразование.
Целью изобретения является устранение указанного недостатка и снижение на1гарообразования масла.
Поставленная цель достигается тем, что в способе улучшения эксплуатационных свойств смазочных масел путем периодического пропускания газа через масло, в качестве газа, протпускаемого через масзло, используют аргон, . ..
Выбор аргона обусловлен тем, что он хорошо удерживается длительное время в масле,удаляет летучую фракцию продуктов окисления масла которые Вызывают нагарообразование, хорошо распределяется в масле и придает ему. противоизносные свойства уменьшая трение, и не оказывает отрицательного действия на процесс производства кислорода.
П р и м ер. ПолучаекЕ1м при производстве кислорода аргоном наполняют баллон и через редуктор при небольшом избыточном давлений, равном 0,1-0,2 кгс/см, пропускают его через компрессорное масло 11-28, находившееся в расходном бачке системы цилиндровой смазки пор яневрг MHOrocTyneft4a fd b KOMnjJeccdpa вы- сокого давления в процессе получения кислорода. Температура масла при этом равна 20-40с. При указанной температуре и небольшом йзбыточнсял даBTteНИИ аргона, происходит равномерное насыщение масла аргоном и охлаждение его.
Время пропускания аргона через масло составляет 10-15 мин.
Практически установлено, что достаточно пропускать аргон через масло один раз в сутки в течение 1015 мин для уменьшения отложений Награ на рабочих частях компрессора.
В лабораторных условиях испытания масла проводят на установке, представлякией собой емкость, в которую заливают компрессорное масло П-28, применяемое для смазки цилиндров, и загружают медные образцы.
Емкость имеет злектррподогрев с терморегулятором, а также
газоподводяцую трубку с рассекателем для подачи аргона. Об образовании Rarapai судят по состоянию медных Образцов.
Образцы вместе с маслом подвергают нагреву в течение 24ч при температуре (эта температура вызывает усиление нагарообразования и является приближенной к условиям эксплуатации). Количество образовавшегося нагара определяют весовым методом после полного удаления с поверхности образцов масла органическими растворителями,Масло П-28 до и после каждого 24-часового цикла нагрева исследуют для определения изменения его кислотного числа.
В результате опытов установлено, что в первые 100 ч нагрева масла П-28 его нагарообразующая способность не изменяется, а в последующие 300 ч нагрева продувка аргоном позволяет эффективно восстанавливать значение кислотного числа в пределах требований ГОСТа 6480-53.
Результаты испытаний приведены в табл. 1.
В табл. 2 приведены результаты испытаний маселна коррозионную активность и диспергирующую способность .
Испытания по износостойкости проводят в течение 120 ч. Износ колец определяют весовым методом после полной смывки нагарообразований.
Полученные результаты сравнительных испытаний приведены в табл. 3.
Приведенные данные показывают эффективность способа.
Он обеспечивает достижение следующих результатов: снижение нагарообразования и коррозионной активности, уменьшение трения узлов компрессора и улучшение противоизносных свЬйств масла благодаря хорошему распределению аргона в масле; увеличение диспергирующей способности масла при пропускании через него аргона; снижение затрат на ремонтные работы благодаря уменьшению вагарообразрвания и снижению коррозионной активности масла; повышение надежнрсти работы компрессора и вйрывобезопасности.
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПРЕССОРНОЕ МАСЛО | 2013 |
|
RU2523010C1 |
КОМПРЕССОРНОЕ МАСЛО | 2005 |
|
RU2294355C1 |
Способ получения компрессорного масла | 2022 |
|
RU2801804C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО КОМПРЕССОРНОГО МАСЛА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В КОМПРЕССОРАХ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2548917C2 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1997 |
|
RU2127751C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ | 1968 |
|
SU211715A1 |
АНТИФРИКЦИОННАЯ МОДИФИЦИРУЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЭМУЛЬГИРУЕМАЯ В СМАЗОЧНЫХ СРЕДАХ ДЛЯ КОНТАКТИРУЮЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ, "АСПЕКТ-МОДИФИКАТОР" (АМ) | 1991 |
|
RU2031907C1 |
Автоматизированная установка для испытания моторных масел при различных режимах эксплуатации дизельного двигателя | 2023 |
|
RU2804375C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО | 2004 |
|
RU2261895C1 |
ИНГРЕДИЕНТ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 1996 |
|
RU2131451C1 |
Масло П-28
Коррозионная активность Коррозия отсутству(по ГОСТ 2917-45) ет (т.е. масло не
коррозионноактивно)
Диспергирующая способность (максимальная величина углеводородных частичек, мкм)
Потери веса кольца после 120 ч работы в условиях смазки их маслом
Наличие коррозионных точек (т.е. масло кор розионноактивно)
6-7,5
15
Таблица 3 П-28,г 776 Формула изобретения Способ улучшения эксплуатацион ны с свойств смазочных масел путем периодического пропускания газа чёрез масло, о тличающийся тем, что, с целью снижения нагарообразования масла, в качестве газа, пропускаемого через масло, используют аргон. - . , 7178 8 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 352935, кл. С 10 М 9/00 1971 з. Авторское свидетельство СССР 243762, кл. С 10 М 1/20, 1969 з. Авторское свидетельство СССР 289120, кл. С 10 М i/02, 1970 (прототип) .
Авторы
Даты
1980-09-30—Публикация
1978-07-07—Подача