-., . Изобретение относится к области машиностро ения.,. . Известна предохранительная муфта, содержащая ведомую полумуфту с цанговыми лепестками, взаимодействующими со шлицевыми канавками ведущей попумуфты 1. Недостатком этой муфты является износ сопрягаемых злементов, чувствительность к перекосу и Несооснбсти валов. Известна предохранительная компенсирующая муфта, содержащая ведущую полумуфту с буртиком, имеющим поднутра1ие со сторон, шлицеьь1Х канавок, и веясмую полумуфту с цанговыми лепестками, установленными под углом к оси вращения муфты, охватывающими распорный злемент и выполненнымн с отогнутыми концами, поджатыми при передаче крутяц го момента к поднутрению буртика {2. Данная муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и до стигаемому эффекту. Однако известная муфта из-за наличия распорного элемента и постоянной жесткости лепесжов обладает невысокой надежностью, незначительным сроком службы и сложной конструкцией, которая затрудняет мотаж и демонтаж муфты. С целью повышения срока службы, надежности и УСЛОВИЙ эксплуатации в предложенной муфте лепестки цанги выполнены переменной толщины, уменьшающейся к отогнутым концам лепестков. На фиг. 1 изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел 1 на фиг. 1; на фиг. 4 разрез Б-Б на фиг. 1. Муфта содержит 1ведущий вал 1, в отверстии которого установлена ведущая полумуфта 2 и пружина 3. Полумуфта 2 имеет шлицы, которые входят В кольца 4, жестко закрепленного на торце ведущего вала 1 н предшзначенного для передачи крутящего момента ведущей полумуфте 2 (см. фиг. 2). Полумуфта 2 имеет буртик 5 с поднутрениаи а (в местах выхода шлицевь1х канавок (см. фиг.З). Ведомая полумуфта, являющаяся одновременно ут зугим элементом, выполнена в виде цангн 6, лепестки 7 которой установлены под
углом 0 к оси вращения муфты. Лепестки 7 имеют отогиутые под углом а концы 8, преднаэначеиные для зацепления с буртиком 5 и шлицёвыми канавками 9 полумуфты 2. Цанга 6 жестки установле на на ведомом вш1у 10. Толщина лепестков 7 перемениа. Она уменьщается от основания цанги 6 к Отогнутым концам 8 таким образом, что площадь сечения лепестков также уменьшается к отогнутьгм концам. Тем самым обеспечивается переменная жес кость лепестков уменьщающаяся к их отогну нутьгм ковдам.. Благодаря такому исполнению при зацеплении концов 8 лепестков 7 с буртиков 5 полумуфты 2 лепестки 7 приобретают устойчивую сигарообразную форму (без допрлйительного деформирующего элемента в центральной части полумуфты). Тем самым упрощается включение муфты после срабатывания от перегрузок. Муфта работает следующим образом. Лепестки 7 цанги 6, находясь в зацеплении концами 8 со щлицевыми канавками попумуфты 2, передают крутящий момент с вала 1 на вал 10, или наоборот. От расцепления с ведущей полумуфтой 2 лепестки 7 удерживаются поднутрением а буртика 5 на полумуфте 2 и усилием пружины 3. С увеличением угла а и силы пружины 3 возрастает усилие расцепления лепестков 7. Варьируя этими параметрами, можно настраивать муфту на требуемую величину предельного момента и предельньге Числа оборотов. При превьпиении предельного момента лепест ки 7 i расходятся, занимая положение, показанное на фиг. 1 щтрих-пунктирс. Ведущая полумуфта 2 под действием пружины 3 заходит в отверстие вала 1, цепь полностью разрывается, и враицение вала 10 прекращается. Аналогичным образом отключаемся муфта пр превышении предельных чисел оборотов. В зтом
767430
случае лепестки 7 размыкаются под действием центробежных сил.
Для включения муфты необходимо отвести ведущую полумуфту 2 вправо, преодолевая усилие пружины 3, и завести концы 8 лепестков 7 в канавки 9 щлицев под буртик 5. При зтом лепестки 7 вследствие переменной жесткости принимают сигарообразную форму и удерживаютсй подпружиненной полумуфтой 2. Наличие гибких лепестков позволяет с помощью такой муфты соединять валы со значительным смёп ением или перекосом; сами лепестки при зтом выполняют роль компенсирующего звена. Простота конструкции и переменная жесткость лепестков, утолщающихся к основанию цанги, повышают срок службы муфты и ее надежность. Муфта гарантированно отключает привод при перегрузках, удобно и быстро включается. ормула изобретения Предохранительная компенсирующая муфта, содержащая ведущую полумуфту с буртиком, имеющим поднутрение, и ведомую полумуфту с цанговыми лепестками, установленными под углом к оси вращения муфты и выполненными с отогнутыми концами, поджатыми к поднутрению буртика, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности, надежности и улучшения условий эксплуатации, лепестки цанги вьшолнены переменной толщины, уменьшающейся к отогнутым концам лепестков. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент США N° 2558158, кл. 64-29, 1945. 2,Авторское свидетельство СССР № 597882, л. F 16 D 43/20, 1977 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительная компесирующая муфта | 1976 |
|
SU597882A1 |
Предохранительная муфта | 1978 |
|
SU684201A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1974 |
|
SU490968A1 |
Устройство для сборки с натягом деталей типа вал-втулка | 1976 |
|
SU597544A1 |
Муфта предельного момента | 1991 |
|
SU1791640A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1982 |
|
SU1128010A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1973 |
|
SU447530A1 |
Предохранительная муфта | 1979 |
|
SU1011929A1 |
Предохранительная муфта | 1979 |
|
SU855274A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1975 |
|
SU926400A1 |
rJ 5 Л и ////. ю
АА
Фиг. г
i
Риг.З
Vui.tf
Авторы
Даты
1980-09-30—Публикация
1978-06-29—Подача