Изобретение относится к судостроению.
По основному авт. св. № 374006 известен гребной винт со съемными 5 лопастями, имеющими хвостовик, установленный в гнездо ступицы, причем хвостовик выполнен с торцовой концентрической выемкой, в которой установ-. лен распорный сухарь со свободной 10 посадкой в верхней части выемки и прессовой посадкой в нижней ее части, причем выемка и торцовая часть тела хвостовика снабжены каналами для присоединения гидравлической системы 5 запрессовки и выпрессовки хвостовика путем поступательного перемещения распорного сух«ря l.
В результате установки сухаря в нижнее положение, при котором проис- 20 ходит фиксация лопасти в гнезде ступицы от перемещения вдоль и вокруг ее оси, последняя осуществляется за счет сил трения, возникающих на сопрягающихся поверхностях. 25
Однако длина линии контакта не может быть больше половины высоты комля, поэтому для тяжело нагруженных гребных винтов невозможно обеспечить требуемую прочность соедине- ЗО
ния без назначения контактных давлений, превышающих предел текучести материала лопасти. У лопастей этих гребных винтов при ремонте после удаления распорного сухаря из выемки в теле хвостовика, на контактных поверхностях сухаря и Выемки образуются задиры, что создает необходимость изготовления сухаря большего размера и расточки выемки под . новый размер сухаря. Не всегда удается осуществить и выпрессовку распорного сухаря из выемки, вследствие чего его удаление из выемки путем расточки не во всех случаях возможно из-за повышенной твердости материала сухаря.
Цель изобретения - повышение прочности, надежности соединения лопастей со ступицей и ремонтопригодности.
Это достигается тем, что каждый распорный сухарь выполнен составным из двух частей, причем наружная часть - в виде кольца с цилиндрической внешней и конической внутренней поверхностями, а внутренняя часть в виде конусной пробки, причем кольцо зафиксировано в хв ртовике лопасти от осевого перемещения. У такого винта на поверхности конусной пробки выполняют кольцевые канавки, а внутри - центральный канал, сообщеннный с канавками.
На фиг. 1 показан описываемый гребной винт с незакрепленной в гнезде ступицы лопастью; на фиг. 2 то же,с закрепленной в гнезде ступиц лопастью.
Гребной винт содержит ступицу 1 и съемные лопасти 2. Каждая лопасть имеет хвостовик 3, выполненный с концентрической выемкой 4, в которой установлен распорный сухарь, состоящий из кольца 5 и конусной пробки 6. Полость концентрической выем::и выполнена строго цилиндрической формы одинакового диаметра по всей высоте , и может сообщаться посредством канала 7 с гидравлической системой. Для присоединения гидравлической системы к уорцовой части хвостовика служит канал 8. Кольцевые канавки 9 на поверхности пробки 6 посредством центрального канала 10 могут быть присоединены к гидравлической системе. В хвостовике лопасти и кольце выполнены радиальные отверстия 11 для установки цилиндрических штифтов 12, которые стопорят от осевого перемещения кольцо 5 при движении пробки б в заданное положение. Распорный сухарь Ьеред установкой в концентрическую выемку хвостовика 3 лопасти 2 робирают так, что торец пробки 6 со стороны ее большего диа метра выступает из кольца 5 на величну h, которая определяется расчетным путем, с целью распираний кольца 5 д заданной величины продвижением пробк
6(в процессе монтажа лопасти 2) до ее заданного положения. При этом
h задают с учетом предварительной взаимной пригонки конусных поверхностей кольца 5 и пробки 6. Установку собранного таким образом распорного сухаря в выемку хвостовика лопасти также осуществляют с небольшим натягом путем его охлаждения или нагрева хвостовика. Установку лопасти в гнездоступицы производят в сборе с распорным сухарем. Далее подключают гидравлическую систему, подачей жидкости через канал
7перемещают пробку в заданное положение и распертый хвостовик закрепляют в гнезде ступицы по всей его высоте. Выпрессорку хвостовика осуществляют давлением . ндкости от гидравлической системы, подклиненной к каналу. Извлеченче распорного сухаря из выемки хвостовика лопасти производят путем установки пробки в исходное положение также давлением жидкости, которую подают от присоединенной гидравлической системы через канал 10 к кольцевым канавкам 9. При этом кольцо 5 возвращается в исходное положение и может быть свободно удалено без повреждения контактных поверхностей кольца и выемки.
5 Выполнение распорного сухаря составным позволяет довести длину линии контакта равной длине хвостовика 3 лопасти 2,т.е. увеличить ее в два раза по сравнению с известным устройством-прототипом.Увеличение длины линии контакта значительно повышает прочность и надежность крепления хвостовика лопасти в гнезде ступицы при одновременном снижении удельного
c давления на их контактных поверхностях.
Формула изобретения
1. Гребной винт со съемными лопастями по авт. св. СССР № 374006, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности, надежности соединения -лопастей со ступицей KL повышения ремонтопригодности, каждый распорный сухарь выполнен составным из двух частей, причем наружная часть - в виде кольца с цилиндрической внешней и конической внутренней поверхностями, а внутренняя
часть - в виде конусной пробки, причем кольцо зафиксировано в хвостовике лопасти от осевого перемещения.
2. Винт по п. 1, отличаю5 щ и и с я тем, что Ка поверхности конусной пробки выполнены кольцевые канавки, а внутри - центральный канал, сообщенный с канавками.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 374006, кл. В 63 Н 1/20, 27104.71 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гребной винт со съными лопастями | 1977 |
|
SU629121A2 |
ГРЕБНОЙ ВИНТ СО СЪЕМНЫМИ ЛОПАСТЯМИ | 1974 |
|
SU374006A1 |
Гребной винт со съемными лопастями | 1977 |
|
SU919936A1 |
Гребной винт | 1983 |
|
SU1122552A1 |
Гребной винт со съемными лопастями | 1989 |
|
SU1689210A1 |
Гребной винт | 1983 |
|
SU1105388A1 |
ГРЕБНОЙ ВИНТ СО СЪЕМНЫМИ ЛОПАСТЯМИ | 1969 |
|
SU242697A1 |
Сборный гребной винт | 1985 |
|
SU1279908A1 |
Гребной винт со съемными лопастями | 1978 |
|
SU742256A1 |
ПРОБКОВЫЙ КРАН | 1994 |
|
RU2088831C1 |
Авторы
Даты
1980-10-15—Публикация
1978-12-22—Подача