Тормозное устройство для выборки люфтов Советский патент 1980 года по МПК F16D57/06 

Описание патента на изобретение SU771379A1

1

Изобретение относится к станкостроению, а именно к вспомогательным устройствам ДЛЯ токарных станков.

Известно тормозное устройство для выборки ЛЮФТОВ, содержащее гидронасос, кинематически связанный с конечным звеном механизма, трубопроводный контур, подключенный к насосу, и гидравлическое сопротивление с запорным эле.ментом 1.

Целью настоящего изобретения является снижение энергозатрат (экономия электроэнергии) на обработку тяжелых, в значительной степени неуравновешенных изделий, за счет исключения подтормаживания на восходящей половине каждого оборота изделия, а также повыщение долговечности станка за счет исключения дополнительных нагрузок на кинематику механизма главного движения.

По(;тавленная цель в предлагаемом торрлозном устройстве достигается тем, что оно снабжено кулачковым механизмом, кулачок которого жестко закреплен на конечном звене механизма главного движения станка, а взаимодействующий с кулачком толкатель связан с запорным элементом гидравлического сопротивления.

Кулачок, взаимодействуя через толкатель с запорным элементом, открывает последний на время, в течение которого неуравновешенная масса в процессе каждого оборота изделия поднимается вверх, и закрывает - когда неуравновешенная масса опускается вниз. При открытом запорном элементе насос прокачивает масло по контуру не встречая сопротивления, а поэтому и не оказывая тормозящего воздействия на конечное звено механизма. При закрытом же

О запорном элементе прокачивание масла встречает сопротивление, в результате чего насос нагружается и оказывает тормозящее сопротивление вращению конечного звена механизма главного движения.

На фиг. 1 схематично изображено пред15лагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 - вид с торца на изделие, закрепленное на планщайбе; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. I.

Обрабатываемая деталь (изделие) 1, имеющая неуравновещенную массу 2 (см. фиг. 2) с центром тяжести а, отстоящим от оси вращения о на расстоянии t жестко закреплена на планщайбе 3 для обработки (обточки и нарезания резьбы) цилиндрического элемента 4. Планшайба 3 жестко закреплена на горизонтально расположенном шпинделе 5 токарного станка 6. Шпиндель 5 вместе с закрепленной на нем планшайбой 3 составляет конечное (выходное) звено механизма главного движения, передающего вращение с приводного двигателя (на фигурах не показан) на деталь 1. В кинематическую цепь механизма главного движения кроме шпинделя 5 входят зубчатые передачи коробки скоростей и клиноременная передача (на фигурах не показаны). Планшайба 3 несет на себе зубчатый венец 7 (венец может быть нарезан непосредственно в корпусе планшайбы или же выполнен в виде отдельной детали, закрепленной на планшайбе). С зубчатым венцом 7 находится в постоянном зацеплении шестерня 8, связанная валом 9 с гидронасосом 10, например, шестеренным. В замкнутый трубопроводный контур 11 (см. фиг. 3), заполненный маслом и подведенный к входу и выходу гидронасоса 10, включено гидравлическое сопротивление, в качестве которого в данном случае использован регулируемый клапан 12 с запорным элементом в виде подпружиненного шарика 13, взаимодействующего с седлом 14. Для синхронизации работы клапана 12 с оборотами детали 1 применен кулачковый механизм, кулачок 15 которого прикреплен к планшайбе 3 (конечное звено механизма главного движения). С кулачком 15 взаимодействует толкатель 16 кулачкового механизма, который соединен шарнирно-рычажной системой с запорным элементом гидравлического сопротивления, т.е. с шариком 13 клапана 12. В случае, если из-за недостаточного числа оборотов гидронасос 10 не сможет обеспечить расчетное усилие торможения, вместо него может быть применен многоцилиндровый гидромотор, работаюший в режиме насоса. Вместо запорного клапана 12 может быть использован золотник, дроссель или любой другой аппарат, обеспечивающий достаточную нагрузку для насоса 10. Для отключения устройства в том случае, когда на данном станке обрабатываются нормально сбалансированные детали, на валу 9 может быть установлена разъединительная муфта или же шестерня 8 выполнена съемной. В контур 11, при необходимости может быть включен предохранительный кла пан. Вращательное движение от приводного двигателя через кинематическую цепь механизма главного движения передается на шпин дель 5 и жестко скрепленные с ним планшайбу 3 и обрабатываемую деталь 1, которые врашаются в направлении, указанном стрелкой (см. фиг. 2). Вращаясь, планшайба 3 через зубчатый венец 7, шестерню 8 и вал 9 приводит в действие гидронасос 10, который прокачивает масло по трубопроводному контуру 11 и через клапан 12. В процессе каждого оборота детали 1 центр тяжести а неуравновешенной массы 2 занимает последовательно различные положения относительно оси вращения. На фиг. 2 зафиксирован момент, когда центр тяжести а занимает положение влево (по чертежу) от оси о. При таком положении толкатель 16 не взаимодействует с кулачком 15, и шарик 13, поджатый пружиной клапана к седлу 14, закрывает клапан. При последующем вращении планщайбы 3 вместе с деталью 1 прокачке насосом 10 масла по контуру 11 препятствует клапан 12. Пружина клапана 12 настроена так, что при определенном давлении масла на шарик 13 он, сжимая пружину, приоткрывает в некоторой мере клапан, создавая тем самым дросселирующий проход маслу. Таким образом, сопротивлением клапана 12 нагружается и насос 10. Нагруженный насос 10 оказывает противодействие вращению планшайбы 3, создавая тем самым тормозящий момент, в результате .которого все люфты, имеющиеся в кинематике механизма главного привода станка, выбираются в сторону, противоположную вращению планшайбы 3. Торможение продолжается до тех пор, пока центр тяжести а не пройдет отвесное нижнее положение. В этот момент кулачок 5 вступает во взаимодействие с толкателем 16. Рабочая профилированная поверхность к;лачка 15, нажимая на толкатель 16, переключает его в левое (по чертежу) положение. Движение толкателя 16 передается через шарнирно-рычажную систему на шарик 13, в результате чего клапан 12 полностью открывается, обеспечивая свободный проход маслу по контуру 11. Насос 10, практически не имея нагрузки, не оказывает сопротивления вращению планшайбы 3, а,значит, и не отбирает мощность на свою работу у привода механизма главного движения. При этом люфты на участке оборота детали 1 от нижнего положения центра тяжести а до его верхнего вертикального положения выбираются весом неуравновешенной массы 2. Когда же центр тяжести а подойдет к верхнему вертикальному относительно оси о положению, кулачок 15 уходит из-под толкателя 16 и последний под действием пружины клапана занимает исходное положение, а шарик 13 перекрывает клапан 12. Снова начинается процесс торможения, описанный при описании исходного положения. Таким образом, при каждом обороте детали 1 на нисходящей половине оборота лифты выбираются за счет подтормаживания планщайбы 3, а на восходящей половине оборота люфты выбираются за счет веса неуравновешенной массы 2. Перекидки люфтов в верхнем и нижнем вертикальных положениях неуравновешенной массы 2 не происходит, так как сектор кулачка занимает несколько больше 80° Поэтому в верхнем положении торможение начинается раньше, чем- uetiTp тяжести а достигает вертикали, а в нижнем положении заканчивается после прохождения центра тяжести а вертикали.

Формула изобретения

Тормозное устройство для выборки люфтов, преимуи ественно в механизме главного движения токарного станка, содержащее гидронасос, кинематически связанный с конечны.5 звеном механизма, трубопроводный контур, подключенный к насосу, и гидравлическое сопротивление с запорным эле.ментом, отличающееся тем. что, с целью снижения энергозатрат на торможение, оно снабжено кулачковым механизмом, кулачок которого закреплен на конечном звене механизма главного движения, а взаимодействующий с кулачком толкатель связан посредством шар.ч.ирно-рычажной CHCTeNbi с запорным элементе м.

Источники информации, принятые во вн11мание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР К° 385105, кл. 16 D 57/06, 1973.

5

7

иг.З

Похожие патенты SU771379A1

название год авторы номер документа
Устройство для механической обработки деревянных деталей, например, с замкнутым контуром царги стула 1961
  • Музалевский В.И.
  • Трилешинский Л.В.
  • Угнич Г.А.
SU141615A1
Ленточно-шлифовальный станок 1981
  • Ерофеев Юрий Михайлович
  • Ковган Александр Иванович
  • Мигунов Виталий Михайлович
  • Масюк Леонард Терентьевич
SU984826A2
Универсальный поворотный стол 1981
  • Брагинский Евгений Осипович
  • Монеткин Анатолий Иванович
SU1004075A1
Станок для маркировки изделий типа стержней 1972
  • Скрипняк Илья Константинович
SU568477A1
УСТРОЙСТВА И СПОСОБЫ ТОРМОЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ 2009
  • Ян Чжоу
  • Кэ Эньцзю
RU2479735C1
Устройство для обработки деталей с прерывистыми круглыми пазами 1976
  • Наерман Моисей Соломонович
  • Хитров Евгений Иванович
  • Лумельский Михаил Абрамович
  • Силушкин Виктор Владимирович
  • Осипова Антонина Владимировна
SU682353A1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ И СПОСОБ НАСТРОЙКИ ЕГО ОГРАНИЧИТЕЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА 2005
  • Назаров Владимир Васильевич
  • Илларионов Виталий Иванович
  • Васильев Леонид Юрьевич
RU2273784C1
Станок для затылования резцов зуборезных головок 1976
  • Пауков Николай Васильевич
  • Панин Владимир Петрович
SU621546A1
БУРИЛЬНАЯ МАШИНА 1994
  • Водяник Г.М.
  • Нуждин А.В.
RU2084626C1
КОРРЕКЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО 1970
SU267278A1

Иллюстрации к изобретению SU 771 379 A1

Реферат патента 1980 года Тормозное устройство для выборки люфтов

Формула изобретения SU 771 379 A1

SU 771 379 A1

Авторы

Корнешов Александр Дмитриевич

Комаров Анатолий Павлович

Даты

1980-10-15Публикация

1978-12-18Подача