Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения. Известно устройство для крепления детали на конце вала, содержащее основной и фиксирующий клины, расположенные в сквозном диаметральном пазу вала, при этом фиксирующий клин свободно расположен в прорези, предусмот ренной в основном клине, и соединен с ним упругой перемычкой, причем рабочие поверхности клиньев выполнены с разнонаправленными уклонами tlj Однако это устройство отличается низкой надежностью, так как основной клин фиксируется в пазу вала лишь за счет упругих сил фиксирующего кли на и при случайном приложении к клин силы, направленной вдоль паза вала, не исключена возможность разъединения деталей, и отсутствием ретулиров ки усилия поджатия деталей (за счет допусков на составные элементы конст рукции усилия поджатия различных деталей различны, что является не елательным). Известно устройство для крепления детали на конце вала, содержащее фик сирующий элемент в виде упругой плас тины с центральныгд отверстием для Р гулировочного резьбового элемента, размещенного в осевом резьбовом отверстии, выполненном на конце вала 2 . Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Однако оно отличается недостаточной надежностью фиксации из-за наличия осевого люфта в соединении, так как гашение осевых нагрузок происходит за счет изгибания упругого фиксирующего элемента. Целью изобретения является обеспеченйе плавного регулирования осевого поджатия закрепляемой детали и повышение надежности фиксации в условиях вибраций путем демпфирования осевых нагрузок. Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено упругим разрезным кольцом, установленным между торцом закрепляемой детали и фиксирующим элементом, выполненным с двумя диаметрально противоположными, радиальными пазами на наружном торце, фиксирующий элемент выполнен с OTOI нутыми концами, размещенными в пазах разрезного кольца, а регулировочный резьбовой элемент - с коническим концом, причем взаимодействующие поверхности разрезного кольца и закрепляемой детали выполнены коническими. На фиг. 1 представлено предлагаемое устройство;на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 фиг. 1 при отсутствии осевой нагрузустройство для крепления детали 1 на конце вала 2 состоит из фиксирующего элемента 3, выполненного в виде плоской упругой пластины с отогнутыми концами 4. и центральным отверстием 5, упругого разрезного кольца б с диаметрально противоположными радиальными пазами 7. На конце вала выполнено осевое резьбовое отверс тие, сообщающееся со сквозным пазом В резьбовом отверстии установлен регулировочный резьбовой элемент 9 с коническим концом 10, установленным в центральном отверстии фиксирую щего элемента. Концы фиксирующего эле мента установлены в пазах разрезного кольца. Ширина пазов превышает ширину фиксирующего элемента. Расстояние . между внутренними поверхностями отогнутых концов фиксирующего элемента равно наружному диаметру разре ного кольца, а взаимодейстующие торцы закрепляемой детали и разрезного кольца выполнены коническими. Работа устройства осуществляется следующим образом. Ввинчивая резьбовой элемент, упруго деформируют фиксирующий элемент и соответственно сжимают разрезное кольцо отогнутыми концами фиксирующего элемента, чем достигается необходимое усилие поджатия закрепляемой на валу детали. Так как взаимодействующие поверхности разрез ного кольца и закрепляемой детали вы полнены коническими, то даже при нез чительных усилиях затяжки резьбового элемента обеспечивается надежная фик сация детали относительно вала (за счет клинового эффекта). Во время отсутствия осевой нагруз ни F (см. фиг. 3) деталь 1 поджата с определенным усилием к торцу вала 2. При появлении осевой нагрузки F деталь 1 стремится согнуть через упругое разрезное кольцо 6 фиксирующий элемент 3 с отогнутыми концами 4. Кольцо изгибает фиксирующий элемент (показано пунктиром), при этом расстояние R от оси вала до отогнутых концов уменьшается, за счет чего происходит сжатие разрезного упругого кольца. При сжатии кольца его клиновая по верхность скользит по конической поверхности детали и устанавливается на меньшем расстоянии от оси вала, чем при отсутствии нагрузки. За счет радиального перемещения клиновых поверхностей кольца происходит компенсация осевой нагрузки F (так как клиновая поверхность кольца устанавливается на участке детали с большей толщиной в осевом направлении), чем достигается более плотное поджатие детали к торцу вала т.е. повышается надежность ее фикса1 ии на валу. При определенном соотношении конструктивных элементов предложенного устройства (угла клиновидности, пара-, метров фиксирующего элемента и др.) можно добиться компенсации осевой нагрузки в значительной степени, т.е. демпфирование осевых нагрузамс и вибраций будет происходить в основном за счет сжатия разрезного кольца и изгибания фиксирующего элемента при незначительном осевом перемещении закрепляемой детали, что очень важно в конструкциях, требующих точного взаимного расположения составных элементов. Формула изобретения Устройство для крепления детали на конце вала, содержащее фиксирующий элемент в виде упругой пластины с центральным отверстием для регулировочного резьбового элемента, размещенного в осевом резьбовом отверстии, выполненном на конце вала, о тличающееся тем, что, с целью обеспечения плавного регулирования осевого поджатия закрепляемой детали и повышения надежности фиксации в условиях вибраций путем демпфирования осевых нагрузок, снабжено упругим разрезным кольцом, установленным между торцом закрепляемой детали и фиксирующим элементом, выполненным с двумя диаметрально противоположными радиальными пазами на наружном торце, фиксирующий элемент выполнен с отогнутыми концами, размещенными в пазах разрезного кольца, а регулировочный резьбовой элемент с коническим концом, причем взаимодействующие поверхности разрезного кольца и закрепляемой детали выполнены коническими. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе li Авторское свидетельство СССР 338689, кл. F 16 В 2/14, 1971. 2. Орлов П. Н. Основы конструирования. Машиностроение, 1977, с. 319, р. 5.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для фиксации ступенчатой детали на валу | 1978 |
|
SU863892A1 |
Пружинно-шпоночное соединение | 1979 |
|
SU868148A2 |
Фиксирующее устройство | 1979 |
|
SU789661A1 |
Пружинно-шпоночное соединение | 1977 |
|
SU673767A1 |
Бесшпоночное соединение | 1989 |
|
SU1751511A1 |
Шпоночное соединение | 1979 |
|
SU872804A1 |
Быстроразъемное замковое соединение деталей | 1978 |
|
SU771365A1 |
РАСТОЧНАЯ ГОЛОВКА | 1992 |
|
RU2014172C1 |
Устройство для соединения деталей | 1977 |
|
SU665125A1 |
Устройство для соединения трубопроводов | 1978 |
|
SU705188A1 |
Авторы
Даты
1980-10-30—Публикация
1978-07-20—Подача