Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в механизмах при наличии вибраций трясок, а также при скачках нагрузок, превышающих максимально допус тимые. Известно пружинно-шпоночное сое динение, содержащее вал и охватывающую его деталь, соединенные меж ду собой пружинной шпонкой, концы которой расположены в радиальных пазах охватыва-ощей детали, шириной больше ширины, шпонки (1). Известное соединение не обеспечивает полного демпфирования динамических нагрузок и вибраций, так как при нагружении, ударах и вибра циях концы пластины деформируются лишь в пределах призматических ско сов отверстия вала,, а при значител ных динамических- нагрузках конец пластины испытывает удары, что ieeдет к уменьшению срока службы соед НИН при внезапном возврастании нагрузки выше допустимой происходит срезание шпонки, т.е. соединение не надежно, так как не обладает предохранительными свойствами, Целью изобретения является повышение надежности и срока службы соединения. Цель достигается тем, что на сопряженной с валом поверхности охватывающей детали выполнена кольцевая канавка, сообщающаяся с радиальными пазами и равная им по ширийе, при ,этом концы шйонки скруглены. На фиг.1 показано предлагаемое соединение; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1. Соединение, состоит из пружинной шпонки 1, вставленной в сквозное отверстие вала 2. Концы шпонки 1 в продольном сечении выполнены скругленными и выходят за пределы вала 2, располагясь в ргкдиальных диаметрально расположенных пазах 3, в которые переходит кольцевая поверхность расточки а , выполненная в отверстии охватывающей вал 2 детали 4. По наружной поверхности деталь 4 охвачена нормализованным разрезным пружинным кольцом 5 (для предохранения шпонки от выпадания). Для предотвращения соскальзЫ1вания разрезного кольца 5 со ступищл в осевом направлении, последняя снабжена буртиком 5. Деталь 4 в целом фиксируется гайкой 6.
Параметры составных элементов соединения рассчлтываются таким образом, что при нагружении соединения максимально допустимыми нагрузками концы шпонки 1 упруго деформируются э пределах угла,, обусловленного критическим положением, т.е. ксгда концы шпонки 1 упираются во внутренние края 6 радиальных сквозных пазов 3, при более сильном нагружении концы пластины выйдут из зацепления с пазами. При этом соединение играет роль упругой муфты. ,
При внезапных нагрузках, превышающих максимально допустимые концы шпонки 1 выйдут из зацепления с радиальными сквозными пазами 3 и начнут скользить по кольцевой поверхности расточки а , разрушение соединения не произойдет и шпонка не будет испытывать ударов. Параметры составных элементов соединения подбираются так, чтобы при этом нагрузки на шпонку не превышали предела упругости. Для уменьшения износа трущихся поверхностей и избежания задиров,. концы шпонки 1 в продольном сечении выполнены скругленными. .
Предалагаемое соединение обладает большим сроком службы, так как концы шпонки не испытывают ударных нагрузок, и ВЫСОКОЙ надежностью. Кроме того, конструкция более технологична.
так как для ее осуществления требуется лишь токарные и фрезерные работы.
Предлагаемое соединение может быть использовано в механизмах при наличии вибраций и трясок, а также при резких скачках нагрузок, превышающих максимально допустимые, при этом обладает большой надежностью сроком службы,.
Формула изобретения
Пружинно-шпоночное соединение, содержащее установленную в сквозном 5 пазу вала пружинную шпонку, с концами, расположенными в радиальных пазах охватывающей вал детали, ширина которых больше ширины шпонки, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и срока службы, на сопряженной с валом поверхности охватывающей детали выполнена кольцевая канавка, сообщающаяся с радиальными пазами и равная им по ширине, при этом концы шпонки скруглены.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 30 Авторское свидетельство 218568, F 16 G 3/04, 1966..
f
Фиг. г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пружинно-шпоночное соединение | 1978 |
|
SU750155A2 |
Шпоночное соединение | 1979 |
|
SU872804A1 |
Пружинно-шпоночное соединение | 1979 |
|
SU868148A2 |
ШАРНИР ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2206697C1 |
ШАРНИРНОЕ УСТРОЙСТВО ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2278938C1 |
ПРУЖИННО-ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 1968 |
|
SU218568A1 |
Шпоночное соединение | 1990 |
|
SU1793113A1 |
Муфта | 1976 |
|
SU597880A1 |
ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 1992 |
|
RU2019694C1 |
Устройство для крепления детали на конце вала | 1978 |
|
SU775435A1 |
Авторы
Даты
1979-07-15—Публикация
1977-03-01—Подача