1
Изобретение относится к области машиностроения и в частности к устройствам для передачи вращения, преобразующим вращение ведущего вала в обоих направлениях во вращение ве- 5 домого вала в одном направлении.
Известна сдвоенная муфта, содержащая ведущую и ведомые полумуфты, взаимодействующие через пакеты фрикционных дисков l.О
Недостатком ее является сложность конструкции.
Известна сдвоенная муфта, содержащая два вала с ведущими кулачковыпли полумуфтаки, контактирующими при вклю45 чении с ведомыми полумуфтами, связанными с ведомым валом через зубчатые передачи, а также механизм включения 2.
i Данное устройство является наи%о- 20 лее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату .
Недостатком его-является низкая надежность и сложность монтажа. 25
Целью изобретения является повышение надежности и упроиения монтажа.
. Поставленная цель достигается тем, что механизм включения выполнен в виде эксцентрикового вала, 30
тяг и храповых механизмов, соединяющих тяги с ведущими полумуфтами.
На чертеже изображена муфта, об-г щий Brf д.
Муфта состоит из корпуса, в котором на подшипниках установлены ведущие шестерни 1 и 2, сцепленные с ведомой шестерней 3. В шестернях 1 . и 2 на подшипниках установлены валы 4 и 5, на которых жестко закреплены шестерни 6 и 7 связи, находящиеся между собой в зацеплении. Между шестерней 1 и валом 4, а также между шестерней 2 и валом 5 установлены кулачковые муфты, состоящие из ведущих полумуфт 8 и 9 и ведомых полумуфт 10 и 11. Ведущие полумуфты на шлицах установлены на валах 4 и 5, ведомые полумуфты 10. и 11 жестко соединены с шестернями 1 и 2. Кроме того, передача содержит механизм включения и выключения муфт, состоящий из пневматического сервомотора, жестко соединенного с зубчатой рейкой 12, шестерни 13, закрепленной на валу 14 и сцепленной с рейкой 12. Вал 14 имеет два эксцентрика, с которыми шарнирно соединены тяги 15 и 16. Через головку каждой тяги проходит палец 17, концы которого
закреплены в храповом колесе 18, имеющем зубья с -прямыми и наклонными скосами. Через шарикоподшипник 19 храповое колесо соединено с барабаном 20, который может перемещаться вдоль шлицев относительно полумуфты 8. С полумуфтой 8 жестко соединен диск 21, В отверстиях этих деталей закреплены оси 22, на которых шарнирно установлены упоры 23. В эти упоры вставлены оси 24 с подпружиненными собачками 25.
Между ведущей полумуфтой 8 и барабаном 20 установлены пружины 26 сжатия. С дисками 21 могут быть юоединены следящие золотники на чертеже не показаны , обеспечивающие переключение подачи воздуха в ор,ганы управления двигателем в зависимости от перемещения ведущих полумуфт (фактически эти золотники являются датчиками направления вращения двигателя).
Вторая кулачковая муфта выполнена аналогично.
Пере;дача работает следующим образом.
Мощность от двигателя подводится К валу 4. При работе двигателя на задний ход полумуфты 9 и 11 сцеплены между.собой, а полумуфты 8 и 10 расцеплены. В этом случае мощность к ведомой шестерне 3 подводится через шестерни б и 7 связи, вал 5, кулачковые полумуфты 9 и 11 и ведущую шестерню 2. При работе двигателя на передний ход.производится переключение кулачковых муфт т.е. полумуфты 8 и 10 сцепляются, а полумуфты 9 и 11 расцепляются . Мсвцность при этом к ведомой шестерне 3 подводится через вгш 4, кулачковые полумуфты 8 и 10 и ведущую шестерню 1. При этом ьзаправление вращения шестерни 3 всегда остается постоянным. Команда на переключение кулачковых Муфт поступает одновременно с командой на реверсирование двигателя.
Процесс переключения муфт рассмотрим при переходе с заднего на передний ход. Сжатый воздух поступает в сервомотор, что вызывает перемещение рейки 12, которая поворачивает шестерню 13 и вал 14, При этом тяга 15 перемещается влево на включение муфты, а тяга 16 вправо на выключение муфты, аресте с тягой 15 перемещаются влево детали палец 17, храповое кололо 18, шарикополцаипник 19, барабан 20, ведущая иолумуфта 8, упор 23 имеете с собачкой 25.
После того, как выбирается зазор А между упором 23 и выступом на валу 4, прекращается поступательное
движение упора 23 с собачкой 25 и полумуфты 8. Барабан 20, сжимая пружины 26, продолжает поступательное движение до упора в ведущую полумуфту 8 (т.е. пока не выберется зазор Б) - Величина зазора Б установлена таким образом, что после того, как зазор Б выбран, кулачковые полумуфты 9 и 11 остаются в сцепленном состоянии, хотя и не на полную высоту кулачков.
Собачка 25 входит в контакт с
храповым колесом 18 и, свободно обкатываясь по наклонным скосам зубьев храпового колеса, качается вокруг оси 24, При изменении направления вращения вала 4 (реверс двигателя)
5 собачка 25 упирается в прямые скосы зубьев храпового колеса и вместе с упором 23 поворачивается вокруг оси 22. Упор 23 соскакивает с выступа на валу 4, и полумуфта 8 входит в зацепление с полумуфтой 10. Включение происходит безударно, так как обе полумуфты в этот момент имеют скорость, близкую к нулю.
Одновременно с включением полу5 муфт 8 и 10 происходит выключение полумуфт 9 и 11. Невозможность самопроизвольного выключения муфты обеспечивается тем, что у включенной муфты при одном из крайних положеНИИ сервомотора эксцентрик вала 14
останавливается в положении за внутренней мертвой точкой. Для выключения муфты эксЦёнтрик должен пройти через внутреннюю мертвую точку, а это потребует перемещения влево барабана 20 и преодоления усилия пружин 26, что возможно только при подаче воздуха в сервомотор.
-Формула изобретения
Сдвоенная муфта, содержащая смонтированные на валах две ведущие кулачковые полумуфты, контактирующие
при включении с ведомыми кулачковыми полумуфтами, связанными с ведомыми . валами через зубчатые передачи, а также механизм включения, о т л ичающаяся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения монтажа, механизм включения выполнен в виде эксцентрикового вала, тяг и храповых механизмов, соедняющих тяг с ведущими полумуфтами.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР №570737, кл. F16 D 13/00, 1976.
2.Дизель 61. Описание и инструкция по эксплуатации. Ленинград, 1964,
с. 27-34, рис. 13а и 136 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕВЕРС-РЕДУКТОР | 1969 |
|
SU233391A1 |
Транспортное средство | 1977 |
|
SU671173A1 |
Кулачковая муфта сцепления | 1989 |
|
SU1813941A1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ДРЕНАЖНЫХ ТРУБ | 1970 |
|
SU271358A1 |
Машина для прививки виноградной лозы | 1957 |
|
SU121991A1 |
ОДНОШПИНДЕЛЬНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ТОКАРНО-РЕВОЛЬВЕРНЫЙ СТАНОК | 1949 |
|
SU91305A1 |
Грузопассажирский строительный подъемник | 1976 |
|
SU618337A1 |
Однооборотная муфта | 1981 |
|
SU981733A1 |
Коробка передач | 1986 |
|
SU1350416A2 |
Резьботокарный полуавтомат | 1986 |
|
SU1366330A1 |
Авторы
Даты
1980-10-30—Публикация
1978-08-07—Подача