(54) УСТЮЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ ДИСКОВОГО РОТОРА
Изобретение относится к машинострбвщю, а именно к устройствам, предназначенным для сборки узлов газотурбтшых двигателей, и может найти применение на моторостроительных предприятиях при сборке дисковых роторов осевых компрессоров. Известно устройство для сборки щкжового ротора, содержащее гаечные ключи с приводом и грузы ограничения крутящего момента, установленные на корпусе, а также силовой цилинд преюарительиого сжатия дисков 1. Недостатком известного устройства является недостаточная точность выдерживания задянкого крутящего момента. Цель изобретения - повышет1е точности 3iiтяжки на заданный крутящий моме.нт. Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено рычагом, связанным с грузами, а корпус установлен с возможностью поворотсг относительно ротора и снабжен пружииой, предназначенной для воздействия на зтот рычаг. На фиг. 1 изображена кинематическая схема устройства; на фиг. 2 - устройство, общий вид; на фиг. 3 - вид А на фиг. 2. Устройство для сборки дискового ротора 1 состоит из основания 2, стоек 3 и 4 и траверсы 5, на которой с помощью неподвимсного цилиндрического корпуса 6 установлен поворотнь1й корпус 7, В .рсноватш 2 смонтирован силовой пздроцшгандр 8 предварительного сжатия сков ротора 1. На щтоке силового гидропилнндра 8 закреплен опорный стол 9, на котором размещены установошая втулка 10 и (торная втулка 11. В нижней части неподвижного цилищфического корпуса 6 установлена вторая опорная втулка 12, Ш поворотном корпусе 7, выполненном в виде двуплечего рычага, на одном конце установлен, электродвигатель 13 привода с реверотяым редуктором 14, который через набор зубчатых колес 15, 16 и 17 соединен с полым валом 18 гаечного ключа, установленного на подщипниках 19 и 20 в неподвижном шшиндрическом корпусе 6- На другом кднце поворотного корпуса 7 с помощью четырех щтанг 21, которые одновременно являются иаправлякмцими для грузов 22 ограничения крутящего момента, прикреплен гидроци,линщ 23 подъема и опускания грузов для
3778991
нятия крутящего момента после заворачивания айки 24 при снятии собранного ротора или ри его установке для разборки. Для набора рузов 22 при установлении заданного крутяего момента заворачивания гаек ротора 1 преусмотрен отсекатёль 25, а неиспользуемые груы отсоединяются от каната 26 и остаются на токе гидроцилиндра 23. Набор грузов 22 с помощью каната 26 через систему блоков соединен с неподвижным рычагом 27, при-этом ю два блока 28 и 29 установлены на поворотном корпусе 7, а один блок 30 - на Н1еподаижном рьгагё 27. Неподвижный рычаг 27 с помощью подшипников 31 установлен в поворотном корпусе 7. и щлицами соединен с валом 32, прохо- 15 дяищм внутри полого вала 18, гаечного ключа. При сборке ротора нижний конец вала 32 неподвижного рычага 27 С1Эёдинен йтицаШ с валом ротора 1 компрессора. На поворотном корпусе 7 установлена пружина 33 регулируемого 20 усилия, которая в исходном положении устройстВаШЖта на з адашуго величину и своим упором 34 контактирует с неподвижным рычагом 27. Для 6Т1ключёния электродвигателя 13 привода гаечного ключа при достижении заданного мо- 25 мента затяжки на неподвижном рычаге 27 предусмотрены кулачок 35 и на поворотном корпусе 7 конечный выключатель 36, а иля аварийного отключения - кулачок 37 и конечный вьшлючатель 38.-3Q
Устройство для сборки дискового ротора работает следующим образом.
До установки на устройство собираемого ротора компрессора опорный стол 9 находится и нижнем положении, при этом установочная втулка 10, связанная со штоком гидроцилиндра 39 загрузки, находится на позиции йля установки ротора. Затем ротор 1 с предварительно навинченными гайками 24 и с опорными втулками 11 и 12 устанавливают на втулку 10 oriop- Q нОго стола 9. Включением гидроцшшндра 39 загрузки установочная втулка 10 с ротором I nepeMeiaaeTCH в рабочее положение до совмещения продольных осей ротора и шлицевого вала 32 неподвижного рычага 27. Включением гидроцилиндра 8 обжатия стол 9 с ротором перемещается вверх до касания торца цийцевого вала 32 торцом вала ротора.
При несовпадении вн)ггренних ййиц вала ротй{)а и наружных щлиц вала 32 рычага 27 необходимо несколько повернуть ротор, и при 1ШШсШп11ШЩ/1|ал рьйага весом входит в вал роторз. При-яальнейщем перемещении ротораввсрхсоткмШаШшлйць 24 и гаечного ключа 18, и при помОШй опорных втулок II и 12 создается поджатие дисков ротора с заданным усилием. В исходном положении устройства грузы 22 ограничения крутящего момента находятся в крайнем нижнем положении, а пружина 33 регулируемого усилия сжата на заданную величину и упирается своим упором 34 в неподвижный рычаг 27. Процесс заворачивания гаек на заданный крутящий момент осуществляется следующим образом. На пульте 40 управления включают кнопку вращения электродвигателя 13, от которого вращение через планетарный реверсивный редуктор 14 и зубчатые колеса 15, 16 и 17 передается на гаечный ключ 18. Например, при сборке ротора компрессора гайки необходимо затянуть с заданным усилием в 340 кг/м. В этом случае пружину 33 тарируют таким образом, чтобы она начала отжимать поворотньгй корпус 7 от неподвижного рычага 27 при моменте в 290 кг/ на гайке 24. По мере возрастания момента до 290 кг/м системе неподвижный рычаг 27 вала 32 - поворотный корпус 7 сохраняется равновесие, и они взаимно неподвижнь. По достижении момента, равного 290 кг/м, пружина 33 Начинает плавно от жимать поворотный корпус 7 от неподвижного рычага 27, и грузы 22 ограничения страгиваются с места и начинают перемещаться вверх. После достижения на гайке 24 заданного момента затягивания (в данном конкретном случае. 340 кг/м) конечный выключатель 36 на корпусе 7 подходит к кулачку 35 на неподвижном рычаге 27, и электродвигатель 13 привода отключается. В этом положении на крутящий момент затяжки гайки действует только сила: грузов 22. После этого для снятия усилия от крутящего момента, создаваемого грузами, в шпицах вала 32 рычага 27, в редукторе и на гаечйрм ключе 18 грузы 22 поднимаются с помощью гидроцилиндров 23, и поворотный рьриг 8 перемещается в исходное положение.
Ф о р мула и 30 б ре тения
Устройство для сборки дискового ротора, содержащее гаечные ключи с приводом и грузы ограничения крутящего момента, установленные на корпусе, а также силовой цилиндр предварительного сжатия дисков, 6 тличающее с я тем, что, с целью повышения точности затяжки на заданньШ крутящий момент, оно сиабжено рычагом, связанным с грузами, а корпус установлен с возможностью поворота относительно ротора и снабжен пружиной, предназначенной для воздействия на этот рычаг.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Фиг.2
А
13
Г 71 Рт
Авторы
Даты
1980-11-15—Публикация
1978-07-31—Подача