Устройство для управления электродвигателем постоянного тока Советский патент 1980 года по МПК H02P3/12 H02P5/16 

Описание патента на изобретение SU780132A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

i

Изобретение относится к системе авто матического регулирования тяговых влекГроприводов, преимущественно приводов постоянного тока с двигателями последовательного, независимого или смешанного возбуждения.

Известно устройстводля управления электродвигателем постоянного тока, в котором датчики и вычислительные блоки иэмеряют непосредственно или вычисляют ве-, личины тока возбуждения, напряжения, тока якоря , частоты вращения двигателя, реактивной ЭДС , межламельного напряжения и т.д., а затем стабилизируют максимальную из этнх величин в каждый момент ($ времени путем воздействия регулятором на возбуждение электродвигателя или каких-либо других устройств,типа вопьтодобавочного генератора Ц.

. ,20

Устройство это весьма сложно и трудоемко в изготовлении и наладке.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство

ПОСТОЯННОГО ТОКА..

--.. -Г 1 I в

.v,

Р-:, V.--

ДЛЯ управления електродвигателем постоянного тока, содержащее последовательно соединенные логический влемент ИЛИ,вле мент сравнения, усилитель и регулятор тока возбуждения , ко входам логического элемента ИЛИ подключены датчики тока, напряжения, скорости и сигнала уста1вкиГ2. Для ограничения тока вовбу)) дениа двигателя на высоких скоростях движения по величине реактивной ЭДС в устройстве применен функциональный 1блок на основе множительного устрсЛства, перемножающий сигналы, пропорциональные частоте вращения двигателя и его току,

Применение этого вычислительного блока для осуществления отсечки реактивнсА ЭДС существенно улучщает характеристя-. ки привода, но вместе с тем усложняет устройство, ухудшает динамику привода на выссясих частотах и заметно ватрудн ет как изготовление и настройку системы регулирования, так и общую надежность устройства. Цепью изобретения яеляется упрощение устройства и улучшение динамики привода.) Поставленная цель достигается тем, что известное устройство снабжено пропорционально-пороговым элементом , входы которого соединены с датчиками наиряжения Якоря, уставки и скорости, а выход - с одним из входов логического элемента ИЛИ. На фиг. 1 представлена блок-схема; на фиг. 2 - принципиальная схема одного из возможных исполнений устройства ав тематйчесхого регулирования привода постоянного тока. Электродвигатель Постоянного тока 1 (фиг. 1) соединен t тормозным реостатом 2. Током возбуждения 1в в обмотке 3 возбуждения двигателя 1 управляет регулятор 4, соединенный с обмоткой 3 возбуждения и с усилителем 5 сигнала рассогласования, связанным с элементом 6 сравнения опорного сигнала с сигналом обратной связи. Последний формируется связанным с элементом 6 логическим элементом 7 ИЛИ, со входом которого свяваны датчик 8 тока возбуждения, сумматор 9, связанный с датчиком 10 сигнала задания, с датчиком 8 и с датчиком 11 часто1 1й вращения двигателя 1, и сумматор 12, соединенный с датчиком 13 напряжения (или тока якоря) и пропорциЬналь но-поропэвым элементом 14, свябанным с д-атчиком 11 частоты вращения. Сумма- тор 9 соединен нормально-закрытыми контактами 15 переключателя с датчиком 8 и нормально-открытыми контактами 16 с датчиком 11. БлОк-схеме соотВ(этствует принципиальная схема фиК 2, где функции блоков 4-6 выполняет магнитный усилитель 17, а датчика 8 тока возбуждения - сама обмотка 3 возбуждения, падение напряжения на которой пропорционально тсясу возбуждения В схеме фиг. 2 нет .как таковых сумматоров 9 и 12, а суммирование осуЩёСтвпяет ся благодаря последовательному соединению соответствующих блоков. Логический элемент 7 сравнения ИЛИ реализован диодной сборкой на диодах 18-20, датчик сигнала задания представляет собой после дОвательно соединенные регулируемый 21

и нерегулируемый 22 резисторы, подклк ченные к выпрямителю 23 и соединенные с диодом 19 схемы ИЛИ и посредством контактов 15 и 16 переключателя - с обмоткой 3 возбуждения и тахогенератором 11, являющимся тут датчиком частоть вращения . Датчик 13 напряжения соединен с диодом 2О элемента ИЛИ и с прск

При некоторой частоте вращения двигателя реактивная ЭДС двигателя достигает граничного значения. При этой частоте напряжение тахогенератора сравнивается с падением напряжения на резисторе 25. При более высоких частотах вращения двигателя напряжение тахогенератора больше пядения напряжения на резисторе 25. Под порционально-пороговым элементом, состоящим из тахогенератора 11, соединенного последовательно с диодом 24 и с резистором 25, к которому подключен посредством выпрямительного моста 26 исг точник регулируемого потенциометром 27 напряжения. Параллельно элементам 11, 24 и 25 подключен диод 28. Устройство работает следующим образом. Логический элемент 7 ИЛИ на диОдах 18-20 непрерывно сравнивает три сигнала обратной связи: пропорциональный току возбуждения двигателя, измеренному в обмотке 3 возбуждения двигателя 1, пропорциональный сумме сигналов задания и сигнала, пропорционального току возбуждения или частоте вращения двигателя и пропорциональный напряжению или сумме сигналов, пропорционального скорости, и напряжению. Наибольший ив этих сигналов проходит на вход магнитного усилителя 17 и сравнивается в нем с опорным сигна- лом и сигналом рассогласования, усиливается, вследствие чего система автоматического регулирования стабилизирует в каждый момент времени наибольщий из указанных сигналов. Цепочка из сумматора 9, датчика 10 сигнала задания и соединяемых с ним контактами 15 и 16 датчиков 8 и 11 служит для регулирования на частичных характеристиках и при регулировании по предельной характеристике не оказывает влияния на регулирование. При Низких частотах вращения наибольщим является сигнал пропорциональный току возбуждения, при средних частотах - напряжению САР, стабилизирует при этом величину тока возбуждения двигателя (проводит диод 18) или его напряжения И тока якоря. В последнем случае проводит диод 20 и сигнал на входе усилителя 17 пропорционален напряжению. Диод 28 шунтирует элементы 11, 24 и 25 пропорционапьно-порогового элемента 14, Напряжение тахогенератора 11 меньше падения напряжения на резисторе 25, поэтому диод 24 заперт и напряжение на выходе элемента 14 равно нулю, точнее , падению напряженияна открытом диоде 28. действием разности этих напряжений от крывается диод 24 к запирается диод 28, н равность напряжений складывается с сигналом датчика 13 напряжения на входе диода 20 логического элемента ИЛИ. Таким образом, элемент 14 , построенный в схеме фиг. 2 на датчике 11 частоты вращения, диоде 24, резисторе 25, выпрямительном мосте 26 и потенцистлет ре 27, представляет собой пропор(ционально пороговый элемент; выходной сигнал которого равен нулю при частотах вращения двигателя ниже пороговой и пропорционален . разности текущей и пороговой частот вращения при частотах вращения выше граничных. При последовательном соединении этого элемента с датчиком напряжения или тока суммарный сигнал на связанном с ними входе схемы ИЛИ пропорционален напряжению при частотах вращения ниже пороговой а при частотах выше пороговой доля напря жения в суммарном сигнале уменьшается линейно с увеличением частоты вращения двигателя. САР стабилизирует величину эт го суммарного сигнала, вследствие чего напряжение и ток якоря двигателя 1 при больших частотах вращения оказываются меньше граничных, причем тем меньше, че больше частота, что соответствует приблизительно ограничению максимальной величины реактивной ЭДС двигателя. Начало регулирования напряжения и тока на ограничение реактивной ЭДС может подрегулироваться потенциометром 27 при настройке САР. Фундаментальный элемент системы автоматического регулирования - пропорцио нально-пороговый элемент 14 является эле ментом беаинерционным в отличие от замененного или множительного элемента с фильтром в устройстве-прототипе, что благоприятно сказывается на динамических свойствах системы автоматического регулирования в зоне высоких скоростей. Предложенное устройство преднааначег но в основном для автоматического регулирования двигателя постоянного тока при реостатном торможении , но может быть применено и для управления пЪлем двигателя в режиме тяги. Применение устройства позволит получить экономический эффект за счет упрощения системы автоматического регулирования при расширении диапазона частот вращения двигателя и улучшения динамических характеристик привода на высоких скоростях движения. Формула иэобре, тения Устройство для управления .електродвигателем постоянного тока с независимым возбуждением , содержащее последовательно соединенные логический элемент ИЛИ, элемент сравнения, усилитель и регулятор тока возбуждения , причем ко входам логического элемента ИЛИ подключены датчики тока, напряжения, скорости и сигнала уставки, отличающееся , что, с целью повышения надежности, оно снабжено пропорционально-пороговым вле ентом, входы которого соединены с дат уставк и скочикамн напряжения якоря, из входов логирости, а выход - с одним ческого элемента ИЛИ. Источняки информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 383187, кл. Н О2 Р 5/22, 19€9. 2.Авторское свидетельство СССР № 647821, кл. Н 02 Р 3/12, 1976 (прототип).

Похожие патенты SU780132A1

название год авторы номер документа
Устройство для динамического торможения электродвигателя постоянного тока 1976
  • Степанов Александр Дмитриевич
  • Андерс Виталий Иванович
  • Прокопович Анатолий Владимирович
  • Новиков Георгий Владимирович
  • Желнов Вячеслав Леонтьевич
  • Лаврентьев Владимир Борисович
  • Артемов Иван Михайлович
  • Сальников Игорь Иванович
SU647821A1
Устройство для динамического торможения электродвигателя постоянного тока 1978
  • Степанов Александр Дмитриевич
  • Андрес Виталий Иванович
  • Прокопович Анатолий Владимирович
  • Новиков Георгий Владимирович
  • Иванов Владислав Игоревич
  • Артемов Иван Михайлович
  • Наумов Андрей Михайлович
  • Устинов Александр Владимирович
  • Шатров Александр Федорович
  • Лаврентьев Владимир Борисович
SU694963A2
Устройство для управления реверсив-НыМ ВЕНТильНыМ элЕКТРОпРиВОдОМ 1979
  • Магазинник Григорий Герценович
  • Коллеров Альберт Семенович
  • Соколов Виктор Васильевич
  • Дмитриев Николай Константинович
SU817954A1
Электропривод постоянного тока 1981
  • Мительман Михаил Владимирович
  • Такшин Иван Дмитриевич
  • Сердюков Юрий Павлович
  • Казначеев Владимир Александрович
SU1022273A1
Способ управления электроприводом экскаватора и устройство для его осуществления 1990
  • Дружинин Алексей Владимирович
  • Бабенко Александр Григорьевич
  • Иржак Юрий Михайлович
  • Полузадов Владимир Николаевич
  • Холкин Валерий Александрович
SU1740573A1
Реверсивный электропривод с двухзонным регулированием частоты вращения 1978
  • Иванов Александр Григорьевич
  • Беседин Валериан Александрович
  • Алексеев Владислав Алексеевич
SU780135A1
Электропривод с двухзонным регулированием скорости 1988
  • Иванов Александр Григорьевич
SU1644343A1
Реверсивный тиристорный электропри-ВОд C PEBEPCOM пОля 1979
  • Иванов Александр Григорьевич
  • Беседин Валерьян Александрович
  • Алексеев Владислав Алексеевич
SU849400A1
Устройство для управления электроприводом поворота одноковшового экскаватора 1980
  • Полузадов Владимир Николаевич
  • Шлыков Анатолий Владимирович
  • Иржак Юрий Моисеевич
  • Каравашкин Игорь Леонидович
  • Орлова Галина Михайловна
SU907178A1
Реверсивный электропривод 1991
  • Калюжный Владимир Владиславович
  • Сердюков Юрий Павлович
  • Кантиус Лев Иосифович
SU1791951A1

Иллюстрации к изобретению SU 780 132 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для управления электродвигателем постоянного тока

Формула изобретения SU 780 132 A1

SU 780 132 A1

Авторы

Новиков Георгий Владимирович

Шатров Александр Федорович

Лесовой Александр Николаевич

Устинов Александр Владимирович

Сафронов Александр Васильевич

Даты

1980-11-15Публикация

1978-02-02Подача