(54) КОЛЕСО
1
Изобретение относится к транспортHOKiy машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах, предназначенных для передвижения в сложных дорожных условиях и при ог раниченных .условиях маневрирования.
Колесо обеспечивает перемещение транспортного средства в любом направлении. . Иавестно колесо, преимущественно для перёме1аений транспортного средства в любом направлении, содержащее приводной вал, ступицу и ,обод,, представляющий из себя Совокупность роликов бочкообразной формы, выпуклые поверхности которых образуют беговую дорожку 1.
Однако, такая конструкция колеса не обеспечивает; достаточной прсжодимости и высоких тягово-сцепных свойств транспортного средства, ai для иазнонаправленного движения самоходного три йспортного средства необходима установка на нем сложной систекы управления передачей крутящего момента на колёса.
Наиболее близким к нзобретению по своей технической сущности является колесо, преимущественно для перемещения транспортного средства в
ШШ
любом направлении, имеющее форму шара и содержащее приводной вал, два ролика, установленные с возможностью вращения на оси, перпендикулярной приводному валу и с зазором между собой 2 ..
Недостатком этого колеса является то, что оно обеспечивает ведущий режим движения только лишь в бднбм на10правлении, т.е. оно не обладает достаточными тягово-сцепными свойствами.
Цель изобретения - повышение тягово-сцепных свойств.
Указанная цель достигается тем,
15 что колесо содержит механизм привода роликов, причем приводной ваш установлен в кожухе, а ось, перпендикулярная приводному валу, установлена на кожухе с возможностью вращения и
20 выполнена полой.
Кроме того,, механизм привода роликов .содержит дифферёнциёшьный планетарный ряд с блокировочной муфтой, размещенной в кожухе, угловую пере2Sдачу и вал, размещенные в полости оси, при этом солнечная шестерня планетарного ряда установлена на приводном валу, водило связано с ведущим элементом угловой передачи, эпиЗХ) циклическая шестерня - с осью, -перпендикулярной приводному валу, водило и эпициклическая шестерня связаны с кожухом через блокировочную муфту, а ведомый элемент угловой передачи - через вал с роликами.
С целью увеличения плавности хода колесо снабжено откидными башмаками с гидравлическим приводом, установленными на кожухе в зазоре между роликами.
На фиг. 1 схематически изображено колеей, вид сверху; на фиг. 2 - то же, вид спереди; фиг. 3 - то же, вид сбоку.
,Ролики колеса 1 и 2 установлены друг относительно друга симметрично с зазором и закреплены каждый на своей ступице 3, а сами ступицы установи лены на полой оси 4 и связаны между собой валом 5. Ось 4 выполнена со ступицей 6, установленной с возмож- , ностью вра1ц ния на кожухе 7, Вал 5 через угловую передачу, состошдую из . ведомой 8 и ведущей 9 шестерен и ось 4 связаны между собой и приводным за-лом 10 посредством дифференцигшьного планетарного ряда 11, шестерня9 сое-, динена с водилом, ось 4 - с эпициклической шестерней, а солнечная шестерня установлена на приводном валу 10. Кожух 7 через блокировочную муфту 12 соединяется с осью 4 или через угло- . вую передачу с валом 5. На ступице б, в зазоре между роликами 1 и 2, установлены откидные башмаки 13, котсэрые управляются посредством привода 14, например гидравлического.
Колесо работает следующим образом.
При вращении приводного вгша 10, на котором установлена солнечная шестерня дифференциального планетарного ряда, вращаются сателлиты и водило, в то время, как эпициклическая шестерни через блокировочную муфту 12 сблокирована с кожухом 7, водило дифференциального планетарного ряда передает вращение через угловую передачу на вал 5 и соответственно на ролики 1 и 2, которые, вращаясь, обес печивают движение колеса в одном направлении. При блокировке водила с кожухом через муфту 12 вращение от пвиводнрго вала 10 через солнечную шестерню и сателлиты передается на Эпициклическую шестерню, выполненную за одно целое со ступицей б, вращающейся, вокруг кожуха 7. При;этом осуществ11яется движение в другом направ лении
Перед началом этого движения башмаки 13.обкидываются приводами 14, . образуя с роликами колеса сплошную беговую дорожку. Через приводной вал 10 передается крутящий движущий или тормозной моменты, а также.обеспечивается его свободное вращение. В последнем случае колесо движется как пас сйвкое.
Так как колесо выполнено в форме шара, а зазор между частями обода может перекрываться откидными башмаками, обеспечивается одинаковый радиус качения колеса в двух взаимноперпендикулярных направлениях, а следовательно, равноценная опорная и профильная проходимость. Для движения в каждом.направлении используется один и тот же привод, что значительно упрощает конструкцию.
Конструкция колеса не требует дополнительных устройств и колесо может быть использовано на существующих серийных шасси. Применение предлагаемого колеса в качестве движите5 ля самоходного шасси существенно по вышает подвижность шасси не только на ровной плседадке с твердым покрытием, но и в условиях местности со слабонесущей опорной поверхностью и
Q профильными препятствиями.
Формула изобретения
1: Колесо, преимущественно для пе ремещения транспортного средства в любом направлении/ имеющее форму шара и содержащее приводной вал, два ролика, установленные с возможностью вращения на оси, перпендикулярной приводному валу и с зазором между 0 собой, отличающееся тем, что, с целью повышения тягово-сцепных свойств, содержит механизм привода роликов, причем приводной вгш установлен в кожухе, а ось, перпендикулярная приводному валу, установлена на кожухе.С возможностью вращения и выполнена полой.
2.Колесо по п. 1, отличающееся тем, что механизм привода роликов содержит дифференцисшьный планетарный ряд с блокировочной муфтой, размещенной в кожухе/ угловую передачу и вал,, размещенные S . полост.и оси, при этом солнечная шестерня планетарного ряда установлена на приводном вгшу, водило связано с ведущим элементом угловой пет редачи, эпицикличе :кая шестерня С осью, перпендикулярной приводному валу, водило и эпициклическая Шестерня связаны с кожухом через блокировочную муфту, а ведомый элемент угловой передачи - через вал с роликами.
3.Колесо по пп. 1 и 2, о т л и5 чающееся тем, что, с целью
увеличения плавности хода, оно снабжено откидными башмаками с гидравлическим приводом, установленными на кожухе в зазоре между роликами. Q Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Заявка Франции 2206195, кл. В 60 В 19/00, 12.07.74.
2.Авторское свидетельство СССР
672071, кл. В 60 а 19/00, 4.1ЙЛ6 / / / т
1
Vt
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сцепная муфта | 1978 |
|
SU737679A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2171750C1 |
МОСТ С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ В ХОДОВОЙ ЧАСТИ | 2023 |
|
RU2811589C1 |
Колесно-шагающий движитель | 1980 |
|
SU921936A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2092335C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2005 |
|
RU2294849C2 |
Колесно-шагающий движитель | 1976 |
|
SU650877A1 |
Колесно-шагающий движитель | 1980 |
|
SU908646A1 |
Колесно-шагающий движитель | 1975 |
|
SU552232A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 2000 |
|
RU2188352C2 |
Авторы
Даты
1980-11-23—Публикация
1979-01-24—Подача