Колесно-шагающий движитель Советский патент 1977 года по МПК B62D57/02 

Описание патента на изобретение SU552232A1

этом рычаги приходят в движение за счет реактивного момента в редукторе и имеет место автоматическая самонастройка механизма, а именно: чем больше сопротивление поступательному перемещению колеса, тем больше величина приложенного к колесу внешнего момента сопротивления и соответственно больше реактивный момент в редукторе и величина толкаюш,его усилия поступательного перемеш,ения колеса. Для обеспечения прямолинейных возвратно-поступательных перемеш.ений колеса рычаги выполнены равной длины, что позволяет простым способом обеспечить безотрывность колеса от грунта при движении по ровной поверхности и восприятие колесом нагрузки.

Использование червячной пары, снабженной командным электродвигателем, упрош,ает переключение с колесного режима на колесношагающий и обратно, а размеш,ение рычагов в полости диска ходового колеса расширяет дороясный просвет и исключает утыкание рычагов в препятствия.

На фиг. 1 изображен движитель, разрез по оси ходового колеса, вид сверху; на фиг. 2 - то же, вид сбоку, с частичным вырезом колеса и первого рычага; «а фиг. 3 - характерные фазы работы движителя в колесно-шагаюш,ем режиме.

Колесно-шагаюш,ий движитель состоит из двух пустотелых, шарнирно сочлененных рычагов 1 и 2, первый из которых своим свободным концом со ступицей поворотно соединен с корпусом 3 транспортного средства, а второй - со ступицей ходового колеса 4. Рычаги установлены в продольной плоскости транспортного средства. Необходимая траектория перемеш,ения колеса обеспечивается встроенной в первом рычаге планетарной передачей, образованной солнечной шестерней 5, которая размеш,ена соосно со ступицей рычага 1 и жестко прикреплена к корпусу 3; водилом (рычаг 1) и сателлитом 6, жестко соединенным с рычагом 2 посредством вала 7. Между солнечной шестерней 5 и сателлитом 6 установлено паразитное колесо 8, обеспечиваюш,ее необходимое направление враш,ения рычага 2 в его планетарном движении. Передаточное отношение от солнечной шестерни 5 к сателлиту 6 выбрано равным -|-0,5, благодаря чему при равной длине рычагов обеспечивается строго прямолинейная траектория возвратнопоступательных перемеш,ений ходового колеса 4 за счет кругового движения рычага 1. Механизм блокировки, обеспечиваюш.ий неподвижность рычагов в колесном режиме движения, выполнен в виде червячной пары, образованной колесом 9, жестко соединенным с рычагом 1, и червяком 10. Механизм блокировки снабжен командным электродвигателем 11, связанным с червяком 10 и переключателем прямого и обратного враш,ений электродвигателя.

Враш,ение ходового колеса 4 и его перелчешения обеспечиваются от приводного вала 12 и осуп;ествляются с помоп ью редуктора, размеш,енного в ,рычагах 1 и 2; При этом входной вал редуктора расположен соосно ступице рычага 1 и конструктивно объединен с приводным валоМ 12, промежуточный вал 13 установлен соосно сочленяюш,ему рычаги шарнирз, а выходной вал 14 - соосно ступице ходового колеса 4 и л естко соединен с нею шлицами. Передача момента к ступице ходового колеса 4 осуш,ествляется шестерней 15, посаженной на вал 12, блоком шестерен 16, далее - блоком шестерен, конструктивно объединенных с промежуточным валом 13, блоком шестерен 17 и шестерней 18, посаженной на выходной вал 14. Рычаги 1 и 2 размеш;ены

в полости диска ходового колеса 4.

Работа колесно-шагаюш,его движителя осуш,ествляется следуюшим образом.

При выключенном командном электродвигателе 11 рычаг 1 блокирован червячной парой, рычаг 2 при этом также блокирован, поскольку солнечная шестерня 5 и водило (рычаг 1) планетарной передачи неподвижны. Вся мош,ность от приводного вала 12 через размеш,енный в рычагах редуктор передается ходовому колесу, и движитель работает как обычный колесный движитель. Все моменты, возникаюшие в движителе: реактивный момент от редукции, момент от нормальной реакции на колесе относительно оси приводного вала

12 передаются на корпус 3 тралспортного средства.

При включении командного электродвигателя 11 в направлении, соответствуюш,ем направлению действия реактивного момента на

рычаге 1, рычаги 1 и 2 разблокируются и получают возможность вращаться, причем силовым моментом является реактивный момент редуктора, обусловленный внешним моментом на колесе, а электродвигатель 11 и червячная

передача при этом только разрешают вращение рычагов. При вращении рычага 1, например, против часовой стрелки (см. фиг. 2 и 3), рычаг 2, будучи связанным с сателлитом 6 планетарной передачи, размещенной в рычаге

1, с передаточным отношением ,5, вращается с той же угловой скоростью, что и рычаг 1, но по часовой стрелке, при этом вследствие равенства длин рычагов 1 и 2 ось колеса совершает прямолинейные возвратно-поступательные перемещения относительно корпуса 3 транспортного средства. Таким образом, от одного привода (приводного вала 12) обеспечивается как вращательное, так и возвратнопоступательное перемещение колеса относительно корпуса.

Указанные возможности движителя могут быть реализованы в режиме так называемых прерывных походок, который заключается в том, что при неподвижном корпусе транспортного средства все колеса поочередно (по одному или по группам) сначала выносятся относительно корпуса вперед в направлении движения, а затем относительно неподвижных колес выносятся в направлении движения корпус транспортного средства, после чего цикл

повторяется, при этом обеспечиваются высокие тягово-сцепные свойства движителя.

Рассмотрим более подробно колесо-шагающий режим работы движителя (см. фиг. 3).

Перед этапом переноса ходового колеса корпус 3 транспортного средства неподвижен: , а колесо занимает крайнее заднее положение. При включении командного электродвигателя 11 и вращении приводного вала 12 на ходовом колесе 4 и рычаге 1 возникают соответственно моменты Мк и Мш, которые обеспечивают вращение колеса 4 и рычага 1 с угловыми скоростями сок и (Ош; нри этом и направляющий механизм и колесо будут обеспечивать перемещение оси колеса со скоростью УК (фиг. За, б, в, г, д), а само колесо перемещается вперед как толкаемое ведущее колесо.

При достижении колесом крайней передней точки траектории возвратно-поступательного перемещения (см. фиг. 3d) командный электродвигатель И и привод вращения вала 12 выключаются. При этом колесо переместится на величину S, равную суммарной длине рычагов 1 и 2.

Аналогичный цикл последовательно соверщают остальные колеса транспортного средства.

После переноса всех колес вперед начинается этап переноса корпуса, что достигается одновременным включением командных электродвигателей 11 и приводных валов 12 всех колес (см. фиг. 3е, ж, и, к, л). При этом направления моментов на рычаге 1 и ходовом колесе 4 сохраняются, а перемещение оси колеса относительно корпуса, создаваемое направляющим механизмом, изменяется на противоположное, в результате чего момент на колесе Мк является упорным моментом для перемещения корпуса вперед.

После завершения этапа переноса корпуса (см. фиг. 3л) командный электродвигатель 11 и привод вращения вала 12 отключается. При этом корпус переме цается на величину S, равную перемещению колеса,

В последующем цикл движения повторяется.

Поскольку вращение и возвратно-поступательное перемещение колеса осуществляется за счет мощности, поступающей с общего приводного вала 12, а электродвигатель 11 является не силовым, а командным, установочная мощность привода транспортного средства с предлагаемым движителем снижается примерно в 1,5 раза.

Управление транспортным средством с предлагаемым движителем существенно упрощается, так как число управляемых элементов уменьщается с двенадцати до восьми (для четырехколесной машины), при этом управление прямолинейным движением ввиду циклического характера шагания легко автоматизируется и сводится в конечном счете к включению прямого и заданного хода в колесном и колесно-щагающем режимах. Примененный в движителе механизм шагания позволяет при небольшой длине рычагов обеспечить большой шаг, а размещение рычагов в полости диска колеса повышает профильную

проходимость транспортного средства. Преимуществом рассматриваемого движителя является и то, что переход на колесный режим движения можно осуществить после блокировки рычагов в любой точке траектории поступательного перемещения колеса.

Формула изобретения

1.Колесно-шагающий движитель, содержащий два шарнирно сочлененных рычага, нервый из которых своим свободным концом со ступицей поворотно соединен с корпусом транснортиого средства, а второй - со ступицей ходового колеса, приводы вращения коле са и рычагов, и механизм блокировки последних, отличающийся тем, что, с целью упрощения управления, привод вращения рычагов состоит из солнечной шестерни, размешенной соосно со ступицей первого рычага и жестко прикрепленной к корпусу транспортного средства, сателлита, зацепленного через паразитное колесо с солнечной шестерней и установленного на валу, проходящем через сочленяющий шарнир рычагов и жестко соединенном со вторым рычагом, при этом привод вращения колеса состоит по крайней мере из двухступенчатого редуктора, входной вал которого располол ен соосно ступице первого рычага, промежуточный - сочленяющему шарниру, выходной - ступице ходового колеса, а механизм блокировки установлен в корпусе транспортного средства и соединен со ступицей первого рычага.

2.Движитель по п. 1, отличаюшийся тем, что механизм блокировки состоит из червячной пары, снабженной командным электродвигателем, при этом червячная шестерня связана со ступицей первого рычага, а червяк - с корпусом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент США № 3842926, кл. 180-8, 1974.

31

Похожие патенты SU552232A1

название год авторы номер документа
Колесно-шагающий движитель 1979
  • Бечвай Николай Евгеньевич
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Егоров Алексей Иванович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Рыков Геннадий Иванович
SU880852A1
Колесно-шагающий движитель 1978
  • Кажукало Иван Федорович
  • Кузьмин Михаил Михайлович
SU770907A2
Колесно-шагающий движитель 1980
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Кажукало Иван Федорович
  • Кемурджиан Александр Леонович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Мицкевич Анатолий Владимирович
  • Переверзев Николай Алексеевич
  • Рыков Геннадий Иванович
SU908646A1
Колесно-шагающий движитель 1980
  • Владыкин Сергей Алексеевич
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Рыков Геннадий Иванович
SU874445A1
Колесно-шагающий движитель транспортного средства 1981
  • Владыкин Сергей Алексеевич
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Переверзев Николай Алексеевич
  • Рыков Геннадий Иванович
SU1000336A1
Колесно-шагающий движитель 1976
  • Кажукало Иван Федорович
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Комиссаров Виктор Иванович
  • Корепанов Георгий Николаевич
  • Маленко Михаил Иванович
  • Мицкевич Анатолий Владимирович
  • Рыков Геннадий Иванович
SU650877A1
Колесно-шагающий движитель 1977
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Кажукало Иван Федорович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Мицкевич Анатолий Владимирович
  • Рыков Геннадий Иванович
SU679465A1
КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ С ФУНКЦИЕЙ АКТИВНОЙ ПОДВЕСКИ 2017
  • Волов Валерий Анатольевич
  • Гусева Наталья Константиновна
  • Конколович Андрей Георгиевич
  • Маленков Михаил Иванович
RU2671661C1
Колесно-шагающий движитель транспортного средства 1975
  • Сологуб Павел Степанович
  • Кажукало Иван Федорович
  • Комиссаров Виктор Иванович
  • Кузьмин Михаил Михайлович
  • Кемурджиан Александр Леонович
  • Володина Римма Александровна
SU596496A1
ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Усс Иван Никодимович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Стасилевич Андрей Григорьевич
  • Жичко Олег Иванович
  • Васильев Юрий Алексеевич
  • Ключников Алексей Владимирович
RU2460651C1

Иллюстрации к изобретению SU 552 232 A1

Реферат патента 1977 года Колесно-шагающий движитель

Формула изобретения SU 552 232 A1

SU 552 232 A1

Авторы

Кажукало Иван Федорович

Кемурджиан Александр Леонович

Комиссаров Виктор Иванович

Корепанов Георгий Николаевич

Лубенко Борис Михайлович

Маленков Михаил Иванович

Мишкинюк Вячеслав Константинович

Сологуб Павел Степанович

Даты

1977-03-30Публикация

1975-03-10Подача