1
Изобретение относится к протизоблокировочным устройствам для тормозных систем транспортных средств и является усовершенствованием известного устройства, описанного в авт.св. 553142.
В основном изобретении по авт.св. 553142 описан корректируемый зада1чик скорости тормозимого колеса транспортного средства, содержащий блок памяти, информационный вход которого соединен с датчиком скорости колеса, формирователь сигнала ускорения,детектор максимума сигнала, выход которого подключен к управляющему входу блока памяти, а вход через формирователь сигнала ускорения к датчику скорости колеса.
Это устройство корректирует величину заданной скорости при растормаживании колеса в моменты возникновения максимумов ускорения колеса, что обеспечивает адаптацию к меняющимся Vcлoвиям сцепления колеса с дорогой, так как именно в эти моменты значения скорости вращения колеса оптималь ны для данного сцепления.
Недостаток устройства состоит в том, что первая коррекция заданной скорости возникает лишь при растормаживании колеса. До этого для задания момента растормаживания в первом цикле регулирования используется некоторая заранее выбранная уставка по скорости.
Так как эта уставка может не соответствовать реальным условиям сцепленич колеса с дорогой, амплитуда колебаний скорости колеса в первом
0 цикле может быть весьма значительной (вплоть до блокирования колеса), что приводит к уменьшению эффективности торможения.
Цель изобретения - повынение эффективности тормо ния путем уменьшения амплитуды колебаний скорости колеса в первом цикле с помощью дополнительной коррекции, заданной скорости в фазе торможения колеса. Благодаря
20 этому адаптивные свойства задатчика проявляяотся уже в начале первого цикла, что способствует повышению эффективности то1 1ожения.
Цель достигается тем, что в корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства введены имитатор процесса изменения тоЕЯйозного момента, выполненный, на апериодическом звене, и сумматор,
30 включенный между входом детектора
максимума сигнала и выходами формирователя сигнала ускорения и имитатора процесса изменения тормозного Момейта.
На фиг.1 показана блок-схема корректируемого задатчика; на фиг.2 приведены временные графики, поясняниие работу задатчика
Задатчик содержит блок 1 памяти, информационный вход которого подключен к датчику 2 скорости колеса, формирователь 3 сигнала ускорения, подключенный к датчику 2 скорости колеса, детектор 4 максимума сигнала, подключенный к выходу сумматора 5, входы которого соединены с выходами формирователя 3 сигнала ускорения и Имитатора 6 процесса изменения тормозного момента, выполненного на апериодическом звене. ; Устройство работает следующим Образом.
I В момент tjj начала торможения на выходе блока 1 памяти формируется фигнал VJ,aдQ , пропорциональный Некоторому значению начальной скорости V Q , заведомо меньшей оптийальной скорости торможения. В тот ice момент времени tg на выходе имиiraTopa б появляется экспоненциаль ый сигнал X, характер изменения Которого во времени соответствует процессу изменения тормозного момен та М- Этот сигнал на сумматоре 5 суммиется с сигналом ускорения колеса, 1оступающим с формирователя 3. Весо Коэффициенты слагаемых и постоянная времени апериодического звена ВЕЛбирается таким образом, что результирющий сигнал у на выходе сумматора 5 в соответствии с формулой
M-t+Уе R . г, , где HY - тормозной момент, , у - момент инерции колеса, Е - ускорение колеса, г - радиус колеса, R - тормозная сила,
пропорциональная тормозной силе, де ствующей на колеса. Сигнал у с выхо сумматора 5 поступает на вход детектора 4 максимума. В момент возникновения максимума выходного сигнала сумматора 5, соответствующего максимуму тормозной силы R , а следовательно, и оптимуму скорости тормозимого колеса, детектор 4 выдает импульй на управляющий вход блока 1 ПАМЯТИ, благодаря чему в блок 1 памяти, с датчика 2 вписывается текущее значение скорости колеса (фиг.2).
Колесо тормозится до заданной ско рости, а затем эта скорость поддерживается с помощью системы автоматического управления колеса. По мере завершения экспоненциального процесса на выходе иммитатора б, задатчик начнает реагировать лишь на максимумы ускорения колеса, корректируя заданную скорость только в фазе растормаживания.
Таким образом, путем имитации тормозного момента с помощью апериодического звена осуществляется первая коррекция заданного значения скорости колеса уже в фазе торможения первого цикла регулирования.
Использование изобретения позволит раньше получить значение заданной скорости, соответствумдее оптимальному значению, вследствие чего уменьшается амплитуда колебаний и опасность блокировки колеса, что, в свою очередь, приводит к повышению эффективности торможения транспортного средства.
Формула изобретения
Корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства по авт.св. № 553142, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности торможения, в него введены имитатор процесса изменения тормозного момента, выполненный на апериодическом звене, и сумматор, включенныймежду входом детектора максимума сигнала и выходами формирователя сигнала ускорения и имитатора процесса изменения тормозного момента. °
Авторы
Даты
1980-11-30—Публикация
1977-01-03—Подача