Корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства Советский патент 1980 года по МПК B60T8/08 

Описание патента на изобретение SU783082A2

1

Изобретение относится к протизоблокировочным устройствам для тормозных систем транспортных средств и является усовершенствованием известного устройства, описанного в авт.св. 553142.

В основном изобретении по авт.св. 553142 описан корректируемый зада1чик скорости тормозимого колеса транспортного средства, содержащий блок памяти, информационный вход которого соединен с датчиком скорости колеса, формирователь сигнала ускорения,детектор максимума сигнала, выход которого подключен к управляющему входу блока памяти, а вход через формирователь сигнала ускорения к датчику скорости колеса.

Это устройство корректирует величину заданной скорости при растормаживании колеса в моменты возникновения максимумов ускорения колеса, что обеспечивает адаптацию к меняющимся Vcлoвиям сцепления колеса с дорогой, так как именно в эти моменты значения скорости вращения колеса оптималь ны для данного сцепления.

Недостаток устройства состоит в том, что первая коррекция заданной скорости возникает лишь при растормаживании колеса. До этого для задания момента растормаживания в первом цикле регулирования используется некоторая заранее выбранная уставка по скорости.

Так как эта уставка может не соответствовать реальным условиям сцепленич колеса с дорогой, амплитуда колебаний скорости колеса в первом

0 цикле может быть весьма значительной (вплоть до блокирования колеса), что приводит к уменьшению эффективности торможения.

Цель изобретения - повынение эффективности тормо ния путем уменьшения амплитуды колебаний скорости колеса в первом цикле с помощью дополнительной коррекции, заданной скорости в фазе торможения колеса. Благодаря

20 этому адаптивные свойства задатчика проявляяотся уже в начале первого цикла, что способствует повышению эффективности то1 1ожения.

Цель достигается тем, что в корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства введены имитатор процесса изменения тоЕЯйозного момента, выполненный, на апериодическом звене, и сумматор,

30 включенный между входом детектора

максимума сигнала и выходами формирователя сигнала ускорения и имитатора процесса изменения тормозного Момейта.

На фиг.1 показана блок-схема корректируемого задатчика; на фиг.2 приведены временные графики, поясняниие работу задатчика

Задатчик содержит блок 1 памяти, информационный вход которого подключен к датчику 2 скорости колеса, формирователь 3 сигнала ускорения, подключенный к датчику 2 скорости колеса, детектор 4 максимума сигнала, подключенный к выходу сумматора 5, входы которого соединены с выходами формирователя 3 сигнала ускорения и Имитатора 6 процесса изменения тормозного момента, выполненного на апериодическом звене. ; Устройство работает следующим Образом.

I В момент tjj начала торможения на выходе блока 1 памяти формируется фигнал VJ,aдQ , пропорциональный Некоторому значению начальной скорости V Q , заведомо меньшей оптийальной скорости торможения. В тот ice момент времени tg на выходе имиiraTopa б появляется экспоненциаль ый сигнал X, характер изменения Которого во времени соответствует процессу изменения тормозного момен та М- Этот сигнал на сумматоре 5 суммиется с сигналом ускорения колеса, 1оступающим с формирователя 3. Весо Коэффициенты слагаемых и постоянная времени апериодического звена ВЕЛбирается таким образом, что результирющий сигнал у на выходе сумматора 5 в соответствии с формулой

M-t+Уе R . г, , где HY - тормозной момент, , у - момент инерции колеса, Е - ускорение колеса, г - радиус колеса, R - тормозная сила,

пропорциональная тормозной силе, де ствующей на колеса. Сигнал у с выхо сумматора 5 поступает на вход детектора 4 максимума. В момент возникновения максимума выходного сигнала сумматора 5, соответствующего максимуму тормозной силы R , а следовательно, и оптимуму скорости тормозимого колеса, детектор 4 выдает импульй на управляющий вход блока 1 ПАМЯТИ, благодаря чему в блок 1 памяти, с датчика 2 вписывается текущее значение скорости колеса (фиг.2).

Колесо тормозится до заданной ско рости, а затем эта скорость поддерживается с помощью системы автоматического управления колеса. По мере завершения экспоненциального процесса на выходе иммитатора б, задатчик начнает реагировать лишь на максимумы ускорения колеса, корректируя заданную скорость только в фазе растормаживания.

Таким образом, путем имитации тормозного момента с помощью апериодического звена осуществляется первая коррекция заданного значения скорости колеса уже в фазе торможения первого цикла регулирования.

Использование изобретения позволит раньше получить значение заданной скорости, соответствумдее оптимальному значению, вследствие чего уменьшается амплитуда колебаний и опасность блокировки колеса, что, в свою очередь, приводит к повышению эффективности торможения транспортного средства.

Формула изобретения

Корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства по авт.св. № 553142, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности торможения, в него введены имитатор процесса изменения тормозного момента, выполненный на апериодическом звене, и сумматор, включенныймежду входом детектора максимума сигнала и выходами формирователя сигнала ускорения и имитатора процесса изменения тормозного момента. °

Похожие патенты SU783082A2

название год авторы номер документа
Корректирующий задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства 1977
  • Нефедьев Яков Николаевич
  • Черемухин Иван Михайлович
SU631374A2
Корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства 1980
  • Нефедьев Яков Николаевич
SU925710A2
Корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства 1976
  • Нефедьев Яков Николаевич
SU659435A2
Задатчик скорости вращения колеса транспортного средства 1977
  • Шишкин Лев Степанович
  • Нефедьев Яков Николаевич
SU658018A1
Корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства 1975
  • Нефедьев Яков Николаевич
SU553142A1
Корректируемый задатчик анти-блОКиРОВОчНОгО уСТРОйСТВА ТРАНСпОРТ-НОгО СРЕдСТВА 1977
  • Черемухин Иван Михайлович
  • Шишкин Лев Степанович
SU793842A1
Устройство ограничения тормозного давления противоблокировочной тормозной системы транспортного средства 1982
  • Мочалов Валерий Вениаминович
SU1523434A2
Способ предотвращения скольжения колеса 1987
  • Капелин Олег Борисович
  • Пекер Феликс Леонидович
  • Метлюк Николай Федорович
  • Халецкий Анатолий Николаевич
SU1555159A1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БЛОКИРОВАНИЯ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ 2000
  • Гурин А.С.
  • Трач С.И.
RU2211770C2
Способ управления переходным процессом качения колеса автомобиля 1978
  • Гуревич Лев Владимирович
  • Шишкин Лев Степанович
  • Нефедьев Яков Николаевич
SU787218A1

Иллюстрации к изобретению SU 783 082 A2

Реферат патента 1980 года Корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства

Формула изобретения SU 783 082 A2

SU 783 082 A2

Авторы

Нефедьев Яков Николаевич

Даты

1980-11-30Публикация

1977-01-03Подача