Изобретение относится к области порошковой металлургии, в частности к спеченным антифрикционным материалам на основе меди.
Известен спеченный антифрикционный материал на основе меди, содержащий 3,5-4,5% олова, 14-16% свинца и 1,7-2,3% графита.
Недостатком известного материала являются невысокие антифрикционные свойства и его низкая механическая прочность.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является спеченный антифрикционный материал на основе меди, содержащий 8-12% олова, 1-10% свинца и 3-18% диселенида вольфрама.
Недостатком этого материала также являются невысокие антифрикционные свойства при работе в вакууме и инертных средах и в режиме сухого трения на воздухе, а также его низкая механическая прочность.
Известный материал имеет коэффициент трения, равный 0,6; износ до 200 мг/км на воздухе; предел прочности при срезе 12 кГ/мм2.
Целью изобретения является повышение антифрикционных свойств материала при работе в вакууме и инертных средах и в режиме сухого трения на воздухе, а также увеличение механической прочности.
Для этого предложен спеченный антифрикционный материал на основе меди, содержащий олово, свинец и твердую смазку, который отличается от известного тем, что содержит в качестве твердой смазки дисульфид вольфрама и сульфид свинца при следующем соотношении компонентов, мас. % : Олово 8.0-12,0 Свинец 3,0-10,0 Дисульфид вольфрама 5,0-20,0 Сульфид свинца 0,5-4,0 Медь Остальное
Материал получают методом порошковой металлургии, который включает операции смешения исходных порошков оловянистой бронзы, приготовляемой предварительно путем гомогенизации смеси порошков меди и олова, свинца, дисульфида вольфрама и сульфида свинца, взятых в определенном соотношении, прессования заготовок при давлении 2-5 Т/см2, спекания в инертной атмосфере при 800-880оС в течение 2 ч с последующим допрессованием изделий при давлении 2-10 Т/cм2.
Для проведения испытаний используют образцы в виде втулок и цилиндров, изготовленные из материалов сухого трения на основе меди.
Фрикционные испытания на воздухе и в аргоне проводят на машине МФТ-1 по схеме торцового трения (коэффициент взаимного перекрытия ζ = 1) при скорости 0,15 м/с и удельной нагрузке 10 кГ/см2; в вакууме 5.10-5 мм рт. ст. - на машине трения ТВМ-1 по схеме "вал-втулка" (коэффициент взаимного перекрытия ζ = 0,5) при скорости ≈ 1,5 м/с и удельной нагрузке 3 кГ/см2.
Коэффициент трения в первом случае определяют с помощью индуктивных, а во втором - тензометрических датчиков.
В качестве контртела используют образцы из стали 40Х13 с твердостью HRC = = 42-45. Продолжительность испытаний 3 ч. Свойства предложенного материала приведены в таблицах 1-5.
Как следует из приведенных данных, предложенный материал обладает более высокими антифрикционными характеристиками и более высокой механической прочностью, чем известный материал. (56) Авторское свидетельство СССР N 562583, кл. С 22 С 9/12, 1976.
Авторское свидетельство СССР N 483450, кл. С 22 С 9/12, 1974.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201431C2 |
ПОРОШКОВЫЙ КОРРОЗИОННО-СТОЙКИЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА | 1999 |
|
RU2170281C2 |
ФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ-ФУВЛХЧ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2016 |
|
RU2665651C2 |
Спеченный антифрикционный материал на основе меди | 1975 |
|
SU538044A2 |
СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 1991 |
|
RU2024639C1 |
Спеченный антифрикционный материал на основе меди | 1989 |
|
SU1744136A1 |
Спеченный материал на основе железа для скользящих электрических контактов | 1980 |
|
SU892495A1 |
СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 1990 |
|
RU2039110C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГРАНУЛ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2003 |
|
RU2320537C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОНТАКТНЫХ ПЛАСТИН (ЕГО ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2166410C1 |
СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ, содержащий олово, свинец и твердую смазку, отличающийся тем, что, с целью повышения антифрикционных свойств при работе в вакууме и инертных средах и в режиме сухого трения на воздухе и увеличения механической прочности, он содержит в качестве твердой смазки дисульфид вольфрама и сульфид свинца при следующем соотношении компонентов, мас. % :
Олово 8,0 - 12,0
Свинец 3,0 - 10,0
Дисульфид вольфрама 5,0 - 20,0
Сульфид свинца 0,5 - 4,0
Медь Остальное
Авторы
Даты
1994-04-15—Публикация
1979-02-19—Подача