Изобретение относится к порошковой металлургии, а именно к композиционным материалам, работающим в условиях трения скольжения без смазки при высоких скоростях скольжения.
Известны антифрикционные материалы на основе меди, содержащие легирующие добавки и дисульфид вольфрама.
Известен спеченный сплав с добавками, содержащий, мэс.%: олово 8-11; фосфор 0,2 - 1,7; дисульфид вольфрама 1,7 - 17; остальное медь.
Известен материал на основе сплава медь - олово с добавками, содержащий мас.%: никель или кобальт 1 - 20 и один из соединений WS2, MoS2, BN.
Однако эти материалы не обеспечивают низкие значения коэффициента трения и интенсивности изнашивания из-за схватывания в зоне трения.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является порошковый материал, содержащий следующие компоненты, мас.%: олово 4 - 10; никель 2 - 15; дисульфид вольфрама 25; остальное медь.
Недостатками данного материала являются высокие коэффициент трения и износ при высоких скоростях скольжения в нейтральных средах из-за трибодеструкции дисульфида вольфрама.
Цель изобретения - уменьшение коэффициента трения материала и повышение износостойкости при высоких скоростях скольжения в нейтральных средах.
Поставленная цель достигается тем, что порошковый материал на основе меди, содержащий олово и дисульфид вольфрама, содержит серу при следующем соотношении исходных компонентов, мас.%: олЬво 5 - 15; дисульфид вольфрама 5 - 15; сера 0,1 - 0,3; медь остальное.
Отличительными от известного материала признаками являются:
введение серы в антифрикционный материал;
сл
с
VI
4
Јь
СО О
введение серы в антифрикционный материал в количестве 0,1 - 0,3 мас.%;
указанное соотношение исходных компонентов антифрикционного материала.
Введение серы обеспечивает высокую стабильность дисульфида вольфрама в спеченном материале,препятствует трибодест- рукции его на поверхности трения и способствует тем самым резкому улучшению антифрикционных свойств материала при трении в нейтральных газовых средах.
Материал получают методом порошковой металлургии путем смешивания исходных порошков в фарфоровом барабане с никелевыми ершами. Загрузка барабана составляет 1/3 объема барабана, загрузка ершей - 1/3 массы шихты. Время смешивания 2-4 ч. Смесь прессуют при давлении 2-4 тс/см2, прессовки спекают в водороде при 800°С в течение 1 ч, калибруют до пори- стости менее 10% и повторно спекают при том же режиме.
Пример. Готовят шихту следующего состава, мас.%: олово 10: дисульфид вольфрама 10; сера 0,2; остальное медь. Смеши- вание производят в фарфоровом барабане с никелевыми ершами в течение 3 ч. Образцы прессуют при давлении 2 тс/см и спекают в водороде при 800°С в течение 1 ч, затем их калибруют при давлении 3 тс/см2 и повторно спекают при том же режиме.
Таким образом, изготовлены пять шихт, отличающихся содержанием легирующих элементов.
Химический состав шихт, а также трибо- технические свойства материалов, изготовленных из этих шихт, приведены в таблице. Испытание на трение и изнашивание проводили на высокоскоростном стенде конструкции Института проблем материаловедения АН УССР в среде аргона.
Скорость скольжения 22 м/с, давление 0,1 МПа, путь трения 6,6 км.
В качестве контртела используют сталь 07Х16Н6(НРС36).
Из таблицы видно, что использование предлагаемого антифрикционного материала обеспечивает в сравнении с известным снижение коэффициента трения и уменьшение интенсивности изнашивания более чем в шесть раз.
Содержание в материале порошковой шихты на основе меди, мас.%; Sn5- 15; WS2 5 -15 и S 0,1 - 0,3, является оптимальным. При большем содержании ингредиентов наблюдается повышенный износ из-за разупрочнения порошкового материала,ипри меньшем содержании не в полной мере реализуются смазывающие свойства дисульфида вольфрама.
Таким образом, материал обладает при трении в среде аргона улучшенными антифрикционными свойствами и высокой износостойкостью.
Предлагаемый материал может быть использован для изготовления приборных подшипников, торцовых уплотнений, газостатических подшипников высокоскоростных узлов трения, работающих в среде инертных газов.
Формула изобрете н-и я Спеченный антифрикционный материал на основе меди, содержащий олово и сульфид вольфрама, отличающийся тем, что, с целью уменьшения коэффициента трения и повышения износостойкости при высоких скоростях скольжения в нейтральных средах, он дополнительно содержит серу при следующем соотношении компонентов, мас.%;
Олово5-15
Дисульфид вольфрама5-15
Сера0,1-0,3
МедьОстальное
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ПОРОШКОВОЙ МЕДИ | 2014 |
|
RU2576740C1 |
ПОРОШКОВЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 2002 |
|
RU2223341C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 2014 |
|
RU2583976C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201431C2 |
ПОРОШКОВЫЙ КОРРОЗИОННО-СТОЙКИЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА | 1999 |
|
RU2170281C2 |
ПОРОШКОВЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА | 2003 |
|
RU2246377C1 |
ПОРОШКОВЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 2009 |
|
RU2395602C1 |
СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 1990 |
|
RU2039110C1 |
МЕТАЛЛОКОМПОЗИТНЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ | 2019 |
|
RU2718243C1 |
ПОРОШКОВЫЙ МАТЕРИАЛ | 1992 |
|
RU2064519C1 |
Сущность изобретения: спеченный антифрикционный материал на основе меди имеет следующий состав, мае.%: олово 5 - 15; дисульфид вольфрама 5 -15; сера 0,1 - 0,3; медь остальное. Предлагаемый состав обеспечивает снижение коэффициента трения и повышение износостойкости при высоких скоростях скольжения в нейтральных средах. 1 табл.
Федорченко И.Н | |||
и Пугина Л.И | |||
Композиционные спеченные материалы | |||
Киев: На- укова Думка, 1980, с | |||
Сепаратор-центрофуга с периодическим выпуском продуктов | 1922 |
|
SU128A1 |
Journal Japan Society Lubric Eng., 1972, 17, №2,75-82. |
Авторы
Даты
1992-06-30—Публикация
1989-08-07—Подача