(54) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ Е.В. БУСЫГИНА | 2005 |
|
RU2277649C1 |
Шпоночное соединение | 1979 |
|
SU783491A1 |
Шпоночное соединение | 1979 |
|
SU838104A1 |
Шпоночное соединение | 1991 |
|
SU1749563A1 |
Шпоночное соединение | 1979 |
|
SU898130A1 |
Шпоночное соединение | 1983 |
|
SU1089311A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ | 2005 |
|
RU2300810C1 |
Разъемное соединение | 1990 |
|
SU1705619A2 |
Комбинированный инструмент | 1983 |
|
SU1146136A1 |
МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД | 2015 |
|
RU2603433C2 |
1
Изобретение относится к общему м шиностроению и может быть использовано во всех отраслях промышленности для установки на валах различных деталей, например шкивов, шестерен и т.п.
Известны шпоночные соединения, содержащие сегментную шпонку, которая кроме передачи окружного усилия фиксирует установленную на валу деталь от осевого смегчения. Для этого в детали шпоночный паз выполнен наклонным, а шпонка развернута в гнезде вала ll .
Недостаток этого соединения в то что его применение нецелесообразно при установке детали на конце вала, имеющего уступ по диаметру, в который упирается деталь. Для фиксации детсши от осевого смещения в нем применена гайка, навинченная на вал Однако имеются случаи, когда нельзя разместить гайку на конус вала. В этих случаях указанное соединение применено быть не может.
Известно также шпоночное устройство, содержащее вал, охватывающую вал деталь, шпонку и винх С2 .
.Недостаток устройства в высокой трудоемкости его исполнения и усложненной сборки - разборки, что невыгодно при массовом производстве.
Цель изобретения - улучшение условий эксплуатации соединения.
Указанная цель достигается тем, что шпоночный паз в охватывающей детали выполнен наклонным к оси вала с вогнутым дном, сегментная шпонка выполнена с треугольными шлица0ми, а стопорный винт - коническим с углом конуса, меньшим угла наклона шпоночного паза, и установлен с возможностью контакте со шлицами шпонки и дном паза охватывающей вал 5 детали.
На фиг. 1 показаны детали до установки стопорного ви: та; на фиг. 2 устройство в сборе; на фиг, 3 - разрез А-А на фиг. 2.
0
Шпоночное соединение состоит из вала 1, сегментной шпонки 2, посаженной на конец вала до упора в его уступ, детали 3 со шпоночным пазом и стопорного винта 4. Шпоночный
5 паз в детали 3 образован двумя параллельными боковыми поверхностями и двумя наклонными, образующими наклонный к оси вала желоб пятиугольного профиля. На плоской поверхности шпонки 2 выполнены треугольные
шлицы с расстоянием между шлицами, равным шагу резьбы на винте 4. Винт 4 выполнен с коническим углом сС коHi«ca винта 4, меньшим угла ft наклона шпоночного пазе в детали 3 к оси вала 1.
После установки детали (фиг. 1) в шпоночный паз вводится винт 4. Он входит в зацепление со шлицами на шпонке, а желоб в шпоночном пазу детали 3 служит для него направляющей опорой.-При завинчивании винта 4 он разворачивает шпонку до тех пор пока не образуется клиновой зажим шпонка - вин.т-деталь 3. Затяжкой JMHTa выбираются все зазоры и винт воспринимает сжимающие усилия при действии осевой силы на деталь 3.
Винтом 4 осуществляется и силовая затяжка детали 3. Применение конического винта обеспечивает более свободные технологически допуски по глубине паза в детали 3, углу наклона I , высоте шпонки. По существу винт 4 выполняет роль клина, а резьба служит для ограничения расклинивающего усилия и, в основном, более надежной фиксации этого клина в шпоночном -пазу. Резьбового контакта со шлицами на шпонке вполне достаточно, так как винт практически не испытывает осевых усилий, а зажат между шпонкой и деталью 3.
Соединение целесообразно применять при малых осевых усилиях, действующих на деталь 3, например для фиксации шкивов, прямозубых шестерен, муфт, в тех случаях, когда не , допускается размещение крепежа- на валу и его выход за торец вала.
Формула изобретения
Шпоночное соединение, содержащее 0 вал, охватывсцощую его деталь, сегментную шпонку, расположенную в пазах вала и охватывающей детали, и стопорный винт, отличающееся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации, шпоночный паз в охватывающей детали выполнен наклонньом к оси вала с вогнутым дном, сегментная шпонка выполнена с треугольными шлицами, а стопорный Q винт - коническим с углом конуса,
меньшим угла наклона шпоночного паза, и установлен с возможностью контакта со шлицами шпонки и дном паза охватываю1цей вал детали.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
(прототип).
Авторы
Даты
1981-01-15—Публикация
1979-01-15—Подача