Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи крутящего момента в пределах до его предельного значения и может быть использовано в приводах машин и стан ков, например круглопильных деревообрабатывающих станков, в которых случайное .превышение от нормы крутя1;;его момента механизма подачи может вызвать поломку режущего инструмента и других узлов. Известна предохранительная муфта содержащая соединенные срезным элементом полумуфты, на одной из которых смонтирован подпружиненный рыча Последний установлен на ведущей пол пиуфте перпендикулярно ее оси вращ ния и снабжен пальцем. На ведомой полумуфте выполнен сквозной криволи нейный паз, в который заведен палец Палец связан с конечным выключателем l . Известная муфта имеет сложную конструкцию и неудобна в эксплуатации. Кроме того, ее трудно настраивать на заданный предельный момент срабатывания после разъединения полумуфт. Настройка производится подбором сечения среза предохранительных элементов. Усилие среза предохранительного элемента зависит от многих факторов, а именно материала сечения, структуры металла, и все это отражается на точности настройки пре.цельного момента. Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является предохранительная муфта,содержащая ведущую полумуфту, подпружиненную, подвижную в осевом направлении, и ведомую полумуфту, установленную аксиально ведущей. Полумуфты выполнены на смежных торцовых поверхностях с выступами в виде кулачков и соединены рычагами, установленными с возможностью углового поворота на радиальных штырях, закрепленных на втулке, свободно расположенной между полумуфтами 2 . Однако в указанной муфте при срабатывании ведущая полумуфта перемещается в осевом направлении, что вызывает ее износ, заклинивание и перекос на валу, на котором она установлена, что уменьшает точность срабатывания. Кроме того, муфта неудобна в эксплуатации, в связи с тем, что при износе кулачков полумуфт необходимо производить замену полумуфт при .полном демонтаже муфты.
Цель изобретения - повышение долговечности, точности срабатывания и обеспечения удобства эксплуатации.
Цель достигается тем, что ведущая полумуфта установлена неподвижно в осевом направлении, рычаги смонтиро,ваны на ней и выступы выполнены в виде упоров, одни из которых закреплены неподвижно на ведомой полумуфте, а другие установлены на ведущей полумуфте с возможностью осевого перемещения и подпружинены.
На фиг. 1 изображена муфта, общий вид; на фиг. -2 - разрез А-А на фиг. 1.
Муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт, установленных соответственно на ведущем 3 и ведомом 4 валах. На ведущей полумуфте 1 смонтированы предохранительные элементы, которые выполнены в виде рычагов 5, закрепленных с возможностью углового поворота на радиальных осях 6 и взаимодействующих с упорами полумуфт. При этом, упоры 7 ведомой полумуфты установлены на ней жёстко, а упоры 8 ведущей полумуфты установлены на ней с возможностью осевого перемещения и подпружинены тарельчатой пружиной 9. Пружина поджата регулировочной гайкой 10 .
В рабочем положении рычаги 5 муфты помещены между упорами 7 и 8. При вращении -ведущего вала 3 с ведущей полумуфтой 1 и смонтированными на ней предохранительными элементами, рычаги 5 воздействуют на упоры 7 ведомой полумуфты 2.Упоры 7 стремятся вернуть рычаги 5, однако.этому препятствуют подпружиненные упоры 8 ведущей полумуфты 1, в результате чего крутящий момент передается на ведомую полумуфту 2 и она с ведомым валом 4 получает вращение. Если сопротивление вращению ведомого вала. 4, т.е. его крутящий момент, превыси допустимую норму, то упоры 7 провернут рычаги 5 на беях б, рычаги 5 при этом переместят в осевом направлении подпружиненные упоры 8. Рычаги 5 выйдут из зацепления с упорами 8 и передача крутящего момента ведомому валу 4 прекратится.
После устранения причины, вызвавшей превышение допустимой величины крутящего момента на ведомом валу 4, рычаги 5 снова заводят между упорами
Регулировка величины передаваемо , го крутящего момента производится гайкой 10, сжимающей пружину 9. Изменяя усилие сжатия пружины 9, можно менять и регулировать величину передаваемого предельного крутящего момента. После настройки муфту можно испытать на точность срабатывания для чего к ведомому валу надо приложить нормированное сопротивление.
Повышение точности срабатывания обеспечивается жестким креплением полумуфт и ведомых упоров и под,вижной в осевом направлении устанЪвкой ведущих упоров, благодаря чему исключается перекос, заклинивание и износ полумуфт.
Формула изобретения
Предохранительная муфта, содержащая ведущую и неподвижную ведомую полумуфты с выступами на смежных поверхностях и помещенные между ними с возможностью углового поворота рычаги, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности точности срабатывания и обеспечения удобства эксплуатации, ведущая полумуфта установлена неподвижно в осевом направлении, рычаги смонтированы на ней и выступы выполнены в виде упоров, одни из которых закреплены неподвижно на ведомой полумуфте, а лругие установлены на ведущей по-лумуфте, с возможностью осевого перемещения и подпружинены.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 594363, кл. F 16 D 9/00, 1976.
2.Авторское свидетельство СССР
50707, кл. ,F 16 D 43/20, 1937 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительная фрикционная муфта | 1982 |
|
SU1092315A1 |
Фрикционная предохранительнаяМуфТА | 1979 |
|
SU815338A1 |
Предохранительная муфта | 1988 |
|
SU1594315A1 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА ПРЕДЕЛЬНОГО МОМЕНТА | 1967 |
|
SU200368A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1981 |
|
SU1040241A1 |
Предохранительная муфта | 1978 |
|
SU800456A1 |
Предохранительная муфта | 1989 |
|
SU1739119A1 |
Упруго-предохранительная муфта конструкции С.Г.Нагорняка | 1983 |
|
SU1145182A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1977 |
|
SU681267A1 |
Пружинно-рычажная предохранительная муфта | 1987 |
|
SU1416772A1 |
Авторы
Даты
1981-01-15—Публикация
1978-05-16—Подача