Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовайо в гидромеханических передачах транспортных средств. Известны системы управления гидромеханической передачей, содержащие гидравлический контур, включающи насос с выходным каналом, магистраль маслопитания, главный золотниковый клапан, кинематически связанный с центробежным и силовым регуляторами выключатель золотников периферийных клапанов двойного фрикциона и клапан блокировки гидротрансформатора, и электрический контур, включающий бло ручного переключения передач, первый выход которого соединен через микропереключатель со входами электромагнитов понижающей и прямой передачи, второй - со входом электромагнита понижающей передачи, а третий - со входами электромагнитов клапана заднего хода и понижающей передачи 1 . Однако известные системы управле ния не обеспечивают в гидромеханической передаче механической связи (без гидравлической) между валом двигателя и ведущими колесами транс портного средства на пониженных скоростях движения (менее 30 км/ч), что значительно ухудшает эффективность торможения транспортного средства двигателем на длинных и крутых спусках и затрудняет проезд участков скользкой дороги и выход транспортного средства из бокового заноса при применении тормозов в этих условиях. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей системы управления гидромеханической передачей. . Указанная цель достигается тем, что гидравлический контур снабжен золотниковым.клапаном принудительной блокировки гидротрансформатора, соединяю дим магистраль маслопитания с клапаном блокировки гидротрансформатора и гидравлически связанным с главным золотниковым клапаном, и выключателем блокировки гидротрансформатора, сообщенным с выходным каналом насоса, а электрический контур - электромагнитом, соединенным с золотником клапана принудительной блокировки гидротрансформатора и подключенным через два последовательно соединенных микровыключателя блокировки ко второму выходу блока ручного переключения передач, причем второй выход последнего соединен со вхо дом электромагнита понижсоощей пере-дачи через диод. На фиг. 1 показан гидравлический контур системы управления гидромеханической передачи; на фиг. 2 - элект рический контур системы управления гидромеханической передачи. Система управления гидромеханичес кой передачей содержит гидравлически контур, включающий насос 1 с вьаходным каналом 2, магистраль 3 маслопитания, главный золотниковый клапан 4 кинематически связанный с центробежным 5 и силовым б регуляторами, выключатель 7 золотников периферийных клапанов 8 двойного фрикциона 9, и клапан 10 блокировки гидротрансформатора 11, и электрический контур включающий блок 12 ручного переключения передач, первый выход 13 которого соединен через микропереключатель 14 со входами электромагнитов 1 и 16 понижающей и прямой передачи, второй выход 17 соединен со входом электромагнита 15 понижающей передачи, а третий выход 18 соединен со -входами электромагнитов 19 и 15 клапана заднего хода и понижающей передачи,- причем гидравлический контур дополнительно снабжен золотников-влм клапаном 20 принудительной блокировки гидротрансформатора 11, соединяющим магистраль 13 маслопитания с клапаном 10 блокировки гидротрансфор матора 11 и гидравлически связанным магистралью 21 с главным золотниковы клапаном 4, и выключателем 22 блокировки гидротрансформатора 11, сообщенным магистралью 23 с выходным каналом 2 насоса 1, а электрический . контур дополнительно снабжен электромагнитом 24, соединенным с золотником клапана 20 принудительной блокировки гидротрансформатора 11 и под ключенным через два последовательно соединенных микровыключателя 25 и 26 блокировки ко второму выходу 17 блока 12 ручного переключения передач, причем второй выход 17 последнего соединен со входом электромагнита 15 понижающей передачи через диод 27. Система управления работает следующим образом. При движении транспортного средства в условиях скользкой дороги, на длинных и крутых спусках, а также в местах, где возникает необходимость торможения двигателем, ручка блока 12 устанавливается в положение соединения блока питания с выходом 17 для принудительного включения понижающей передачи и блокировки гидро трансфор1.;чтора 11. При этом ток через диод 27 поступ ет на электромагнит 15, который перемещает золотник периферийных клапанов 8, соединяя главную магистраль 3 маслопитания- с фрикционом 9 пони жающей передачи. Одновременно через замкнутые контакты микровыключателя 26 и замкнутые контакты микровыключателя 25 ток поступает на электромагнит 24, которьой воздействует на золотниковый клапан 20. Золотниковый клапан 20, перемещаясь, открывает доступ мала из главной магистрали 3 в клапан 10 блокировки гидротрансформатора 11. При этом между колесами транспорт.ного.средства и валом, двигателя устанавливается механическая связь на пониженной передаче редуктора и этим самым обеспечивается эффективное торможение двигателем до минималь- . ной скорости движения и значительно улучшаются условия предотвращения бокового заноса при применении колесных тормозов на скользкой дороге и вывода транспортного средства из начавшегося бокового заноса. Когда после торможения двигателем появляется потребность разгона транспортного средства, микровыключатель 26 размыкает контакты, электромагнит 24 выключается и отпускает золотниковый клапан 20, перекрывая доступ масла из главной магистрали 3 и открывая слив. При этом разгон транспортного средства осуществляется с усилением крутящего момента двигателя гидротрансформатором. С целью предотвращения остановки двигателя, когда транспортное средство при торможении снижает скорость до минимальной скорости движения (ниже 5 км/ч) или останавливается, блокировка гидротрансформатора 11 выключается, так как при этом давление масла на выходе масляного насоса 1 резко снижается или отсутствует, а гидравлический выключатель 22 выключает электромагнит 24. Данная система управления позволяет улучшить эксплуатационные качества гидромеханической передачи, повысив эффективность торможения транспортного средства двигателем, и безопасность движения в условиях скользкой дороги на длинных и крутых спусках. Формула изобретения Система управления гидромеханичес-. кой передачей, содержащая гидравлический контур, включающий насос с выходным каналом, магистраль маслопитания, главный золотниковый клапан, кинематически связанный с центробежным и силовым регуляторами, выключатель золотников периферийных клапанов двойного фрикциона и клапан блокировки гидротрансформатора, и электриче кий контур, включающий блок руч
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства | 1983 |
|
SU1085861A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1990 |
|
SU1763257A2 |
Система маслопитания и управления гидромеханической передачи | 1990 |
|
SU1754502A1 |
Гидросистема маслопитания и управления гидромеханической передачей | 1981 |
|
SU973990A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1976 |
|
SU653148A1 |
Гидросистема маслопитания и управления гидропередачей | 1980 |
|
SU941761A1 |
Гидравлическая система управления гидромеханической передачи транспортного средства | 1974 |
|
SU508004A1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМИ И НАГРУЗОЧНЫМИ РЕЖИМАМИ | 1991 |
|
RU2010734C1 |
Система автоматического управления трансмиссией транспортного средства | 1966 |
|
SU887286A1 |
Устройство для регулирования тормозной мощности гидравлической передачи транспортного средства | 1981 |
|
SU996245A1 |
Авторы
Даты
1981-01-23—Публикация
1979-03-05—Подача