Изобретение относится к без{зельсо вым наземным транспортным средствам Известно сцепное устройство для транспортных средств, содержащее бук сирный крюк с запирающим его зев механизмом, выполненным в виде защелки 1. Однако, устройство такой конструк ции недостаточно надежно в работе, так как снабжено только одним страховочным устройством, предотвращающим расцепку автопоезда. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является сцепное уст ройство, содержащее корпус, выполнен ный в виде вилки с отверстиями, в ко торых расположен буксирный палец, подпружиненную рукоятку управления, ограничитель буксирного пальца и крышку с пружинами для взаимодействия последних с буксирным пальцем, при этом буксирный палец связан с рукояткой управления посредством рычага, имеющего выемку для взаимодей ствия с буксирным пальцем 2. Недостаток устройства заключаетс в том, что рассцепление автопоезда осуществляется рукояткой, жестко св занной с рычагом, который, входя в кольцеобразно выполненную выемку на буксирном пальце, поднимает его в верхнее положение. Такая конструкция сцепного устройства имеет большие габариты по высоте и является металлоемкой. Цель изобретения - снижение металлоемкости и уменьшение габаритов устройства по высоте. Поставленная 1 цель достигается тем, что буксирный палец выполнен полым с внутренней проточкой, в которой установлены Г-образные пластины, соединенные штырем с возможностью взаимодействия последнего с выемкой указанного рычага. На фиг. 1 изображено сцепное устройство, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 то же, в верхнем зафиксированном положении буксирного пальца; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 2. Сцепное устройство содержит корпус 1, выполненный в виде вилки, снабженной отверстиями, в которых расположен буксирный палец 2. В корпусе 1 установлен ограничитель 3 вертикального перемещения буксирного пальца 2 и сверху закреплена крышка 4, во внутренних сверлениях которой помещены пружины 5 с возможностью взаимодействия с буксирным пальцем 2 при нахождении его в верхнем положении. Буксирный палец 2 связан с рукояткой
6посредством рычага 7, снабженного выемкой 8 для удержания буксирного пальца 2 в вepxнe 4 положении. Рычаг
7жестко закреплен на рукоятке 6, на которой установлена Пружина 9, постоянно прижимакицая через рычаг 7 буксирный палец 2 до упора в буртик 10. Буксирный палец 2 зыполне полым, а на внутренней его поверхности образована кольцевая проточка 11,Ь которой свободно установлены концы Г-образных пластин 12, а между пластинами расположен рычаг 7, шарнирно связанный с Г-образными пластинами болтом 13, Буксирный палец 2 установлен в отверс тиях вилки с возможностью поворота относительно Г-образных пластин.
Устройство работает следующим образом.
Для осуществления сцепки, оттянув ограничитель 3, поворачивают рукоятку 6 вверх до тех пор, пока болт 13 не войдет в выемку 8 рычага 7, после чего буксирный палец 2 удерживается в верхнем положении. Сцепную петлю 14 прицепа устанавливают в зев сцепного устройства, где она воздействует на буксирный палец 2, заставляя его перемещаться далее вверх, при этом болт 13 выходит из выемки 8 рычага 7. При совмещении отверстий в корпусе сцепного устройства с отверстием в сцепной петле 14 дышка прицепа буксирного пальца под действием пружины 9 и пружин 5 опускается в отверстие сцепной петли 14 и обеспечивает сцепку. При этом ограничитель 3 возвращается в исходное положение, препятствукяцее самопроизвольному движению буксирного пальца 2 вверх, а рьгчаг 7, находясь под действием пружины 9 в крайнем полом положении, своей кромкой 15 также препятствует самопроизвольному движению буксирног пальца 2 вверх.
Для расцепки прицепа необходимо оттянуть ограничитель 3, повернуть вверх до упора рукоятку 6 и вывести сцепную петлю 14 из зева сцепного устройства.
Формула изобретения
Сцепное устройство, содержащее корпус, выполненный в виде вилки с отверстиями, в которых расположен буксирный палец, подпружиненную рукоятку управления, ограничитель буксирного пальца и крышку с пружинами для взаимодействия последних с буксирным пальцем, при этом буксирный палец связан с рукояткой управления посредством рычага, имеющего выемку для взаимодействия с буксирным пальцем, отличающееся тем, что, с целью снижения металлоемкости и уменьшения габаритов устройства по высоте, буксирный палец выполнен полым с внутренней проточкой, в которой установлены Г-образные пластины, соединенные штырем, с возможностью взаимодействия последнего с выемкой указанного рычага.
Источники информации, гЧринятые во внимание при экспертизе
1. Каталог деталей МАЗ-500А, МАЗ503А, МАЗ-504А, М., Машиностроение 1971, с. 118.
2.Патент ФРГ 1145494, кл. 63 С 3/05, 1968 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМБИНИРОВАННОЕ ЗАМКОВОЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПА | 1993 |
|
RU2083380C1 |
Сцепное устройство автопоезда | 1972 |
|
SU619368A1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА | 2009 |
|
RU2397882C1 |
АВТОПОЕЗД | 1997 |
|
RU2131369C1 |
Тягово-сцепное устройство | 1982 |
|
SU1105336A1 |
Тягово-сцепное устройство транспортного средства | 1978 |
|
SU670471A2 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2397883C1 |
УСТРОЙСТВО для СОЕДИНЕНИЯ ТЯГАЧА С ПРИЦЕПОМ | 1973 |
|
SU382528A1 |
Тягово-сцепное устройство активного автопоезда | 1978 |
|
SU785066A1 |
РАЗЪЕМНО-СЦЕПНОЙ МЕХАНИЗМ СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1971 |
|
SU421559A1 |
риг. 1
Риг. г
tt
a
фи{.3
A-A
Авторы
Даты
1981-01-30—Публикация
1979-04-09—Подача