Изобретение относится к тягово-сцепным устройствам транспортных средств, преимущественно тракторов и автомобиле, для присоединения прицепов.
В изобретении по авт. св. N° 544568 описано тягово-сцепное устройство транспортного средства, используемое преимущественно на тракторах и автомобилях для присоединения прицепов. В устройстве тяговый элемент выполнен в виде крюка, ьлшравляющий аппарат состоит из 2-х частей, верхняя из которых закреплена жестко на крюке, а нижняя установлена с возможностью поворота на оси рукоятки, а шкворень затвора расположен вдоль осп крюка.
Однако после сцепки со сцепной петлей дыщла прицепа, нижняя часть направляющего аппарата отбрасывается, занимая практически вертикальное положение. Это увеличивает габаритные размеры тяговосцепного устройства в рабочем состоянии. При установке такого тягово-сцепного устройства на тракторы, оборудованные за;;ним валом отбора мощности (тягово-сцепное устройство устанавливается выще вала отбора мощности), нижняя часть направляющего анпарата в отброщенном состоянии перекрывает свободную зону к валу мощности, и для отбора мощности через
задний вал отбора мощности требуется снятие тягово-сцепного устройства. Это нс1-;лючает агрегатирование трактора с прицепными мащинами, требующими одноврсменного привода от ва.;1а отбора мощности.
Кроме того, значительные по высоте габариты тягово-сцепного устройства с отброщенной нижней частью нанравляюще:-1 аппарата и наличие жесткой связи между нижней частью направляющего аппарата и рукояткой затвора снижают надежность запирания затвора.
При определенных дорожных условиях возможны задевания отброщенной части направляющего аппарата за сторонние предметы (к примеру, при движении вперед трактора с прицепом по местности с низкорослым кустарником). В этом случае происходит поворот нижней части наирар.ляющего аппарата и рукоятки затвора против часовой стрелки, что ведет к размыканию зртзора и возможной расцепке тягоБО-сцепного устройства с дышлом прицепа.
Целью изобретения является повыщенио надежности фиксации затвора в запертом состоянии и одновременное уменьщение габаритных размеров устройства по высоте.
Это достигается тем, что чзстъ направляющего аппарата установлена на
оси рукоятки с возможностью относительного вращения и связана с возвратной пружиной рукоятки, а ось рукоятки снабжена дополнительным поводком, взаимодействующим с нижней частью направляющего аппарата при ее подъеме, тяговый элемент ограничителем вер:Хнего положения нижней части направляющего аппарата, причем рукоятка соединена воз вратной пружиной с нижней частью направляБющего аппарата с предварительных натяжением.
На фиг. 1 изображено тягово-сцепнос Зстройство, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид слева.
Устройство содержит тяговый крюк 1 (см. фиг. 1), закрепленный на остове TpaEiспортпого средства с возможностью поворота с направляющим аппаратом, состоящим из верхней 2 и нижней 3 частей. Вдоль оси крюка / установлен полуавтоматический затвор 4, в корпусе 5 которого установлен шкворень 6 с пальцем 7. Во взведенном состоянии шкворень 6 поджимается конической пружиной 8. На оси 9 закреплены поводок 10 и рукоятка //. Впутрп корпуса 5 на оси 12 установлен подпружиненный фиксатор 13, фиксирующий шкворень 6 в рабочем положении.
Верхняя честь 2 направляющего аппарата закреплена жестко на крюке /, а нижняя часть 3 установлена па осп 9 рукоятки с возможностью вращения друг относительно друга. Для ограничения вращения нижней части направляющего аппарата на крюке / выполнен ограничитель 14. Нижняя часть 5 направляющего аппарата связана с рукояткой 11 возвратной пружины 15 (см. фиг. 2), установленной на оси 12. На оси 12 жестко закреплен дополнительный поводок 16 с возможностью взаимодействия с нижней частью направляющего аппарата 5 при ее подъеме в верхнее положение.
Тягово-сцепное устройство работает следующим образом.
При повороте рукоятки // против часовой стрелки пружина 15 закручивается, одновременно шкворень 6 поводком 10 за палец 7 отводится назад, отжимая предохранительный фиксатор 13 и преодолевая сопротивление конической 8. Неремещение щкворня 6 осуществляется до защелкивания пальпа 7 во впадину 17 ионодка 10. При этом дополнительный иоводок 16 вместе с возвратной пружиной 15 прижимают нижнюю часть направляющего аппарата к ограничителю М (на чертенке это пололсение изображено тонкими линиями) .
При сцепке шкворень 6 дышла петлей /5 подается назад, поводок 10 соскакивает с пальца 7, и рукоятка // под действием возвратной пружины 8 поворачивается по часовой стрелке, одновременно досылая шкворень до замыкания петли в зеве крюка.
Нижняя часть направляющего аппарата после размещения петли 18 в зеве крюка возвратной пружиной /5 уируго поджимается к петле, не препятствуя повороту дышла прицепа в горизонтальной и вертиь;альной плоскостях.
Дополнительный поводок 16 занимает после замыкапия шкворнем зева крюка свободное от контакта с нилсней частью направляющего аппарата положение (см.
фиг. 1).
Для рассодинения петли дышла прицепа с тягово-сцепным устройством необходимо, преодолевая сопротивление возвратной пружииы 15 и конической прулчипы 8,
отвести рукоятку // и шкворень 6 назад до защелкивания пальца 7 во впадине 17 поводка 10, ири этом дополнительный поводок 16 доходит до упора в нижнюю часть направляющего аппарата 5 и пр.г .подн ;мает ее до выведения петли 18 из зевя крюка.
Ф о р м } л а изобретения
1. Тягово-сцепное устройство транспортного средства по авт. св. N° 544568, о т л ичающееся тем, что, с целью повышения надежности фиксации затвора в запертом состоянии и одновремеииого уменьщенил
габаритных размеров, нижняя часть направляющего аппарата установлена на оси рукоятки с возможностью относительного вращения и связана с возвратной пружиной рукоятки, а ось рукоятки снабжена дополнительпым поводком, взаимодействующим с частью направляющего аппарата при ее подъеме.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что тяговый элемент снабжен
ограничителем верхнего положения нижней части направляющего аппарата.
3.Устройство по пп. 1 и 2, о т л и ч ающееся тем, что рукоятка соединена
возвратной пружиной с нижней частью направляющего аппарата, с предварительным
натял ением.
u,.j
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тягово-сцепное устройство транспортного средства | 1975 |
|
SU544568A1 |
Тягово-сцепное устройство транспортного средства | 1982 |
|
SU1065248A1 |
Тягово-сцепное устройство транспортного стредства | 1977 |
|
SU647145A2 |
КОМБИНИРОВАННОЕ ЗАМКОВОЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПА | 1993 |
|
RU2083380C1 |
Тягово-сцепное устройство тран-СпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1978 |
|
SU806475A1 |
Сцепное устройство автопоезда | 1972 |
|
SU619368A1 |
Тракторный поезд | 1987 |
|
SU1418077A1 |
Автоматическое сцепное устройство | 1977 |
|
SU821232A1 |
ПРИЦЕП | 2004 |
|
RU2276643C1 |
Тягово-сцепное устройство | 1979 |
|
SU901082A1 |
Авторы
Даты
1979-06-30—Публикация
1978-01-09—Подача