Устройство для настройки датчиказАщиТы ТуРбОМАшиНы OT НЕдОпуСТиМОгОпОВышЕНия чАСТОТы ВРАщЕНия Советский патент 1981 года по МПК F01D21/02 

Описание патента на изобретение SU808668A1

1

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в системах защиты турбомашин.

Известны устройства для настройки натяга пружины, содержащие гайку, взаимодействующую с пружиной и снабженную кольцевым выступом с пазом, в котором размещен стопорный элемент закрепленный на корпусеi Стопорный элемент входит в паз своим верхним концом и препятствует отворачиванию гайки l .

Однако устройства не обеспечивают высокой точности настройки и не предусматривают надежных мер по предртврёидению отворачивания самого стопорного элемента.

Наиболее близкое к предлагаемому устройство для настройки датчика защиты турбомашины от недопустимого повышейия частоты вращения, размещенного в радиальном отверстии вала, содержит гайку, взаимодействующую с пружиной датчика и снабжёниуй кольцевым выступом с пазами, в одном из которых размещен основной стопорный элемент, закрепленный на

Перемещение гайки вызывает изменение натяга пружины и, следовательно, изменение частоты вращения вала, при которой срабатывает датчик. .

Недостатком устройства является сравнительно невысокая точность настройки.

Цель изобретения - повышение точности настройки.,

Указанная цель достигается тем, что устройство снабжена по крайней мере одним дополиительиым стопорным элементом, закрепленным на валу относительно осиовного стопорного элемента с образованием верньера по отношению к пазгш кольцевого выступа гайки, и на всех стопорных элементах выполнены уступы, взаимодействующие с торцом кольцевого выступа гайки.

На фиг. 1 изображен датчик защиты с устройствам для настройки по пре Длагаемсму иэобретению, продольный разрез; на фиг. 2 - вид А на фйг.1; на, фиг. 3 - стопорный элемент.

Боек 1 датчика установлен в радиальном отверстии 2 вала 3 и нагружен регулируемой пружиной 4 сжатия, натяг которой устанавливают воздействием настроечной гайки 5. Стопорныеэлементы 6 установлены в валу 3 и , снабжены фиксирующими пальцами 7,

один из которых входит в один из пазов 8, равномерно расположенных по периметру кольцевого выступа 9 гайки 5. Фиксирующий палец 7 служит для фиксации поворота гайки 5 в отверстии 2 вала 3. Для увеличения надежности работы уступ стопорного элемента 6 в рабочем положении упирается в нижний торец 10 кольцевого выступа 9. При настройке датчика на срабатывание при заданной частоте вращения вала 3 натяг пружины 4 устанавливают воздействием на нее гайки 5. Исходя из величины шага резьбы гайки, характеристики пружины, положения центра тяжести бойка относительно оси вращения вала и массы бойка однозначно определяют изменение частоты вращения срабатывания датчика при повороте гайкина угловой шаг расположения пазов в кольцевом ее выступе относительно неподвижной точки отсчета на валу (например, относительно стопорного элемента). Таким образом, количество пазов на кольцевом выступе гайки выбирается, исходя из требуемой точности настройки датчика и вышеуказанных характеристик его элементов. Например, для турбомашин с частотой вращения ротора до 5000 об/мин необходимо в кольцевом выступе иметь 8-10 пазов. Центр тяжести подвижных элементов (бойка 1 и регулируемой пружины 4) смещен относительно .оси вращения вала 3 на расчетную величину с помощью пробки 11. При увеличении частоты вращения вала 3 до предельной центробежная сила, развиваемая бойком 11, преодолевает натяг, установленный регулируемой пружиной 4, и перемещает боек 1 до упора в гайку 5. Верхняя часть бойка 1 ударяет по рычагу механизма защиты турбомашины от недопустимого повышения частоты вращения вала 3. При определенном снижении частоты вращения боек 1 приходит в исходное положение. Ввиду невозможности выполнения деталей датчика в полном соответствии с расчетными натяг пружины 4 не обеспечивает срабатывание датчика на требуемой частоте вращения. Для обеспечения точной настройки датчика гайка 5 снабжена кольцевым выступом 9, в котором выполнены равномерно расположенные по периметру пазы 8, а на валу установлены стопорные элементы 6, снабженные фиксрующими пальцами 7, с помощью котор фиксируется угол поворота гайки 5 в отверстии 2 вала 3.

Для увеличения надежности работы датчика стопорный элемент 6 снабжен опорной поверхностью 10. В процессе регулирования стопорный элемент 6 находится в своем нижнем {утопленно в валу 3) положении. После поворота гайки 5 на необх-одимый угол фиксирующий палец 7 устанавливается в противолежащий паз В, а уступ, торец которого выполнен большим, чем размер пазов 8 в кольцевом выступе 9 гайки 5, упирается в нижний торец 10 кольцевого выступа 9. Таким образом, происходит самостопорение стопорного элемента 6 и гайки 5. Перемещение стопорного элемента 6 в направлении центробежных сил, действующих на него, отсутствует из-за упипания уступа в нижний торец кольцевого выступа 9 гайки 5, а перемещение гайки 5 невозможно из-за нахождения )иксирукмцего пальца 7 внутри паза8. В валах высокооборотных турбомашин, имеющих небольшие диаметры, размеры кольцевого выступа 9 гайки 5 недостаточны для размещения необходимого количества пазов 8.

Для обеспечения необходимой точности настройки датчика системы защиты высокооборотных турбомашин от недопустимого повышения частоты вращения вала 3 под кольцевым выступом 9 гайки 5 с равномерно расположенными по его периметру пазами 8 установлено 4-5 стопорных элементов 6, причем шаг между стопорными элементами 6 последовательно увеличивается соответственно на 1/4 или 1/5 часть шага пазов кольцевого выступа 9 гайки 5, т.е. расположение их образует верньер по отношению к расположению пазов 8 в кольцевом выступе 9 гайки 5. Это позволяет в 4-5 раз уменьшить интервал изменения частоты вращения ротора при перемещении гайки 5 и тем самым повысить точность настройки до необходимых пределов. Вообще количество стопорных элементов 6 может быть произвольным, но для существующих конструкций турбомашин введение 4-5 стопорных элементов б является оптимальным. На фиг. 2 изображены 5 стопорных элементов, установленных под кольцевым выступом 9 гайки 5 с 16-тью пазами, что позволяет зафиксировать 1/80 оборота настроечной пробки и обеспечивает необходимую точность настройки датчика. Регулирование на заданную частоту вращения производится как и в первом случае: в паз кольцевого выступа 9 гайки 5 устанавливают фиксирующий палец 7 одного из стопорных элементов 6.

Технико-экономическая эффективность от применения конструкции предлагаемого устройства для настройки датчика системы защиты турбомашины от недопустимого повышения частоты вращения заключается в том, что благодаря повышению точности настройки датчика расширяется область рабочих режимов турбомашины по частоте вращения, что дает возможность.получать от турбомашины большую мощность без опасности перегрузки. Кроме того,

Похожие патенты SU808668A1

название год авторы номер документа
АВТОМАТ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРБОМАШИНЫ 1966
SU180196A1
Датчик системы защиты турбомашины от повышения частоты вращения вала 1977
  • Мирошниченко Алексей Васильевич
SU681196A1
Датчик системы защиты турбомашины от разгона ротора 1975
  • Вильковиский Николай Яковлевич
  • Ушаков Георгий Александрович
  • Шершов Юрий Сергеевич
SU549583A1
ДАТЧИК СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ТУРБОМАШИНЫ ОТ ПОВЫШЕНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА 1992
  • Шекун Г.Д.
RU2045660C1
Способ настройки регулятора предельных оборотов турбомашины 1980
  • Перетятко Дмитрий Владимирович
  • Корнышов Валерий Филиппович
SU1001024A1
Автомат безопасности турбомашины 1979
  • Богачев М.П.
  • Вишняков Г.В.
  • Муратов Х.И.
  • Рыбин П.А.
  • Саранцев К.Б.
  • Сурин О.К.
  • Филаретов В.П.
SU786430A1
Ротор компрессора авиационного газотурбинного двигателя со спаркой блисков и спаркой блиска с "классическим" рабочим колесом и со спаркой "классического" рабочего колеса с рабочим колесом с четвертой по шестую ступень с устройствами демпфирования колебаний рабочих лопаток этих блисков и рабочих колес, ротор вентилятора и ротор бустера с устройством демпфирования колебаний рабочих широкохордных лопаток вентилятора, способ сборки спарки с демпфирующим устройством 2016
  • Эскин Изольд Давидович
  • Ермаков Александр Иванович
  • Гаршин Егор Алексеевич
RU2665789C2
Система охлаждения датчика числаОбОРОТОВ ТуРбОХОлОдильНиКА 1979
  • Шишко Виктор Петрович
  • Калинин Вячеслав Николаевич
  • Муравьев Виктор Павлович
SU836625A1
Ударно-импульсный механизм для гайковертов 1979
  • Саврасов Рем Михайлович
SU859142A1
Датчик системы защиты турбомашины от повышения частоты вращения вала 1981
  • Мирошниченко Алексей Васильевич
SU1015084A1

Иллюстрации к изобретению SU 808 668 A1

Реферат патента 1981 года Устройство для настройки датчиказАщиТы ТуРбОМАшиНы OT НЕдОпуСТиМОгОпОВышЕНия чАСТОТы ВРАщЕНия

Формула изобретения SU 808 668 A1

SU 808 668 A1

Авторы

Альтшуллер Давид Ильич

Вишняков Геннадий Васильевич

Терехов Александр Валентинович

Филаретов Владимир Павлович

Даты

1981-02-28Публикация

1978-07-31Подача