Автомат безопасности турбомашины Советский патент 1982 года по МПК F01D21/02 

Описание патента на изобретение SU786430A1

(54) АВТОМАТ БЕЗОПАСНОСТИ ГУРБОМАШИН

12

Изобретение относится к области турбокомпрессоростроения и в частности к системам защиты турбомашины от нревышения допустимой частоты вращения вала.

Такие системы защиты получили название автоматов безопасности.

Известны автоматы безопасности бойкового типа, содержащие боек, имеющий возможность перемещения под действием центробежных сил в направляющей втулке, установленной в радиальном сверлении вала турбомашины 1.

Недостатком этого автомата безопасности является ослабление вала турбомащины в месте установки автомата, а также динамическая неуравновешенность вала в момент срабатывания и выхода бойка из направляющей втулки.

Известны также автоматы безопасности, содержащие тарельчатую пружину, закрепленную на валу турбомащины, механизм управления стопорным клапаном с управляющей полостью и сопло 2.

Однако применение в таком автомате безопасности маслосистемы снижает надежность его работы, так как в случае выхода из строя маслонасоса произойдет остановка турбомащины, а кроме того создается повыщенная пожароопасность.

Цель изобретения - повышение надежности автомата и ножароопасности.

Цель достигается тем, что автомат дополнительно содержит эжектор, причем эжектор и сопло связаны с управляющей полостью стопорного клапана. С целью повышения быстродействия, автомат дополнительно содержит два регулируемых дрос10селя, остановленных в линиях связи эжектора и сопла с управляющей полостью клапана.

На чертеже показана принципиальная схема автомата безопасности.

15

Тарельчатая пружина 1 с грузами 2 закреплена при помощи гайки 3 на втулке 4, навинчиваемой на вал турбины 5. Паровой или газовый эжектор 6, рабочее тело в который поступает через сопло 7, соединен

20 через дроссель 8 магистралями 9, 10 с механизмом управления стопорным клапаном. В частности он соединен с полостью 1 мембраны 12, связанной через щток 13 с защелкой 14 клапана 15, прикрывающего

25 сопло 16, соединенное через вентиль 17 с линией 18 управления стопорным клапаном (на чертеже не показан). Магистраль 10 через дроссель 19 и линию 20 соединена с неподвижным соплом 21. Между соплом 16

30 и клапаном 15, а также в полости 11 расположены пружины возврата 22 и 23, а полость 24 мембраны 12 соединена с атмосферой.

Автомат безопасности работает следующим образом.

При нормальной работе турбины тарельчатая пружина 1 выгнута вправо, сопло 21 открыто. В магистралях 9, 10., 20 за счет отсоса воздуха паровым эжектором 6 создается разряжение, величина которого зависит от открытия 21., через которое подсасывается воздух из атмосферы. Когда тарельчатая пружина 1 находится в правом положении, соило 21 открыто на максимальную величину, вследствие чего разряжение в полости 11 будет минимальным, сила пружины 23, действующая на мембрану 12, будет больше силы, возникающей от перепада давлений на мембране и действующей на нее вверх. При этом защелка 14 находится в зацеплении с клапаном 15 и не дает ему переместиться вправо под действием пружины 22 и открыть сопло 16.

При увеличении частоты вращения турбины выше допустимой тарельчатая пружина 1 под действием момента от грузов 2 резко перещелкивается влево (см. пунктир) и покрывает сопло 21, не касаясь его. Вследствие этого разряжение в полости 11 резко возрастает и мембрана 12 под действием. перепада давлений, преодолевая силу пружииы 23, резко перемещается вверх. При этом защелка 14 расцепляется с клапаном 15 и он под действием пружины 23 neper ieщается вправо и открывает слив из линии управления стопорным клапаном, что приводит к его закрытию и остановке турбины.

После снижения скорости вращения турбины на определенную величину, тарельчатая пружина 1 снова перещелкивается вправо, что приводит к открытию сопла 21 и уменьшению разряжения в полости 11 до величины, при которой сила пружины 23 становится больше силы от перепада давлений, действующей на мембрану 12 вверх. После

этого при перемещении клапана 15 влево защелка 14 снова войдет с ним в зацепление, сопло 16 прикроется, а стопорный клапан откроется, что дает возможность турбине нормально работать. Определение работоспособности автомата безопасности без остановки турбины производятся путем увеличения ее скорости вращения до момента срабатывания автомата при закрытом вентиле 17.

Применение автомата безопасности такой конструкции повышает надежность и точность работы системы защиты и значительно снижает пожароопасность агрегата.

Кроме того, применение в качестве устройства, формирующего пневматический импульс, эжектора снижает трудоемкость изготовления автомата безопасности.

Формула изобретения

1.Автомат безопасности турбомашины, содержащий тарельчатую пружину, закрепленную на валу турбомашины, механизм

управления стопорным клапаном с управляющей полостью и сопло, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности автомата и снижения пожароопасности, автомат дополнительно содержит эжектор, причем эжектор и сопло связаны с управляющей полостью стопорного клапана.

2.Автомат по п. 1, отличающийс я тем, что, с целью повышения быстродействия, автомат дополнительно содержит два регулируемых дросселя, установленных в линиях связи эжектора и сопла с управляющей полостью клапана.

Источники информации, принятые во

внимание при экспертизе:

1. «Турбо- и компрессоростроение. Под

ред. В. А. Елисеева, Л., «Машиностроение,

1970, с. 329, рис. 6, поз. 26-28. 2. Патент США № 2973771, кл. 137-57,

1964.

Похожие патенты SU786430A1

название год авторы номер документа
Реле осевого сдвига турбомашины 1979
  • Богачев Михаил Петрович
  • Вишняков Геннадий Васильевич
  • Рыбин Павел Александрович
  • Саранцев Кир Борисович
  • Сурин Олег Клавдиевич
  • Филаретов Владимир Павлович
SU844783A1
Устройство для управления стопорным клапаном турбомашины 1981
  • Тельнов Константин Александрович
  • Шабашов Симон Залманович
SU979654A1
Гидравлический привод клапанаТуРбОМАшиНы 1979
  • Молчанов Гений Георгиевич
  • Силанчев Вячеслав Петрович
  • Лыско Владимир Владимирович
  • Левин Давид Моисеевич
SU853121A1
Устройство для защиты турбомашины 1983
  • Рыжков Виктор Кузьмич
  • Малев Вадим Вениаминович
  • Фрагин Марк Самуилович
  • Чернявский Леонид Иосифович
  • Щетинин Александр Анатольевич
  • Волчегорский Михаил Львович
SU1105668A1
Система защиты турбины 1980
  • Веллер Владимир Николаевич
  • Лебедев Вадим Александрович
  • Каширин Виктор Владимирович
  • Святецкая Элия Леонидовна
SU941635A1
Зажимное устройство 1985
  • Иванюк Иван Алексеевич
  • Елисеев Юрий Васильевич
SU1268305A1
Уплотнение вала турбомашины 1981
  • Казанский Владислав Николаевич
SU994839A1
Теплоутилизационная установка 1985
  • Артюшин Юрий Владимирович
  • Нырков Николай Степанович
  • Копанев Валерий Николаевич
SU1318709A1
Устройство для контроля и сортировки пьезоэлектрических изделий 1987
  • Сутин Альберт Ильич
  • Колесников Александр Николаевич
SU1466817A1
Система автоматической стабилизации положения остова крутосклонного транспортного средства 1989
  • Чернавский Владимир Александрович
  • Тумаков Александр Александрович
  • Негодов Владимир Николаевич
  • Смирнов Борис Николаевич
  • Айбиндер Эдуард Романович
SU1703500A1

Иллюстрации к изобретению SU 786 430 A1

Реферат патента 1982 года Автомат безопасности турбомашины

Формула изобретения SU 786 430 A1

SU 786 430 A1

Авторы

Богачев М.П.

Вишняков Г.В.

Муратов Х.И.

Рыбин П.А.

Саранцев К.Б.

Сурин О.К.

Филаретов В.П.

Даты

1982-03-30Публикация

1979-07-04Подача