Устройство управления самоходнымпОжАРОТушАщиМ КОМплЕКСОМ Советский патент 1981 года по МПК A62C27/16 

Описание патента на изобретение SU814363A1

Изобретение относится к системам программного управления движущимся объек том и может быть использовано преимущест венно для транспортировки и приведения в действие пожаротушащих средств в зоне подземного пожара. Известно устройство управления самоходным пожаротушащим комплексом, содержащее блок программного управлени ко входам которого подключены датчики встречи с препятствием ,при движении к очагу пожара и к месту , датчики температуры, давления, пройденного пути, скорости движения, скорости вра- щения маховика, пусковое устройство. Нули дистанционного управления и пульт задания программ, а к выходам бло ка программного управления подключены через усилители пневмоприводы муфты реверса, передних и задних пе сочниц, пневмоприводы установки пожа , ротушения, фрикпиона скорости и тор моза Г1. Недостатки данного устройства ухфавления связаны, прежде всего, с ухфавлением движения комплекса,. Применение отдельных цепей управления приво,дами TC JMoea и фрикциона скорости может 1Ц)ивести к аварийной ситуации при остановке или начале движения комплекса в случае отказа одной из цепей управления. Кроме того, в устройстве не предусмотрены контроль и вьщача команды логической схеме управления при окончании перевода муфты реверса в то или иное положение с последующей автоматической подачей сигнала на приводы отключения тормоза и включения фрикциона скорости. В устройстве отсутствует информационный блок, позволяющий при возвращении комплекса из зоны пожара осуществлять контроль программ включения комплекса в этой зоне. Поскольку схема программного управления построена на элементах релейной электро автоматики, она имеет низкую надежность работы в экстремальных условиях эксплу381атации (высок 1я температура, повышенная запыленность и влажность, взрывоопасная среда). Цель изобретения - повышение надежности и безопасности устройства управления самоходным пожаротушащим комплексом. Указанная цель достигается теМз что устройство имеет подключенные ко входам блока Программного управления датчики положения муфты реверса и подключенные к выходам блока программно1ч управления блок контроля программ и пневмораспределитель с дополнительным усилителем и двумя регул1фуемыми дрЬсселями, при этом вход пневмораспределителя соединен с выходом блока программного управления через дополнительный усилите . Инверсный выход пневмораспределителя соединен со штоковой полостью пневмопривода фрикциона скорости и через один из регулируемых дросселей - с поршневой полостью пневмопривода тормоза, а- прямой выход пневмораспределителя соединен со штоковой полостью пневмопривода тормоза и через другой регул фуемый г; дроссель - с поршневой полостью фрикциона скорости, На чертеже представлена блок-схема устройства управления самоходным пожаротушашим комплексом. Устройство управления содержит датч 1 встречи с препятствием при двшкении комплекса к пожара, датчик 2 встречи с препятствием при движении комплекса к месту старта, датчик 3 темп ратуры, выполненный в виде струйного измерителя температуры, датчик 4 тройденного пути, датчик 5 скорости движени комплекса, датчик 6 давления питания системы управления, датчик 7 скорости вращения маховика, пусковое устройство 8, пульт 9 дистанционного управления, состоящий, например, из пневмо- кнопок Движе ше вперед, Стоп, Дви жение назад, пульт 1О задания програм блок 11 программного управления, выполненный,-например, на логических эле ментах струйной техники, соответствующие входы которого соединены с выходами блоков l-l6, пневмсусилители 12 . 18, входы которых соединены с соответ ствующими выходами блока 11 управления, пневмопривод- 19, муфты реверса, штоковая и поршневая полости которого соединены соответственно с выходами дневмоусилителей 12 и 13, пневмоприво ды 2О и 21 передних и задних песочниц штоковые и поршневые полости которых оединены соответственно с выходами невмоусилителей 14-17, пневмопривод 2 установки пожаротушения, поршневая полость которого соединена с выходом невмоусилителя 18, пневмоприводы 23 и 24 фрикциона скорости и тормоза, блок 25 контроля программ, соединенный с соответствующими выходами блока 11 программного управления и предназначенный для получения информации о программе включения пожаротушашей установки. стройство содержит также датчики 26, 27 положения муфты реверса, каждый из которых соединен с соответствующими входами блока 11 программного управления, пневмораспределитель 28 с односторонним управлением , вход которого соединен через пневмоусилитель 29с одним из выходов блока 11 программного управления, причем его инверсный выход соединен со штоковой полостью пневмопривода 23 фрикциона скорости, а прямой выход - со штоковой полостью пневмопривода 24 тормоза, регулируемые дроссели 30, 31 с обратными клапанами. Вход первого дросселя 30соединен с инверсным выходом пневмораспределителя 28, а его выход - с поршневой полостью пневмопривода тормоза 24. Вход второго дросселя 31 соединен с прямым выходом пневмораспределителя 28, а его выход - с цоршневой полостью пневмопривода 23 фрикциона скорости. Устройство работает следующим образом. В исходном состоянии самоходный комплекс находится в состоянии покоя, давление питания поступает во все блоки и узлы устройства управления, тфи этом силовое, давление поступает ; с инверсного выхода хщевмораспределителя 28 в штоковую полость привода 23 фрикциона скорости и через регулиpyeiv ый дроссель с обратным клапаном ЗО - в поршневую полость тормоза 24, что приводит к механическому зацеплению тормозных колодок с колесами самоходного комплекса и отключению фрикциона скорости.. Прямой выход пневмораспределителя 28 при этом соединяет штоковую полость привода 24 тормоза и через обратный клапан регулируемого дросселя 31 поршневую полость привода 2 3 фрикциона скорости с атмосферой. При воздействии на пусковое устройство 8 его выходной сигнал запоминает ся в блоке 11 программного управления и через пневмоусилитель 13 поступает в поршневую полость привода 19 муфты .реверса. После перевода муфты реверса в крайнее положение, соответствующее движению самоходного комплекса Ъперед, срабатывает один из датчиков 26, 27 положения муфты реверса, сигнал с которого разрешает прохождение сигнала с блока 11 программного управления через пневмоусилитель 29 на вход пневмораспределителя 28, что приводит к его переключению. При этом поршневая полость щзивода 24 тормоза через обрат -ный клапан регулирующего дросселя ЗО штоковая полость привода 23 фрикциона скорости через инверсный выход хшевмораспредёлителя 28 соединяется с атмосферой. Воздух под давлением с прямого выхода пневмораспределителя 28 поступает в штоковую полость хфивода 24 и с временным запаздыванием )через переменный дроссель 31 - в поршневую полость привода 23 фрикциона скорости, Это дает возможность в первую очередь растормозить колеса комплекса и плавно включить фрикцион скорости,-, после чего происходит движение комплекс Остановку самоходного комплекса можно осуществить, например, воздейству на датчик 2 :встречи с препятствием при движении к месту старта. Сигнал с датчика 2 поступает в блок 11 програм много управления, что приводит х исчез новению сигнала на выходе пневмоусилителя 29 и переключению хшевморасиределителя 28,. В результате этого происходит сое- динение прямого выхода пневмораспреде лителя 28, и, следовательно, штоковс потостипривода 24 тормоза И черезобратны клалан регулируемого дросселя 31 поршн вой полости привода 23 фрикциона скоро ти с атмосферой. Одновременно давление питания поступает через инверсный выход пневморасщ)еделителя 28 в штоковую полость привода 23 фршошона сксрости и через регулируемый дроссель ЗО в псршневую полость привода 24 тс моза. При этом, в первую очередь, отключается фрикциой скорости, а затем происходит наложение тормозных колодок на колеса самоходного комплекса, что приводит к его остановке. Дистанционное управление самоходным комплексом осуществляется с помощью .пульта 9i При нажатии кнопки Движение вперед сигнал поступает в блок 11 программного управления,в результате чего на одно «из выходов появляется сигнал, которыйчерез пневмоусилитель 13 поступает в поршневую полость привода 19 муфтыреверса. После перевода муфты реверса в крайнее положение, соответствующее движению комплекса вперед, срабатывает один из датчиков 26. 27 . положения муфты реверса сигнал от которого поступает в блок 11 программного управления и разрешает прохолщение сигнала Движение вперед к пневмоуснлителю 29. Сигнал с ш евмоусилителя 29 поступает на вход Ш1евмораспределителя 28, что приводит, в первую очередь, к быстрому снятию тормоза, а затем к плавному включению муфты фрикциона скорости. Комплекс движе- ся вперед. При нажатии кнопки Стоп пульта 9 дистанционного управления сигнал, поступающий в. блок 11 программного управления, переводит его в состояние, при котором на Входе усилителя 29 исчезает сигнал, что приводит к переключению пневмораспределителя 28. и, следовательно, к отключению фрикциона скорости тормоза. Ylpoисходит остановка комплекса. При нажатии . кнопки Движение назад пульта 9 диста щйоннога управления сигнал поступает в блок 11 програк:Ь Ного управления, где он запоминается и через пневмоусилитель 12 поступает в штоковую полость привода 19 муфты реверса. После перевода муфты реверса в дрзтое крайнее положение, соответствующее дЕИйсению ком- пяекса назад, срабатывает одш1 из датчиков 26, 27 положения муфты реверса, сигнал которого поступает в блок 11 программного управления и разрешает прохождение сигнала Движение назад к пневмоусилителю 29. Сигнал с пневмоусилителя 29 поступает на вход пневмораспределителя 28, что приводшСНЯТИЮ тормоза и включению муфты фрикциона скорости. Комплекс движется .назад. При нажатии кнопки Стоп пульта 9 сигнал поступает в блок 11 программного у1фавле1шя, переводит его в состояние, при кшхэроК на входе усилителя 29 исчезает сигнал, что приводит к пйреключеш1ю пневмораспределителя 28 и, следовательно,, к отключению фрикциона скорости к наложению тормоза. Происхоит остановка комплекса. При управлении самоходным комплеком по заданной программе на пульте Ю адания программ устанавливанэтся растояния от места старта до очага пожара от очага пожара до места остановки ри возвращении; температура, при котоой должна включиться установка пожаротушения время, в течение которого самоходный пожаротушащий комплекс продолжает движение вперед после включения пожаротушащей установки} время, в течение которого происходит полная остановка самоходного пожаротушащего комплекса.

После задания программы нажимается кнопка Пуск пускового устройства 8, сигнал от которого поступает в блок 11 программного управления, где он запоминается и через усилитель 13 поступает В(. поршневую полость пневмопривода 19 муфты реверса. После. перевода муфты реверса в крайнее положение, соответствующее движению комплекса вперед, срабатывает один из датчиков 26, 27 положения муфты реверса, сигнал i/r которого поступает в блок 11 программного управления и разрешает прохождение сигнала к пневмоусилителю 29. Сигнал с пневмоусилителя 29 поступает на вход пневмораспределителя 28, что приводит к снятию тормоза и включению фрикциона скорости . Компле движется вперед. При снижении скорости движения комплекса из-за пробуксовки колес срабатывает датчик 5 скорости, сигнал от которого поступает в блок 11 программного управления. При этом на одном из его выходов формируется сигнал, который через пневмоусилитель 15 поступает в пqpшнeвyю полость пневмопривода 20, включающего переднюю песочницу. При увеличении скорости движения комплекса до номинальной на выходе датчика 5 скорости исчезает выходной Сигнал и, следовательно, исчезает сигнал на выходе пневмоусилителя 15, в результате чего поршневая по лость привода 2О передней песочницы через пневмоусилитель 15 соединяется с атмосферой. ОцновреМенно с исчезновением сигнала на выходе датчика 5 скорости на выходе блока 11 программного управления появляется сигнал, который поступает на вход пневмоусилитля 14. Усиленный выходной сигнал пневмоусилителя 14 поступает в штоковую полость пневмопривода 20 передней песочниды, в результате чего про - исходит ее отключение.

В момент достижения комплексом заданного расстояния на выходе датчика 4 пройденного пути появляется сигнал, который поступает в блок 11 программного управления. Сигнал с.блока 11 поступает на один из выходов блока 2 контроля программы, где он задоминает|ся в одной из ячеек памяти и через пневмоусилитель 18 поступает в поршневую полость пневмопривода 22, включающего установку пож отушенля. При этом на входе пневмоусилителя 29 сигнал исчезает.

Это приводит к переключению пневмо распределителя 28, с выхода которого

воздух под давлением поступает в штоковую полость . пневмопривода 23 фрикциона скорости и через дроссель 30| - в поршневую полость пневмопривода 24 тсфмоза, что. приводит к отключению фрик,5 циона скорости, включению тормозноГт системы и остановке комплексеи

После полной остановки комплекс на выходе блока 11 программного упраг ления появляется сигнал, который чере0 пневмоусилитель 12 поступает в щтоковую полость пневмопривода 19 муфты реверса. После перевода муфты реверса в крайнее положение, соответствукмцее, движению комплекса назад, срабатывает один из

5 датчиков 26, 27 положения муфты реверса, сигнал от которого поступает в блок 11 программного управления.

Сигнал с блока 11 программного управления через пневмоусияитель 29

0 поступает на вход пневмораспределителя 28, что приводит к снятию тормоза и включению фрикциона скорости. Комплекс движется назад к месту старта.

При снижении скорости движения комплекса из-за пробуксовки колес срабатывает датчик 5 скорости, сигнал от которого поступает в блок 11 программного управления, в результате чего на его выходе формируется сигнал, который через пневмоусилитель 17 поступает в поршневую полость пневмопривода 21, включающего заднюю песочницу. При увеличении скорости движения комплекса до номинальной на выходе датчика 5 скорости исчезает выходной сигнал и, следовательно, сигнал на выходе пневмоусилителя 17, в результате чего поршневая полость пневмопривода 21 задней песочницы через пневмоусилитель 17 сообщается с атмосферой. Одновременно с исчез50 новением сигнала на выходе .датчика 5 скорости, на выходе блока 11 программного управления появляется сигнал, который поступает на вход пневмоуси.лителя 16. Усиленный вьшодной сигнал 55 пневмоусилителя 16 поступает в штоковую полость пневмопривода 21 задней песочницы, в результате чего происходит отключение задней песочницы. 9 При достижении комплексом места остановки (старта) на выходе датчика 4 пройденного пути появляетхзя сигнал, Ксзторый поступает .в блок 11 программного управления, в результате чего на входе пневмоусилиргеля 29 сигнал исчезает Это приводит к переключению пневмо|распределителя 28, с инверсного выход которого воздух под давлением поступае в штоковую полость - пневмопривода 23 фрикциона скорости и через дроссель 30 в поршневую полость пневмопривода 24 тормоза, что приводит к отключению фри циона скорости, включению тормозной системы и остановке комплекса. Если при движении в зону пожара комплекс достигает зоны заданной температуры, независимо от пройденного пути, на выходе датчика 3 температуры появляется сигнал, который поступает в блок 11 программного управления, в результате чего на одном из выходов блока 25 контроля программ появляется сигнал, который запоминается в одной из ячеек памяти. СЗЩновременно на выходе пневмоуснЛителя 18 появляется усилейный сигнал, который поступает в поршневую полость пневмопривода 22, включающего установку пожаротушения. При этом комплекс продолжает : движение, вперед в течение времени, устанавливаемого на пульте 10 задания программ. После истечения заданного времени сигнал на выходе блока 11 программного управления исчезает. Это приводит к переключению пневмораспределителя 28, с инверсного выхода которого возду под давлением поступает в штокрвую полость пневмопривода 23 фрикциона скорости и через дроссель ЗО - в Поршне вую полость пневмопривода 24 тормоза. При этом происходит отключение фрикцио скорости, включение тормозной системы и остановка комплекса. После полной остановки комплекса на выходе блока 11программного управления появляется сигнал, который через пневмоусилител 12поступает в штоковую полость пневм привода 19 муфты реверса. После перевода муфты реверса в крайнее положение, соответствующее движению комплекс назад, срабатывает один из датчиков 26 27 положения муфты реверса, сигнал от которого поступает в блок 11 . программного управления. На выходе блока 11 появляется сигнал, который через пневмоусилитель 29 поступает на вход пневмораспрбделителя 28, что 3 приводит к снятию тормоза и включению фрикциона скорости. Комплекс движется назад к месту старта. При достижении комплексом . меОта старта на выходе датчика 4 хфойденного пути появляется сигнал, который поступает в блок 11 программного отправления, в результате чего на входе пневомусилителя 29 сиг нал исчезает. Это приводит к пбреключению пневмораспределителя 28 и, следовательно, к отключению фршщионной скорости, включению тормозной системы и остановке комплекса. При встрече с препятствием при уменьшении скорости вращения маховика или при уменьшении давления сжатого воздуха в баллонах ниже допустимого, на выходе одного из датчиков 1, 6 или 7 появляется сигнал, который, поступает в блок 11 программного управления, в результате чего на одном из выходов блока 25 контроля программ появляется сигнал, ко торый запоминается в одной из ячеек памяти. Одновременно на выходе пневмоусилителя 18 появляется усиленный сигнал, который поступает в поршневую полость пневмопривода 22, включайэщего установку пожарот1аиения, а на-входе пневмоусилителя 29 сигнал исчезает. Это приводит к переключению пневмораспределителя 2В, к отключению.: фрикдиона скорости, включению тормозной системы и остановке комплекса. После полной остановки комплекса на входе блока 11 щэограммного управлешш появляется сигнал, который через пневмоусилнтель 12 поступает в штоковую полость пневмопривода 19 муфты реверса. После перевода муфты реверса в крайнее положение, соответствующее движению комплекса назад, .срабатывает один из датчиков 26, 27 поло- . жения муфты реверса, сигнал от которого поступает в блок 11 программного управления, в результате чего на его выходе появляется сигнал, который через пневмоусилитель 29 поступает на вход пневмораспределителя 28, что приводит к . снятию тормоза и включению фрикциона скорости. Комплекс движется назад к месту старта. При достижении комплексом места старта на выходе датчика 4 пройденного пути появляется сигнал, который поступает в блок 11 программного управления, .в результате . .чего на входе пневмоусилителя 29 сигнал исчезает. Это приводит к переключению пневмораспределителя 28 и, следовательно, к отключению фрикциона скорости. 8 включению тормозной системы и остановке комплекса. Применение изобретения позволяет существенно повысить надежность и .безо пасность работы самоходных пожарет ушащих кокшлексов в экстремальных условиях (высокая температура, повышенная запыленность окружающего воздуха, взрывоопасная среда), уак как в нем предусмотрены блокировкИ| нсключающие переключение муфты реверса при движущемся комплексе, включение фрикциона скорости при включенном тормозе, включение тормоза при включенном фрикционе скорости. Формула изобретения I Устройство управления самоходным пожарсггушащим комплексом, содержащее блок программного управления, ко входам которого подключены -датчики встречи с препятствием при движении к очагу пожара и к месту старта, датчики те пературы, давления, пройденного пути, ско рости движения, скорости вращения махови пусковое устройство, пульт дистандионногх управления и пульт задания програм а к выходам блока программного управ- подключены через усилители пнев моприводы муфты реверса, передних и задних -песочниц, пневмоприводы ус12ановки пожаротушения, фрикциона скорости и тормоза, отличающееся ем, что, с целью повышения надежности и безопасностИг оно имеет подключенные ко входам блока программного управления датгчики положения муфты реверса и подключевшые к выходам блока программного управления блок контроля программ и пневмораспределитель с дополнительным усилителем и двумя регулируемыми дросселями, при этом, вход пневмораспределителя соединен с выходом блока программного управления через дополнительный усилитель, инверсный выход пневмораспределителя соединен со штоковой полостью пневмопривода фрикциона . скорости и через один из регулщэуемых дросселей - с поршневой полостью пневмопривода тормоза, а прямой выход пневмораспределителя соединен со штоковой полостью пневмопривода тормоза и через другой регулируемый дроссель - с прршневой полостью фрикциона скорости. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Тезисы докладов первой Всесоюзной научно- производственной конференции ТТредупреждение и тушение пожаров. 1-я секция Предупреждение экзогенных пожаров и автоматическая защита щахт и открытых разработок Донецк, 25-27 мая 1978 года, с. 43-44.

Похожие патенты SU814363A1

название год авторы номер документа
Адаптивный пневматический привод с обратной пневматической связью 2018
  • Грищенко Вячеслав Игоревич
  • Пимичева Юлия Геннадьевна
RU2685167C1
Позиционный пневматический привод 2018
  • Сидоренко Валентин Сергеевич
  • Баранов Евгений Юрьевич
RU2689662C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ РЕЖУЩИХ УЗЛОВ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ И НАГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Юркевич В.В.
  • Пуш А.В.
RU2077044C1
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПОЗИЦИОННЫЙ ПРИВОД 2009
  • Грищенко Вячеслав Игоревич
  • Сидоренко Валентин Сергеевич
  • Полешкин Максим Сергеевич
RU2450174C2
ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММНОЕ УСТРОЙСТВО 2010
  • Дьячков Евгений Александрович
  • Горюнов Владимир Александрович
  • Бурков Юрий Герасимович
RU2427874C1
Винтовой пресс 1983
  • Сафонов Анатолий Васильевич
  • Горячев Сергей Анатольевич
SU1172745A1
Винтовой пресс 1983
  • Сафонов Анатолий Васильевич
  • Горячев Сергей Анатольевич
SU1177173A1
Устройство управления штамповочным молотом (его варианты) 1979
  • Иожеф Седлачек
  • Ласло Хуппауер
  • Лорант Фелькер
  • Иштван Хегедюш
SU1120920A3
Пневмопривод прерывистого вращательного движения 1985
  • Бутенко Александр Петрович
SU1307105A1
Пневмогидравлический привод 1983
  • Игнатенко Николай Николаевич
  • Чернавский Владимир Александрович
  • Луптаков Николай Степанович
  • Литвинов Евгений Яковлевич
SU1114821A2

Иллюстрации к изобретению SU 814 363 A1

Реферат патента 1981 года Устройство управления самоходнымпОжАРОТушАщиМ КОМплЕКСОМ

Формула изобретения SU 814 363 A1

SU 814 363 A1

Авторы

Алекса Анатолий Кириллович

Доценко Станислав Алексеевич

Крючков Евгений Борисович

Даты

1981-03-23Публикация

1979-04-04Подача