Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано для привода самотормозящих зажимных приспособлений на многопозиционных станках и автоматических линиях. Известен гайковерт, содержащий корпус, электропривод, редуктор, му ту, шпиндель с гаечной головкой, и встроенным торсионом 1 . Недостатком указанного гайковерта является установка торсиона на шпинделе, что не обеспечивает доста точного снижения динамических нагру зо.к, возникающих при завинчивании резьбовых соединений, отрицательно сказывающихся как на долговечности самих гайковертов, так и на зажимных приспособлениях. Кроме того, пр исходит значительный разброс крутя щих моментов при затяжке, и гайков имеет незначительный диапазон регул рования крутящего момента. Наиболее близким к предлагаемом является гайковерт, содерх ащий кор пус,привод, редуктор, муфту, связы щую привод с редуктором, шпиндель гаечйой головкой t2 . Недостаток этого гайковерта заключается в том, что торсион испытывает максимальную нагрузку, чем вызывается при его изготовлении необходимость высокой прочности, что сказывается на его податливости, при уменьшении которой возникают высокие динамические нагрузки и уменьшается диапазон регулирования крутящего момента затяжки. Кроме того; указанный гайковерт не обеспечивает повышения крутящего момента при отвинчивании резьбовых соединений, по сравнению с их завинчиванием Цель изобретения - расширение диапазона регулирования и повышение крутящего момента при отвинчивании резьбовых соединений, по сравнению с их завинчиванием. Поставленная цель достигается тем, что гайковерт снабжен силовым цилиндром и пружиной, ведущая полумуфта выполнена с кулачком, ведомая с жестким упором и кольцевым пазом, в котором размеш ена пружина-, взаимодействующая одним концом с кулачком, и другим - с жестким упором. Кроме того, с целью регулирования степени деформации пружины, муфта снабжена набором сменных элементов, размещенных в кольцевом пазу ведомой полумуфты между жестким упором и пружиной. На фиг. 1 изображена кинематическая схема гайковерта; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1 по плоскости ст ка двух полумуфт; на фиг. 3 - разрез Б-Б на- фиг. 2; на фиг. 4 - разрез-В-В на фиг. 2.. Гайков&рт содержит корпус 1, элек тропривод 2, редуктор 3 с выходным ;валом А, муфту, связывающую электропривод с редуктором и выполненную в виде ведущей полумуфты 5 и ведомой полумуфты б, шпиндель 7, гаечную головку 8 и торсион 9. Гайковерт снабжен силовым цилиндром 10, выходной вал 4 редуктора 3 выполнен полым и в его полости установлен подвижный в осевом направлении шпиндель 7. Выходной вал 4 связан одним концом с силовым цилиндром 10, другим - с торсионом 9, на свободном конце которого размещена гаечная головка В. Ведущая полумуфта 5 выполнена с кулачком 11, ведомая - с кольцевым-пазом 12, в котором с помощью штифтов 13 установлен жесткий упор .14 и размещена пружина 15, взаимодействую щая одним концом с кулачком 11, другим - с жестким упором 14. С целью регулирования степени деформации пру жины 15, муфта снабжена набором смен ных элементов 16, размещенных в коль цевом пазу 12 ведомой полумуфты 6 между жестким упором 14 и пружиной Гайковерт работает следующим образом. При помощи силового цилиндра 10 шпиндель 7 с гаечной головкбй 8 опус кается вниз, при этом гаечная головк 8 входит в зацепление с резьбовым со динением, несущим зажимные элементы (резьбовое соединение с зажимными элементами на чертеже не показаны). затем включается электропривод 2 который, вращаясь по часовой стрелке, приводит во вращение ведущую пол муфту 5, имеющую кулачок 11, который через прухшну 15, набор сменных элементов 16 и жесткий упор 14 передает вращение на ведомую полумуфту б и связанный с ней редуктор 3 с выход ным валом 4, шпинделем 7 и гаечной головкой 8, находящейся в зацеплении с резьбовым соединением, несущим зажимные элементы. При этом осуществляется подвод зажимных элементов объекту захмма, например, обрабатыва мой детали. Величина крутящего момента в этом случае определяется усилием пружины 15. в момент касания с обрабатываемой деталью зажимные элементы с резьбовым соединением, например, винтовой парой и гаечной головкой 8 останавливаются, а шпиндель 7, благодаря , наличию в нем торсиона 9, продолжает поворачиваться, закручиваясь на некоторый угол. При этом торсион оказывает тормозящее воздействие на инерционный момент вращающихся часте редуктора и одновременно снижает динамическое воздействие на обрабатываемую деталь В дальнейшем редуктор 3 начинает оказывать повышенное сопротивление электроприводу 2, который, продолжая свое.вращение, через полумуфту 5 и кулачок 11, начинает оказывать повышенное давление на пружину 15, которая сжимаясь, повышает крутящий момент гайковерта и одновременно тормозит электропривод 2. В результате происходит плавное увеличение крутящего момента и силы тока в системе питания двигателя. Отключение электропривода 2 происходит в момент достижения максимального значения силы тока и, следовательно, максимального значения крутящего момента. После отключения электропривода при помощи силового цилиндра 10 шпиндель 7 с гаечной головкой 8 поднимаются вверх, при этом гаечная головка 8 выходит из зацепления с резьбовым соединением, несущим зажимные элементы. Контроль крутящего момента и выдача команды на отключение электропривода 2 осуществляется токовым реле, включеным в цепь питания электропривода. Регулировка требуемой величины крутящего момента производится при помощи того же реле и изменением количества сменных элементов 16, регулирующих степень деформации пружины 15. При отвинчивании резьбовых соединений электропривод 2, вращаясь в обратном направлении, т. е. в данном случае против часовой стрелки, приводит во вращение полумуфту 5 с кулачком 11, который непосредственно через жесткий упор 14 передает вращение на полумуфту б и связанный с ней редуктор 3. Пружина 15 при этом в.работе не участвует и, следовательно, гайковерт работает в более жестком режиме,- что ведет к увеличению крутящего момента, по сравнению с завинчиванием резьбового соединения. Техническая эффективность предлагаемого устройства заключается в том, что по сравнению с известным, оно является более универсальным, так как, имея более широкий диапазон регулирования крутящего момента, может быть использовано для зажима широкого круга требующих различного усилия деталей. При этом повыленная податливость предлагаемого гайковерта обеспечивает бол.ее мягкую работу его кинематической схемы и, следовательно, по сравнению с известными, он является более долговечным, причем может быть использован для зажима деталей, имеющих относительно невысокую жесткость. Кроме того, обладая повышен-ным моментом отвинчивания резьбовых соединений относительно их завинчивания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гайковерт | 1983 |
|
SU1150060A1 |
Гайковерт для крупных резьбовыхСОЕдиНЕНий | 1979 |
|
SU814706A1 |
ГАЙКОВЕРТ | 1991 |
|
RU2025268C1 |
Ударный гайковерт | 1977 |
|
SU806393A1 |
Инерционный гайковерт | 1983 |
|
SU1144866A1 |
Гайковерт | 1988 |
|
SU1574447A1 |
Гайковерт | 1979 |
|
SU837840A1 |
Гайковерт | 1980 |
|
SU933436A1 |
Многошпиндельный гайковерт | 1979 |
|
SU841954A1 |
Гайковерт | 1987 |
|
SU1445929A2 |
Авторы
Даты
1981-03-23—Публикация
1979-04-16—Подача