изобретение относится к транспорт ным средствам и касае1тся конструкции главных тормозных цилиндров гидравли ческих систем управления тормозами автомобиля. Известен главный тормозной цилинд гидравлической системы управления то мозами автомобиля, содержащий корпус с установленным в нем полым поршнем/ внутри которого распЬложен вытеснитель, образугаций с поршнем рабочую камеру и имеющий осевой канал, сообщающий эту камеру с тормоз.ной .магист ралью. Полость перёд поршнем вокруг вытеснителя сообщена с резервуаром рабочей жидкости через подпружиненный клапан, установленный внутри резервуара, а полость за поршнем сообщена с резервуаром через постоян но открытое; отверстие. Кроме того, полость перёд поршнем сообщена с рабочей камерой через кольцевую щель, прикрытую уплотнительной манжетой вытеснителя ij. Недостатками таких главных тормоз ных цилиндров являются сохранение во время рабочего хода в -полости перед поршнем вокруг вытеснителя избыточ-. ного давления, требуквдего увеличения усилия на тормозную педгшь неудобство регулировки его перепускного клапана, так как последний расположен в резервуаре с тормозной жндкостью и доступ к нему возможен только через специальное отверстие в крышке резервуара, что не исключает занесение грязи в резервуар вместе с инст рументом при обслуживании. Хроме того, это устройство Хсьрактеризуется . сложностью и громоздкостью. Наиболее близким к предлагаемому является двухступенчатый главный тормозной цилиндр, содержащий корпус, в котором установлен поршень, образующий со стенками корпуса рабочую и штоковую полости, сообщающиеся между собой через клапан, имеющий подпружиненный запорный элемент. Рабочая и штоковая полости этого главного тормозного цилиндра соединены каждая с резервуаром рабочей жидкости при помощи качакяцихся клапанов одностороннего действия р. Однако штоковая и рабочая полости в них сообщаются с резервуаром и друг с другом через отдельные клапаны, что усложняет конструкцию тормозного ци.линдра и его техническоеобслуживание.
Цель изобретения - повышение компактности и удобства регулирования двухступенчатого главного тормозного цилиндра.
Указанная цель достигается тем, что он снабжен плунжером с осевым отверстием, установленным под запорным элементом клапана, и подпружиненной втулкой, расположенной над пружиной указанного запорного элемента и имеющей осевое отверстие, сообщающее штоковую полость тормозного цилиндра с резервуаром тормозной жидкости.
Для исключения провала тормозной педали при экстренных торможениях транспортного средства главный тормозной цилиндр снабжен дроссельным элементЬм, установленным под плунжером между ним и корпусом главного тормозного цилиндра.
Кроме того, подпружиненная втул-ка оборудована пластинчатым обратным клапаном для сообщения осевого отверстия указанной втулки со штоковой полостью тормозного цилиндра.
На фиг. 1 изображен двухступенчаты : главный тормозной цилиндр для двухконтурного тормозного привОда на фиг. 2 - сечение А-А на фиг.1
Двухступенчатый главный тормозной цилиндр с переменным передаточным отношением содержит корпус 1, в котором установлен поршень 2 со штоком 3 образующие в корпусе рабочую полость 4 и штоковую полость 5. Эти полости сообщаются между собой через клапан имеющий шариковый подпружиненный запорный элемент 7, и канал 8. В корпусе клапана 6 под запарным элементом 7 установлен плунжер 9 с осевым отверстием 10, к кромкам которого пружиной 10 прижат указанный запорный элемент 7. Под плунжером 9 между ним и отверстием 12 в корпусе 1 установлен дроссельный элемент 13, выполненный в виде шайбы. Эта шайба расположена в торцовой проточке плунжера, а высота шайбы больше хода плунжера 9. Торцовые поверхности шайбы или плунжера выполнены либо со значительной шероховатостьк), либо с мелкими паз ми для ограниченного прохода тормозной жидкости. Над пружиной 11 запорного элемента 7 расположена подпружиненная ступенчатая втулка 14, хвостовик 15 которой установлен в корпусе клапана 6. Втулка 1 имеет осевое отверстие 16, сообщающее штоковую полость 5 тормозного цилиндра с бачком 17, являющимся резервуаром тормозной жидкости. Клапан . 6 закрыт крьЕЛкой 18, под которой установлена пружина 19, упирающаяся вшайбу 20, расположенную под корпусом клапана 6. К торцу шайбы 20 пружиной 11 прижат хвостовик 15 втулки 14. Перед поршнем 2 установлена манжета 21, прижатая к нему пружиной 22
расположенной между поршнем 2 и шайбой 23, надетой на хвостовик штока и прижатой к нему пружиной 24. В рабочей полости 4 имеется отверстие 25, обобщающееся с колесными тормозными цилиндрами одного из контуров. Штоковая полость уплотняется по корпусу кольцом 26. Вторая полость 27 цилиндра через отверстие 28 соединена с колесными цилиндрами второго контура тормозного привода автомобиля, в поперечном пазу, выполненном на боковой поверхности втулки 14, расположен пластинчатый обратный клапан 29, сообщающий резервуар рабочей жидкости со-штоковой полостью тормозного цилиндра через отверстие 30.
Работа главного тормозного цилиндра заключается в следующем.
При перемещении шток 3 упирается в поршень 2 и перемещает его влево, вытесняя жидкость из рабочей полости. 4 в колесные тормозные цилиндры первого контура. При этом манжета 21 обеспечивает герметизацию рабочей полости, отделение ее от штоковой полости 5. В последнюю при перемещении штока вправо тормозная жидкость поступает из бачка 17 через отверстие 16 и канал 8. При достижении в полости 4 давления, определеного пружиной 11 и площадью плунжера 9 плунжер 9 и запорный элемен приподнимаются, сжимая пружину 11. Запорный элемент 7 упирается в нижнюю кромку ступенчатой втулки 14, закрывая отверстие 16, При этом бачок 17.и Штоковая полость 5 разобщаются, в штоковую полость 5 поступает жидкость через обратный клапан 29. По мере возрастания давления в полости 4 плунжер 9 доходит до упора в корпусе клапана 6, а запорный элемент 7 вместе со ступенча- . той втулкой 14, сжимая пружину 19, перемещается вверх с гиайбой 20, сообщая полость 4 с полостью 5 через отверстие 12, щели между борцом плунжера и дроссельным элементом 13, отверстие 10 и канал 8. Вследствие того, что давление тормозной жидкости в полостях 5 И 4 выравнивается, то в этом случае усилие от тормозног привода на штоке 3 передается на тормозную жидкость -через площадь, соответствующую диаметру .цилиндрической поверхности штока, уплотненной кольцом 26 относительно корпуса 1. Таким образом до срабатывания клапана усилие от тормозного привода на штоке 3 передается на тормозную жидкость через площадь, соответствующую диамеру манжеты 21, а после срабатывания клапана - через площадь, соответствущую диаметру цилиндрической поверхности штока уплотненной кольцом 26, , т.е. через меньшую площадь.
Предлагаемый главный тормозной цилиндр действует надежно как при плавном, так и при резком (ударном) нажатии на тормозную педаль. В последнем случае в тормозном приводе образуется большой перепад давления, однако за счет наличия дроссельного элемента 13 лишь незначительное количество жидкости сможет 1терейти в штоковую полость до того, как заполнятся полностью колесные тормозные цилиндры. При резком нажатии на педаль дроссельный элемент 13 давлением жидкости поднимается и прижимается к торцу плунжера 9, закрывая отверстие 10, в которое жидкость теперь сможет поступать лишь между неЕ овностями поверхностей дроссельного элемента и плунжера. При плавном нажатии на педаль, а также при выравнивании давления в тормозном приводе дроссельный.элемент 13 находится во взвешенном, промежуточном положении, свободнр пропуская жидкос1ь из полости 4 в полость 5.
Формула изобретения
1. Двухступенчатый главный тормозной цилиндр, содержащий корпус, в котором установлен поршень, рбразуквдий со стенками корпуса рабочую и штоковую полости, сообщающиеся между собой через клапан, имеющий подпружийвнный запорный элемент, отличающий с я тем, что, с целью повышения его компактности и удобства регулирования, он снабжен плунжером с осевым отверстием, установленным под запорным элементом клапана, и подпружиненной втулкой, расположенной над пружиной указанного запорного элемента и имеющей осевое отверстие, сообщающее штоковую полость тормозного цилиндра с резервуаром тормозной жидкости.
2.Цилиндр по п.1, о т л и ч а ю5 1Д и и с я тем, что он снабжен дроссельным элементом, установленным под плунжером.
3.Цилиндр по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что .подпружиненная втулка оборудована пластинча0тым обратным клапаном для сообщения осевого отверстия указанной втулки со штоковой полостью тормозного цилиндра.
Источники информации
5 принятые во внимани- при экспертизе
1.Патент США № 2580850, кл. 60-54J6 ,опублик . 1952.
2.Авторское свидетельство СССР № 99514, кл. В 60 Т 11/20, 1952
0 (прототип). . 11 ,,.,„.., . Tl . /г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Главный тормозной цилиндр | 1979 |
|
SU829469A1 |
Двухступенчатый главный тормозной цилиндр | 1985 |
|
SU1299870A1 |
Двухрежимный главный тормозной цилиндр | 1985 |
|
SU1279889A1 |
Двухрежимный главный тормозной цилиндр | 1986 |
|
SU1428630A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР С РЕКУПЕРАТИВНЫМИ ВЫТЕСНИТЕЛЯМИ | 2023 |
|
RU2804978C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР | 2011 |
|
RU2457375C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР ДЛЯ ЖЕСТКОГО БУКСИРНОГО УСТРОЙСТВА | 1998 |
|
RU2145011C1 |
Главный тормозной цилиндр | 1982 |
|
SU1062069A1 |
Тормозной гидропривод автомобиля | 1980 |
|
SU931540A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ ДЕМПФИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДВУХСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ | 2011 |
|
RU2467224C1 |
Авторы
Даты
1981-05-15—Публикация
1979-07-20—Подача