Изобретение относится к тормозным системам транспортных, средств и касает ся конструкции главного тормозного цилиндра с переменным передаточным отно шениём. Известен главный тормфзной цилиндр переменным передаточным отношением, содержащий корпус со ступенчатым поршнем, в котором установлен перепускной клапан, сообщающий между собой штоковую и рабочую полости. В поршне сзади манжеты, уплотняющей ш токовую полость тормозного цилиндра, выполнены сквозны .осевые отверстия, сообщающие штоковую полость с выполненной на поршне проточн и через нее - с резервуаром рабочей жид кости pj. Однако этот главный тормозной цилинд и его резервуар рабочей жидкости имеют большие осевые размеры, причем главный тормозной цилиндр трудно использовать для двухконтурного гидравлического тормозного привода. Наиболее близким к предлагаемому является главный тормозной цилиндр, содержащий корпус с поршнем, разделяющим рабочую и штоковую полости, перепускной клапан для сообщения указанных полосТей между собой, состоящий из седла и запорного элемента с подпружиненным стер)«шем, пропущенным сквозь отверстие в торцовой стенке стакана, образующего корпус указанного клапана, и обратный клапан для перекрытия отверстия, связьшающего што- ковую полость с резервуаром рабочей жидкости 12. В указанном главном тормозном цилиндре седло перпендикулярного клапана установлено неподвижно в корпусе тормозного цилиндра, а обратный клапан размещен в этом же корпусе отдельно от перепускнся о клапана и вьтолнен Качающегося типа с приводом от поршня тормозного цилиндра. Однако такое размещение клапанов увеличивает габариты тормозного цилиндра и требует установки резервуара тормозной жидкости на корпусе тормозноние тормозного (тривода происходит тольо лишь после возвращения поршня в исодное положение, когда сн, поворачивая обратный клапан, сообщает тормозной илиндр с резервуаром рабочей жидкости, До открытия же обратного клапана почти вся рабочая жидкость из штоковой полоси должна сначала перейти в рабочую полость.
Цель изобретения повышение компактности главного тормозного цилиндра и уменьшение времени растормаживания.
Указанная цель достигается тем, что отверстие, связывающее штоковую полость с резервуаром рабочей жидкости, выполнено в торцовой стенке стакана перепускного клапана, запорный элемент обратного клапана размещен на упомянутом подпружиненном стержне у торцовой стенке стакана, а седло перепускного клапана выполнено на детали, установленной в полости стакана с возможностью осевого перемещения.
Запорный элемент обратного клапана может быть выполнен в виде подтфужиненной шайбы, свободно надетой на подпружиненный стержень перепускного клапана между запорным элементом последнего и упором, выполненным на стержне
Запорный элемент обратного клапана может быть выполнен в виде тела вращения из эластичного материала, герметично закрепленногр на стфжне, при этом отверстие, сообщающее шгоковую полость тормозного цилиндра с резервуаром, может быть выполнено в виде канавки, расположенной напротив боковой поверхности стержня..
Причем поверхность торцовой стенки стакана, обращенная в сторону запорного элемента обратного клапана, может быть выполнена конической, а запорный элемент обратного клапана в этом случае мсекет быть выполнен в виде диска, на тс эцовой поверхности которого обращенной в сторону торцовой стенки стакана, над боковой поверхностью стержня может быть выполнена кольцевая ступенька, высота которой меньше глубины канавки.
На фиг, 1 изображен главный тормозной цилиндр; на фиг. 2 - модификация клапанов главного тормозного цилиндра; на фиг. 3 - другая модификация клапанов тормозного цилиндра.
Главный тормозной цилиндр содержит корпус 1, в котором установлен поршень 2 со штоком 3, образующие в корпусе
5. Эти полости могут сообщаться между собой через перепускной клапан, расположенный в корпусе тормозного цилиндра, и каналы 6 и 7. Перепускной клапан состоит из шарикового запорного элемента 8 с подпружиненным стержнем 9 и седла Ю, стержень 9 размещен в стакане 11, установленном на корпусе тормозного ци- линдра и. связанным с ним при помощи резьбы. Седло 10 перепускного клапана установлено в стакане 11с возможностью осевого перемещения, для чего оно выполнено в виде плунжера с осевым отверсти- 5 ем 12, диаметр которого больше диаметра стержня 9. В тфце плунжера с обратной стороны от запорного элемента выполнена проточка, в которой расположен дроссельный элемент 13, выполненный в виде 0 шайбы. Толщина гтой шайбы больше хода плунжера, В главном тсрмозном цилиндре предусмотрен обратный клапан, имеющий запорный элемент 14, расположенный напротив отверстия 15, сообщаюш:его што ковую полость 5 тормозного цилиндра с резервуаром рабочей жидкости. Отверстие 15 выполнено в торцовой стенке стакана 11 напротив седла 10 перепускного клапана. Запорный элемент 14 обратного клапана расположен на стержне 9 между указанным отверстием 15 и запорным элементом 8 перепускного клапана. Запорный элемент 14 обратного клапана выпол- нен Во виде шайбы {фиг. 1), надетсй на стержень 9, и прижатый к упору 16 на нем с помощью пружины 17, расположенной между шайбой и запорны;} элементом перепускного клапана. Стакан 11 сверху закрыт крьпикой 18, в которой выполнено отверстие 19, сообщающее главный тормозной цилин/ф с резервуаром рабочей жидкости. Под крьш1кой 18 расположена пружина 2О, нагружающая осевым усилием стержень . 9. Перед поршнем .новлена уплотнительная манжета 21, при-, жатая к нему пружиной 22, упирающейся в шайбу 23, надетую на хвостовик щтока. Шайба 23 в свою очередь, прижата к буртику на хвостовике пружиной 24, упирающейся в шток 25 второго гидравлического контура. Рабочая полость 4 сообщена с колесными тс моёными цкиккирами первого из контуров через отверстие 26, а рабочая полость 27 сообщена с колесными тормозными цилиндрами второго контура через отверстие 28. Шток 3 уплотнен по окружности при помощи уплотнительного кольца 29. Причем шток имеет ступеичагьп) кольцевой высгуп 30, Ш1фина которого меньше ш(фины поршня 2. При расторможенном состоянии тормоз ной системы шток 3 кольцевым выстуаом 30 под действием пружины 24 прижат к торцу втулки 31, установленной в корпусе 1 соосно с поршнем 2. Работа этого главного, тормозного цилиндра происходит следующим образом. При перемещении штока 3 последний упирается выступом 30 в поршень 2 и . перемещает его влево, выталкивая жидкость из рабочей полости 4 в колесные тормозные цилиндры первого контура. При этом манжета 21 обеспечивает герметизацию рабочей полости 4, отделение ее о штоковой полости 5. По мере перемещени шгока 3 влево объем, освобождаемый справа от поршня 2, заполняется рабочей жидкостью, поступающей из резервуара через отверстие 19 в крьш1ке 18, отверстие 15 в торцовой стенке стакана 11 и канал 7. Когда давление в полости 4 возрастает настолько, что усилие от этсяго Давления на седло 10 снизу больше усилия пружины 20, седло Ю вместе с запорным элементом 8 поднимается и упира ется в уступ, выполненный в стакане 11, При этом запорный элемент 14 обратного клапана, поднимаясь вместе с стержнем 9 ложится на торцовую стенку стакана 11 и закрьшает отверстие 15. Однако до момен та открытия перепускного клапана жид кость из резервуара по-прежнему поступа ет в штоковую полость 5 через отверстие 15, так как под действием атмосферного давления жидкость, преодолевая усилие пружины 17, отодвигает запорный элемен 14 от торцовой стенкн стакана 11 вниз, Когда усилие на шариковьй запорный элемент 8 перепускного клапана превьпнает усилие пружины 2О, запорный элемент 8 приподнимается и пропускает жидкость из рабочей полости 4 через канал 7 в штоковую полость 5, создавая в ней давление. Это давление действует на поршень 2 справа, облегчая перемещение штока 3. Причем в штоковсй полости 5 сначала устанавливается давление, мень-. шее давления в рабочей полости 4, так как давление в штоковой полости, действуя сверху на шариковый запорный элемент совместно с пружиной 2О, прижимает запорный элемент 8 к седлу Ю раньше, чем вьфавнивается давление между полостями 4 и 5. Разность давлений между полостями уменьшается по мере роста давления в полости 4. Когда усилие на стержень 9 от давления в штоковой полости 5 превышает усилие пружины 20, стержень 9 поднимается еще вьпие до тех пор, пока витки пружины 20 не сядут друг на друга. Когда шток 3 перемешается в нормальном темпе, дроссельный элемент находнт.ся во взвешенном состоянии, практически не препятствуя проходу жидкости из канала 6 в отверстие 12 седла перепускного клапана. При резком же, ударном, перемещении Штока 3, когда происходит резкое увеличение давления в полости 4, дроссельный элемент 13 прижимается этим давлением к торцу седла 1О и приподнимается вместе с ним. При. этом образуется ощутимая разность давлений под этим элементом 13 (в канале 6) и над ним (в отверстии 12), Эта разность давлений удерживает дроссельный элемент 13 у терца седла 10, прикрывая проход жидкости в отверстие 12, В это отверстие в данном случае поступает лишь незначительное количество жидкости, поскольку жидкость поступает в это огверсгие лишь между микронеровностями сопряженных поверхностей седла Ю и дроссельного элемента 13. Величн-, на давления в отверстии 12 определяется диаметром этого отверстия и усилием пружины 2О. После того, как давление в тормозном приводе выравкяется, дроссельный элемент 13 под действием собственного веса опускается вниз, не препятствуя свободному проходу .жидкости через перепускной клапан. При растсрмаживании тормозного привода шток 3 перемещается вправо, при этом жидкость из полости 5 переходит в полость 4, отжимая поршень 2 от выступа ЗО на штоке 3. Затем, когда давление в полости 4. падает до величины, при которой пружина 20 спускает седло Ю вниз, жидкость из штоковой полости 5 через канал 7, отверстие 15 и отверстие 19 поступает в резервуар. В конце своего хода шток 3 выступом ЗО упирается в торец втулки 31. В эту же втулку упирается поршень 2, не доходя до выступа ЗО на штоке 3. Между ними офазуется зазор, через который рабочая полость 4 сообщается с резервуаром рабочей жидкости. В модификации выполнения, лапанов главного тормозного цилищра (фиг. 2) запорный элемент 32 обратноо клапана выполнен из эластичного матеиала в виде тела вращения, например та-г елки. запорный элемент герметичо закреплен на стержне 9. При подьемб тержня 9 запорный элемент 32 прилегат к тордовой стенке стакана 11, закрывая отверстие 15, При падении давления в аолосги 5 во время перемещения штока 3 влево жидкость под действием атмосферного давления отгибает кромки запорного элемента 32 и поступает в канал 7 и Далее в штоковую полость тормозного цилиндра. В другой модификации клапанов главного тормозного цилиндра (фиг.З) отверстие, сообщающее штоковую полость 5 тормозного цилиндра с резервуаром, выполнено в виде канавки 33, расположенной напротив боковой поверхности стержня 9, Поверхность 34 торцовой стенки стакана 11, обращенная в сторо- ну запорного элемента 35 обратного кла- 15 пана, выполнена конической. Запорный элемент 35 обратного клапана выполнен из эластичного материала в виде диска, на тррцовой поверхности которого, обращенной в сторону торцовой стенки стакана 11, над боковой поверхностью стержня 9 выполнена кольцевая ступенька 36. Высота этой ступеньки меньше глубины канавки 33. При перемещении стержня 9 вверх запорный элемент 35 кромкой, рас- положеннсй на его периферии, ложится на коническую поверхность 34, закрьшая проход жидкости из штоковой полости Тормозного цилиндра в резервуар. По мере подъема стержня 9 запорный элемент 35 упруго деформируется до тех пор, пок кольцевая ступенька 36 не упрется в коническую поверхность 34. За счет того, что высота укаоанной ступеньки меньше глубины канавки 33, последняя остается частично открытой, позволяя жидкости поступать в шгоковую полость тормозного цилиндра при падении в ней давления ниж атмосферного. Формула изобретения 1. Главный тс мознсй цилиндр, содержащий корпус с поршнем, разделяющим ра бочую и штоковую полости, перепускной клапан для сообщения указанных полостей между собсй, состоящий из седла и запор ного элемента с подпружиненным стержне пропущенным сквсхзь отверстие в торцовой стенке стакана, образующего корпус ука.заннса о клапана, и обратный клапан для перекрытия отверстия, связывающего што ковую полость с резервуаром рабочей жид кости, отличающийся тем, что S 0&8 с целью повышения компактности и уменьшения времени растормаживани; отверстие, связывающее штоковую полость с резервуаром рабочей жидкости, выполнено в торцовой стенке стакана перепускного клапана, запсрный элемент обратного клапана размещен на упомянутом подпружиненном стержне у торцовой сгенки стакана, а седло перепускного .клапана выполнено на детали, установленной в полости стакана с возможностью осевого перемещения. 2. Цилин/ф по п, 1, отличающий с я тем, что запорный элемент об- ратного клапана выполнен в виде подпружиненной шайбы, свободно надетой на подпружиненный стержень перепускного клапана между запорным элементом последнего и упором, выполненным на стержне. 3. Цилиндр ПС п. 1, отличающий с я тем, что запорный элемент обратного клапана выполнен в виде подпружиненной шайбы, свободно надетой на подфужиненный стержень перепускного . клапана между запорным элементом последнего и упеком, выполненным на стержне. 3.Цилиндр по п. 1,отличающий с я тем, что запорный элемент обратного клапана выполнен в виде тела вращения из эластичного материала, герметично закрепленного на стержне. 4.Цилиндр по п. 3, о т л и ч а ющ и и с я тем, что отверстие, сообщающее щтоковую полость тормозного цилиндра с резервуаром, выполнено в виде канавки, расположенной напрот ив боковой поверхности- стержня. 5.Цилиндр по п. 4, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что поверхность торцовой стенки стакана, офащенная в сторсму запорного элемента обратного клапана, выполнена конической, азапорный элемент обратного клапана выполнен в виде диска, на торцовой поверхности которого, о ащенной в сторсму торцовой стенки стакана, над боковой поверхностью стержня выполнена кольцевая ступенька, высота которой меньше глубины канавки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент ФРГ № 868399, кп. 63 с 54/О7, 1963. 2.Авторское свидетельство СССР № 99514, кл. В 6О Т 11/2О, 1952.иг.г
JJ![](/patent/SU829469A1/i/00000004.png)