Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано пре имущественно в электромашинах, для. которых нежелательна разборка с целью замены отработанной консистентной смазки в их подшипниковых узлах. Известен подшипниковьп узел, содержащий установленный в корпусе на валу шарикоподшипник, к торцу которо го примыкает крьш1ка с выполненной в ней кольцевой камерой для размещения в последней консистентной смазки а также средство для замены консистентной смазки 01 Недостатком указанного подшипнико вого узла является то, что в нем зат руднено удаление отработанной консистентной смазки непосредственно из кольцевой камеры крьш1ки, в резуль тате чего, после замены смазки в пос ледней частично остается отработанная консистентная смазка. Цель изобретения - уменьшение степени загрязнения кольцевой камеры следами отработанной смазки при ее замене. Указанная цель достигается тем, что в подшипниковом узле, содержащем шарикоподшипник, установленный в корпусе на валу, крьшгку, имеющую кольцевую камеру и примыкающую к торцу шарикоподшипника, и средство для замены консистентной смазки, последнее расположено непосредственно в кольцевой камере и выполнено в виде гибкого элемента с полостя№1 для консистентной смазки, причем эти полости открыты, по меньшей мере, со стороны шарикоподшипника. На 4sir.l изображен подшипниковый узел с горизонтальным расположением вала; на фиг.2 - сечение А-А на фкг., на фиг.З - подшипиниковый узел с вертикальным расположением вала;, на фиг.4 - вариант выполнения гибкого элемента. Подшипниковый узел содержит подшипник 1 качения, установленный в корпусе или подшипниковом щите 2. С двух сторон к торцу подшипника при мыкают внутренняя 3 и наружная 4 (или нижняя 3 и верхняя 4 для узла с вертикальным расположением вала) крьшки, В наружной (или верхней) крьппке выполнена кольцевая камера 5 для размещения в ней консистентной смазки.. В кольцевую камеру 5 вставлен гибкий элемент 6, например, винтовая цилиндрическая пружина, который имеет полости 7, открытые, как минимзт, со стороны подшипника качения. Длина гибкого элемента, в случае выполнения его в виде витой пружины, ограничивается тросиком 8 с закрепленными на его концах наконечниками 9 и 10, Гибкий элемент 6 по профилю соответствует профилю кольцевой камеры 5 и устанавливается в ней с помощью гайки 11, навинченной на штуцер 12 направляющего патрубка 13, Последний соединен с крьшгкой 4 в плоскости кольцевой камеры крьшки Причем он установлен так, что его ось касательна к средней линии кольцевой камеры, Дпя исключения непосредственного качения между ними установлена шайба 14, внутренний диаметр которой больше диаметра окружности центров тел качения подшипника. Кроме того, на наружной поверхн сти шайбы выполнены гребенчатые вырезы на 1/2 ее ширины. В подшипнико вом щите 2 и в одной из подшипниковых крышек (или только в подшипнико вой крьш1ке) выполнены соответственн каналы 15 и 16, закрытые резьбовой пробкой 17. Для подшипникового узла с вертикальным расположением вала в кольцевой.проточке нижней,крышки устано лен гибкий элемент (фиг.4) , которьй служит для удаления скапливающихся под подшипником продуктов износа. Первоначальная- подача смазки в подшипник производится продавливанием смазки Через каналы 15 и 16, которая затем через подшипник попадает в кольцевую камеру 5 с располо женным в ней гибким элементом. Напол- 50 чение.камеры смазкой контролируется по появлению ее в отверстии штуцера 12. При необходимости заменить отработанную смазку, которая вытесняется в -процессе работы из подшипника в кольцевую камеру, гайка 11 отворачивается, и гибкий элемент вынимается. Затем он очищается от отработанной смазки и вновь вставляется в кольцевую камеру, после чего отворачивается резьбовая заглушка, и подшипниковый узел заполняется свежей смазкой. При этом проходя через подшипник, смазка очищает его, вытесняя остатки отработанной смазки. В процессе рабо-; ты узла длина гибкого элемента с помощью тросика может быть уменьшена, что приводит к смещению уплотнительного наружного слоя смазки, и следовательно, к улучшению отделения ее жидкой фракции. Путем деформаций гибкого элемента и перемещения его уменьшается степень загрязнения кольцевой камеры следами отработанной смазки, что приводит к уменьшению расхода смазки и уменьшает время для ее замены. Формула изобретения Подшипниковый узел, содержащий установленный в корпусе на валу подшипник качения, примыкающую к борту подашпника крьш1ку, в которой выполнена кольцевая камера для размещения смазки, и средство для замены консистентной смазки, отличающийся тем, что, с целью уменьшения степени загрязнения кольцевой камеры следами отработанной смазки при ее ,замене, для замены консистентной смазки расположено в кольцевой камере крьш1ки и выполнено в виде гибкого элемента с полостями для консистентной смазки, открытыми, по меньшей мере, со стороны подшипника качения. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Франции № 1421517, кл. F 16 С, 1965.
Фмг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1996 |
|
RU2122664C1 |
Подшипниковый узел электрической машины | 1990 |
|
SU1733751A1 |
Подшипниковый узел электрической машины | 1983 |
|
SU1185500A1 |
Электрическая машина | 1985 |
|
SU1367101A1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1979 |
|
SU892995A1 |
Электрическая машина с горизонтальным валом | 1981 |
|
SU961051A1 |
Подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1749569A1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР-ДЕТАНДЕР | 2006 |
|
RU2303142C1 |
Устройство для подачи консистентной смазки в подшипниковые узлы качения электродвигателей и для удаления отработанной смазки | 1961 |
|
SU147646A1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1967 |
|
SU195544A1 |
ФигА
Авторы
Даты
1981-05-23—Публикация
1976-06-11—Подача