1
изобретение относится к машиностроению, и может быть использовано например в редукторах, эксплуатиру-; емых в вакууме при отрицательных температурах .
Известен планетарный редуктор с твердой смазкой, содержащий центральные -колеса с наружными и внешними зубьями и взаимодействующие с ними сателлиты из антифрикционного материала 1 .
Недостатками такой конструкции являются малый ресурс работы, обусловленный износом зубьев сателлитов, а также из малая передаваемая мощность.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является планета рный редуктор с твердой смазкой, содержащий центральные колеса с наружными и внутренними зубьями и взаимодействующие с ними основные и дополнительные сателлиты, зубчатые венцы последних из выполнены из антифрикционного материала. Дополнительные сателлиты установлены на одной оси с основными и также взаимодействуют с це тральными колесами Однако известный редуктор имеет низкую передаваемую мощность из-за наличия половины сателлитов (дополнительных - из антифрикционного мате- риала), не участвующих в передаче силового потока.
Цель изобретения - увеличение передаваемой мощности редуктора и увеличение долговечности дополнительoных сателлитов.
Указанная цель достигается тем, что дополнительные сателлиты выполнены упругими и.свободно установлены между основныьш сателлитами, взаимо5действуя с одноименными элементами передачи.
При взаимодействии с основными сателлитами, дополнительные имеют число зубьев, меньшее числа зубьев
0 основных.
При.взаимодействии с центральными колесами дополнительные сателлиты имеют число зубьев, большее числа зубьев основных ,
5
Кроме того, дополнительные сателлиты могут быть выполнены в виде петли мебиуса, а антифрикционный материал нанесен с двух сторон ее.
На. фиг.- 1 изображен редуктор, часть поперечного разреза на фиг. 2дополнительный сателлит, вид сверху; на фиг. 3 - редуктора другого исполнения, часть поперечного разреза.
Планетарный редуктор содержит центральные колеса 1 и 2 с наружными и внутренними зубьями, взаимодействующие с ними основные сателлиты 3 и дополнительные сателлиты 4, свободно установленные между основными сателлитами, взаимодействуя с одноименными элементами передачи. При взаимодействии с. основными сателлитами 3 дополнительные сателлиты 4 (фиг. 1) имеют числа зубьев, меньшее числа зубьев основных. Прл взаимодействии с центральными колесами 1 и 2 дополнительные сателлиты 4 имеют число зубьев, большее числа зубьев осноных сателлитов 3.
Дополнительные сателлиты 4 могут быть выполнены полностью из антифрикционного материала или упругими, например в виде зубчатого венца 5, покрытого антифрикционным материалом б фиг. 2), или в виде кольца 7 (фиг. 3) Дополнительные сателлиты 4 могут быт выполнены также в виде петли мебиуса (не показано), а антифрикционный материал нанесен с двух сторон ее.
Редуктор работает следуквдим образом. При повороте центрсшьного (например ведущего) колеса 1 поворачиваются основные сателлиты 3 и штанетарно перемещаются относительно, например, неподвижного центрального колеса 2. Одновременно дополнительные сателлиты 4, находясь в зацеплениях с основными 3, перемещаются вместе с последними и вращаются относительно них или, находясь в зацеплении с централными колесами 1 и 2, планетарно перемещаются относительно неподвижного центрального колеса 2. За счет упругости дополнительного сателлита 4, стремящегося принять цилиндрическую форм,, обеспечивается беззазорное зацепление основных сателлитов 3 с дополнительными или дополнительных сателлитов с центральными .колесами 1 и 2 с определенным усилием, позволяющем нанести смазку на зубья основных сателлитов или центральных колес.
Усилие поджатия обеспечивается за счет выбора числа зубьев дополни тельного сателлита и его упругости.
Выполнение редуктора такой конструкции увеличивает в два раза (при
одинаковой ширине основных и дополнительных сателлитов) передаваемую иммощность и засчет упрощения конструкции (устранение опор дополни.тельных сателлитов и фиксаторов) снижает стоимость изготовления редуктора на 20%.
Предлагаемый способ твердой смазки практически может обеспечить работу зубчатых колес любой планетарной передачи (без каких-либо переделок) в условиях вакуума и отрицательных температур.
Формула изобретения
1.Планетарный редуктор с твердой смазкой, содержащий центральные колеса с наружными и внутренними зубьями и взаимодействующие с ними основные
и дополнительные сателлиты, зубчатые венцы последних из которых выполнены из антифрикционного материала, отличающийся тем, что, с целью увеличения передаваемой мощности редуктора, дополнительные сателлиты выполнены упругими и свободно ,установлены между основными сателлитами, взаимодействуя с одноименными элементами передачи.
2.Редуктор по п. 1, отличающийся тем, что при взаимодействии с основными сателлитами дополнительные имеют число зубьев, меньшее числа зубьев основных.
3.Редуктор по п. 1, отличающий с я тем, что при взаимодействии с. центральными колесами дополнительные сателлиты имеют число зубьев основных.
4.Редуктор по п. 1, о т л -и ч аю щ и и с я тем, что с целью увеличения долговечности дополнительных сателлитов, последние выполнены в виде петли мёбиуса, а антифрикционный материал нанесен с двух сторон ее.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Веденев В. И. и др. Исследование работоспособности зубчатых колес из антифрикционных материалов. Химическое и нефтяное машинострое1970, № 8, с. 32.
ние
2. Авторское свидетельство СССР № 641218, кл. F 16 Н 57/04, 1977 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Планетарная передача с твердой смазкой | 1982 |
|
SU1084526A1 |
Планетарный редуктор | 1979 |
|
SU945537A1 |
Планетарная передача с твердой смазкой | 1978 |
|
SU781463A1 |
Безводильная планетарная передача | 1981 |
|
SU1084513A1 |
Многосателлитная планетарнаязубчАТАя пЕРЕдАчА | 1979 |
|
SU842308A1 |
Планетарная зубчатая передача | 1979 |
|
SU877173A1 |
Планетарная передача | 1982 |
|
SU1041781A1 |
МНОГОПОТОЧНАЯ БЕСПОДШИПНИКОВАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2023 |
|
RU2812085C1 |
МАГНИТНЫЙ РЕДУКТОР | 2013 |
|
RU2545509C2 |
Магнитный редуктор, встраиваемый в электродвигатель | 2017 |
|
RU2683587C1 |
Авторы
Даты
1981-06-15—Публикация
1979-09-03—Подача