(54) ГИДРОПРИВОД
1
Изобретение относится к гиаропривоцу трансмиссий и рабочих органов самоходных машин, а конкретно к гиаропривопу хоцоуменьшителя и рабочих органов трактора.
По основному авт. св. № 64О872, известен гиаропривоц трактора, содержащий связанный с цвигателем насос гицронавесной системы привода рабочих органов, соединенный напорной гидролинией с гидрораспреаелителем управления указанными органами, объемный гидромеханический ходоумевьшитель, состоящий из установленного в корпус планетарного редуктора с входным зветюм, связанным с двигателем, промежуточным звеном, соединенным с гидротормозом, имеющим насос, соединяемый напорной гидролинией с регулятором потока, и выходным звеном, и механизм переключения, избирательно соединяющий движители трактора с выходным звеном планетарного редуктора и с двигателем, причем гидропривод снабжен дополнительным золотниковым гидрорас-
прецешгтелем, соеанкенным с насюрными
ГИЦрОЛИНИЯМИ обоих FiSCOCOB, при ЭГО«.5 в
одном из положений эолотнкка аопогтк-тельпого гиарораспреаелигеля напорная гиаролиния насоса гнцрогормоз-э coeawнена со сливом, а напорная гноролиння насоса гицронавесной системы - со входом регулятора потока, а в цругом положении напори:ш гкцролиння ннсоса гиоротормоза соедн1 епа со входом рег лягоро
10 потока, в третьем напорная гиаро.тения насоса гицронавесной системы соеаинеиа со входом регулятора потока и с напорной гидролинией насоса гидротормоза при заблокированном огносительно корпуса
15 хоцоуменьшителя выходном звене планетарного редуктора. Дополнительный гидрораспределитель снабжен также фиксатором, содержащим подпружиненный в направлении золотника поршень, полость уп20равления Которым расположена со стороны поршня, противоположной пружине, сооаинена с напорной гицролинией насоса гидротормоза, и пружинами, удерживаюшими золотник в нейтральном положении 1 . ЯещютЕ гком известного гицропривоца является то, что он не обеспечивает экономичной работы гицронавесной системы в режиме регулирования величины потсжа к рабочим органам, например, при автоматическом регулировании глубины обработки почвы. Кроме того, в связи с наличием в одно и то же время только одного независимого потока жидкости, он не обеспечивает возможности одновремен ной работы нескольких групп исполнитель ных механизмов во взаимнонезависимых скоростных режимах, например, гицроцилиндрЬв гицронавесной системы н пицромоторов активных рабочих органов. Цель изобретения - снижение потерь мощности в приводе рабочих органов, а также обеспечение возможности привода двух групп рабочих органов во взаимонезависимых скоростных режимах. Указанная цель достигается тем, что дополнительный золотниковый гицрораспределитель снабжен четвертой позицией в которой напорная гидролиния насоса гидротормоза соединена со входом регулятора потока и одновременно со входом гидрораспределителя управления рабочими органами, а напорная гидролиния насоса гицронавесной системы - со сливом при заблокированном относительно корпуса ходоуменьшителя выходном звене планетарного редуктора, а также тем, что гидропривод снабжен вторым дополните/ ь ным гидрораспределителем, при рабочем положении которого и при второй и четвертой позициях первого дополнительного распределителя напорные гидролинии насоса гидротормоза и насоса гиаронавесной системы соединены со второй группой рабочих органов , а при нейтрал ном положении второго гицрораспрецелит ля - со сливом. На чертеже изображена гицрокинематическая схема гидропривода трактора. Гидропривод состоит из планетарного рецуктора 1, установленного в корпусе 2 хоцоуменьшителя (не покаэай). Входное звено редуктора-эпициклическая шестер ния 3-соеаиненос ведомым валом 4 гла ной муфты сцепления 5 и через нее с двигателем 6. Выходное звено редуктора 1-водило 7 соединено с внугренними дисками фрикционных муфт 8 и 9, а входкое звено с внутренними дисками икционной муф 10 механизма 11 переключения. Наруж904 ые диски муфты 8 соецшшны с корпусом ланетарного редуктора, а диски муфт 9 1О с первичным валом 12 коробки 13 еремены передач, вькоцной вал 14 коорой через задний мост (не показан) содинен с движителями. Промежуточное звено редуктора-двухенцовая солнечная шестерня 15 16-своим еньшим венцом 15 соединена с сателлиами 17 планетарного ряца, а большим 6 - с шестерней 18 привода вала насоа 19. На ведомом валу 4 установлена естерня 20, соединенная с другой шеетерней 21 привода вала насоса 22 гидронавесно системы (не показана). Насосы 22 и 19 соответственно напорными гидролиниями 23 и 24 соединены с первым дополнительным золотниковым гидрораспределителем 25, имеющим обратный клапан 26. Гидрораспределитель 25 соответственно гидролиниями 27 и 28 сообщен с гидрораспределителем 29 гидронавесной системы, имеющим парные выводы 30, и со вторым дополните.пьным золотниковым гидрораспределителем 3 1, имеющим парные выводы 32, второй группы рабочих органов (не показаны) Гидрораспределктель 25 поцключей к регулятору 33 потока. Всасывающие гидролинии насосов 19 и 22 и слив ные гидролинии гидрораспределителей 29 и 31 регулятора 33 потока сообщены с баком 34, Причем регулятор 33 севместио с насосом 19 образуют гиаротормоз. Гидрораспределитель 25 снабжен гидроуправляющим фщсатором 35, имеющим рег-улируемуто пружину 36, Полость управления 37 фиксатора 35 гидролинией 38 сообщена с напорной гидро/шнией 24. Регулятор 33 и дополнительный распределитель 28 имеют входы соответственно 39 и 40. Работа гидропривода происходит следующим образом. При движении трактора в режиме ходоуменьщителя механизм 11 переключения устанавливается в первое положение, когда включена муфта 9, муфта 8 и 1О выключены, и золотник гицрораспрецелителя 25 перемещается В крайнее левое положение. При этом водило 7 соециняняется с первичным валом 12 коробки 13 перемены передач, а напорная гидролиния 24 насоса 19 соединяется со входом регулятора 33 потока. Тогда мощность от двигателя б подводится к эпициклической шестерне 3 и сдтеллктам 17 планетарного рецукгора I, гце целится на ава потока. Первый поток направляется к воцилу 7 и аалее через муфту 9 к первичному валу 12 коробки перемены перецач на привоа авижителей трактора. Второй поток направляется к солнечной шестерне 15-16 на привоц насоса 1У, который, врашаясь, засасывает рабочую жицкость из.гицробака, 34 и поцает ее по напорной гиаролинии 24 через гицрораспрецелитель 25 к регулятору 33 потока, который при постоянной настройке задает постоянный расхоц жиакости на сливе. При этом насос 19 и соециненная с его валом авухвенцовая солнечная шестерня 15- 16 вращаются с постоянной пониженной скоростью.
Оператор, изменяя настройку регулятора 33 потока, может задавать необходимую скорость трактора от наибольшей, когда регулятор 33 потока настроен на минимальный расхоц жидкости, цо наименьшей, когца регулятор 33 потока настроен на максимальный расход. При цвижении трактора цавление в гидролинии 2 определяется нагрузкой на движители и передается по гидролинии 38 управления в подпоршневую полость 37 фиксатора 35. Когда нагрузка превышает цопустимую, возросшее давление отожмет порше фиксатора вверх, и золотник гидрораспределителя 25 автоматически возвращается в нейтральное положение (второе слева). При этом насос 19 вращается с максимальной частотой, а трактор останавливается.
В рассмотренном режиме напорная гидролиния насоса 22 соединена гидролинией 27 со входом 40 в гидрораспрецелителе 29 гидронавесной системы и отсоединена от напорной гидролинии 24 насоса 19 и от входа 39 регулятора 33 потока. Поэтому, в случае включения гидрораспределителя 29, поцключенные к нему через парные вьгооды 30 исполнительные механизмы будут работать в обычном для гидронавесных систем нерегулируемом скоростном, режиме, соответ ствующем величине подачи насоса 22.
При нейтральном (втором слева) положении золотника гицрораспрецелителя 25 (см. чертеж) возможна работа гйцропривоца трактора в режиме нормальног уровня мощности отбора на привод рабочих органов при движении трактора на основных скоростях. При этом механизм 11 переключения устанавливается в положение, когца муфты 8 и 10 включены.
а муфта 9 выключена. Тогда воцнло 7 блокируется на корпус 2,,а ведомый вал 4 муфты сцепления соедийяется с первиным валом 12 коробки перемены переда В этом случае мощность от двигателя перецается к движителям через муфты 1 и коробку 13 перемены передач, минуя хоцоуменьшитель, а скорость трактора ореавляется включенной основной передачей,
В рассматриваемом положении связь элементов гидросисг-емы происходит слеоуюшим образом.
Напорная гидролитгя 24 насоса 19 гицролинией 28 соащгаяется со входом гнцрораспределнтеля 31, а напорная гидролиния 23 насоса 22 соедпняптсп со входом регулятора 33 потока и OLIHOвременно со входом гидрораспрецелителя 29. Тогда насос 19 вращается с постоянной частотой, определяемой скоростью двигателя и передаточнымчислом планетарного редуктора 1 при заторможенном водиле, В результате при включении гицрорасЕтрецелителя 29 поцкгао-ченные к нему рабочие органы (не показаны) будут фиводиться от подачи на- coca 22 с возможностью бесступенчатого регулирования их скорости и в соот™ ветствим с установленной величиной расхода рабочей жидкости через регулятор 33 потока. Оцновременно при включении гицрораспределителя 31 возможно осуществлять от насоса 19 привод второк группы рабочих органов (не показаны) в режиме независимом от работь; первой группы рабочих органов, .поцключенных к выходам ЗО гиарораспреаелктеля 20,
В нейтральном (выключенном) полсжеНИИ гкцрораспрецелт теля 31 насос 19 гидролиниями 24 и 28 сообщен с баком 34. При движении трактора на основных скоростях с увеличенной мощностью отбора на привод рабочих органов золотник ГЦдрораспределя теля 25 устанавливается в третье, считая слева, положение, а механизм 11 переключения остается в преж нем положении.
При этом водило 7 блокируется па корпус 2, а ведомый вал 4 К5уфты сцепления соединяется с первичным валом 12 коробки перемены передач; напорная линия гидронасоса 22 соединяется со входом регулятора 33 потока и со Bxoaoiv 4О гндрораспрецелнтеля 29, а через обратный клапан 26 с напорной гиарол тю1 ей 24 насоса 19. В результате при включеиии гицрораспрецелителя 29 поцключонные к нему рабочие органы бупуг приводиться от суммарной поцачи обоих насосов. Кроме того, зп счет регулирования величины расхода рабочей жицкости, прохоцящего через регулятор 33 потока, обеспечивается возможность бессту пенчатого 1зменения скорости и исполнительных механизмов. Обратный клапан 26 прецотвршлает работу насоса 19 в режиме гицромотора и соответственно работу трансмиссии и исполнительных механизмов рабоч1сс орга нов в неконтролируемых: скоростных режимах, что могло бы иметь место при ycTafiOBKe золотника гицрораспрецелигеля 25 в .третье, считая слева, положение с оцновременной установкой механизма 11 переключения в первое из указанных выше положений. При движении трактора на основных скоростях в режиме работы поцключенных к гидрораспреаелигелю 29 рабочих органов, характеризующемся малой величиной отбираемой мощности, механизм 11 пе- реключения устанавливается в положение, когца включены муфты 8 и 1О, а муфта 9 вык/почена; зологник гиарораспреце- литепя 25 устанавливается в крайнее правое положение (четвертое). При этом выходное звено планетарного рец кгора, водило 7, блокируется на корпус 2, а ве домый вал 4 муфты сцепления соещшяется с первичным валом 12 короб ки перемены передач; напорная гидролиния 24 насоса 19 соединяется со входом гидрораспределителя 29 и одновременно с регулятором 33 потока, а напорная гиГцрол нпя 23 насоса 22 соединяется со входом гицрораспределителя 3 1. В резуль.тате при включении гицрораспределителя 29 подключенные к выводам ЗО рабочие органы, работающие в режиме потребления малой мощности будут питаться от насо- са 19, имеющего меньщую подачу в cpas- s а
нении с насосом 22, Одновременно при . включении гидрораспределителя 31 может осуществляться привод подключенных к нему потребителей от насоса 22 в скоростном режиме, независимо от режима 90
гидрораспрецелителя со сливом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство CCCF N 640872 кл. В 60 К 17/10,, 1976. I работы потребит лей, поцключенных к гидрораспределителю 29. Т аким образом, совокупность первой, третьей и четвертой позиций гидрораспределителя 25 позволяет ос 1цествлять бесступенчатое регулирование скорости рабочих органов Б диапазоне суммарний подачи Двух насосов при ограниче1ши максимальной величины потерь моиггюсти но дросселирование подачей оцного (.меньщего) насоса,а также позволяет осуществлять привод двух групп рабочих органов во взаимонезависимых скоростных режимах. Формула изобретения 1,Гидропривод трактора по авт. св. 640872, отличающийся тем, что, с целью снижения потерь мощности в приводе рабочих органов, дополнительный золотниковый гидрораспре делите ль снабжен четвертой позицией, в которой напорная гидролиния насоса гидротормоза соединена со входом регулятора потока и одноБременно со входом дополнительного гиарораспределителя, а напорная гидролиния насоса гидронавесной системы - со сливом при заблокированном относительно Корпуса ходоуменьщителя выходом звене планетарного реаукгора.1 2.Гицропривод по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью обеспечения возможности привода двух групп рабочих органов во взаимонезависимых скоростных режимах, он снабжен вторым дополнительным гидрораспределителем, при рабочем положении которого и при второй и четвертой позициях первого доролнительного гидрораспрецелителя напорные гидролинии насоса гидротормоза и насоса гидронавесной системы соединены со второй группой рабочих органов. при нейтральном положении второго
3 j
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидропривод трактора | 1976 |
|
SU640872A1 |
Коробка передач для трактора | 1979 |
|
SU839753A2 |
Система приводов трактора | 1983 |
|
SU1131686A1 |
Гидравлическая система транспортного средства (ее варианты) | 1981 |
|
SU977226A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1971 |
|
SU472031A1 |
Ходоуменьшитель самоходной машины | 1980 |
|
SU919908A1 |
Гидромеханический ходоуменьшительдля зЕМлЕРОйНОй МАшиНы | 1979 |
|
SU819285A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1049273A1 |
Гидроходопреобразователь транспортного средства | 1985 |
|
SU1255467A1 |
Коробка передач,преимущественно для трактора | 1969 |
|
SU475297A1 |
Авторы
Даты
1982-01-30—Публикация
1979-05-24—Подача