Коробка передач,преимущественно для трактора Советский патент 1975 года по МПК B60K17/08 B60K17/10 F16H1/06 F16H47/04 

Описание патента на изобретение SU475297A1

1

Изобретение относится к области тракторостроения, в частности к коробкам передач тракторов и в основном к коробкам передач, снабженных ходоуменьшителем.

Известные коробки передач тракторов содержат редуктор с параллельными входным выходным валами и валом реверса и снабжены установленным в отдельном корпусе ходоуменьшителем. Из многих типов ходоуменьшителей на тракторах в настоящее время получили распространение механические и гидромеханические с дроссельным регулированием скорости.

Механические ходоуменьшители, как правило, целиком включают в себя дополнительный зубчатый редуктор и механизм управления им.

Такие ходоуменьшители наиболее просты, но при их использовании трактор имеет ограниченный диапазон скоростей, что не позволяет удовлетворить все требования народного хозяйства.

Гидромеханические ходоуменьшители обычно состоят из двух частей - зубчатого редуктора и гидрообъемного тормоза с дроссельным регулированием.

Они являются более перспективными, так как обеспечивают бесступенчатое регулирование скорости в большом диапазоне пониженных передач, легко предохраняют трансмиссию от перегрузок и облегчают управление. Эти качества особенно важны, например, при производстве строительно-дорожных п прригацпонных работ, где необходимый диапазон

регулирования по скорости достигает очень большого значения (до 100 и выше), а возникаюш,ие при этом сопротивления могут вызвать перегрузки трансмиссии. Но такие широкие возможности гидромеханических ходоу.меньшителей нужны не для всех работ, производимых трактором на пониженных скоростях. Так, например, в сельском хозяйстве для рассадо-посадочных работ достаточно всего лишь нескольких фиксированных скоростей (2-3) в небольшом диапазоне. К тому же нагрузки, возникаюш,ие ири этом на крюке, невелики, и перегрузки трансмисии не происходит. Поэтому использовать для подобных случаев гидромеханический ходоуменьшитель, значительно более дорогой, чем механический, нерационально. Экономически выгоднее был бы здесь механический ходоуменьшитель.

Таким образом, каждый упомянутый выше тип ходоу.меньшнтеля в отдельности имеет ограниченное применение. Чтобы наиболее эффективно удовлетворить требования народного хозяйства, необходимо сделать возможной

установку на один и тот же трактор, как механического, так и гидромеханического ходоуменьшителя.

Для достижения этой цели в предлагаемой коробке на валу гидрообъемного тормоза установлена шестерня, входящая в зацепление с коронной шестерней планетарного ряда, а корпус ходоуменьшителя снаожен соединительными элементами для блокирования коронной шестерни.

На чертеже дана кинематическая схема дополнительного зубчатого редуктора вместе с коробкой передач трактора типа «Беларусь, Ми-оО, Mld-o2 и MTj-70.

В корпусе i корооки передач установлен входной вал 2 с шестерней 3. Корпус редуктора прифланцовывается к левому люку корпуса коробки передач. Шестерня 3 соединена через шестерни -d с промежуточной шестерней 7 ходоуменьшителя.

лодоуменьшитель выполнен в виде планетарного ряда, солнечная шестерня и которого соединена через сателлиты с коронной шестерней У, а оси сателлитов установлены на водиле 10. Солнечная шестерня выполнена заодно со входной шестерней редуктора. Планетарный ряд установлен на валу-шестерне 11, с которым жестко соединено водило, например с помощью шлицев. На наружной цилиндрической поверхности коронной шестерни жестко укреплен зубчатый венец 12, а на ее торцовой поверхности имеются отверстия под штифты 13, установленные в корпусе 14 ходоуменьшителн и выполняющие роль соединительных элементов, блокирующих эту шестерню.

Коронная шестерня может быть соединена либо штифтами с неподвижным корпусом при работе в режиме механического ходоуменьшителя, либо зубчатым венцом 12 с шестерней 15, установленной на валу 16 гидротормоза 17 при работе в режиме гидромеханического ходоуменьщителя.

Вал-шестерня И соединена с промежуточной шестерней 18. Для работы трактора на пониженных скоростях шестерня 18 соединяется с шестерней 19, расположенной на шлицах на валу реверса 20 коробки передач (см. чертеж).

При движении трактора вперед в первом диапазоне пониженных скоростей и в режиме механического ходоуменьшителя момент от двигателя через главную муфту сцепления (на чертеже не показана) передается ко входному валу 2 и через шестерни 3-7 подводится к солнечной шестерне 8, которая, в свою очередь, через сателлиты и водило передает далее момент на вал-шестерню 11-18-19-21- 22-23-24-25 и далее к выходному валу 26 коробки передач.

11ри движении трактора во втором диапазоне пониженных скоростей венец 27 сдвоенной зубчатой муфты включается рычагом кокоробки передач в зацепление с шестерней 28. При движении задним ходом на пониженных

скоростях шестерня 21 в коробке передач включается в зацепление с шестерней 2У.

При работе в режиме гидромеханического ходоуменьшителя коронная шестерня освооождается от штифтов и через зубчатую передачу 12-15 вращает вал насоса гидротормоза. Насос засасывает рабочую жидкость из масляного резервуара и нагнетает ее к регулятору скорости дроссельного типа (на чертеже не ооозначены).

Водитель, плавно поворачивая рукоятку регулятора, притормаживает с различной скоростью вал насоса. При этом скорость движения трактора будет бесступенчато изменяться от максимальной величины до минимальной.

При работе трактора в режиме основных скоростей промежуточная шестерня 19 на валу реверса коробки передач блокируется с шестерней 6 первой передачи. При этом она

выходит из зацепления с шестерней 18.

Рычаг переключения промежуточной шестерни может быть установлен в корпусе ходоуменьшителя.

Предмет изобретения

Коробка передач преимущественно для трактора, содержащая редуктор, установленные в редукторе соосные входной и выходной валы, параллельные им промежуточный и вал

реверса, размещенные на валах шестерни, и расположенный в отдельном корпусе ходоуменьшитель, выполненный в виде планетарного ряда, один из элементов которого соединен с валом гидрообъемного тормоза, другие - посредством промежуточных шестерен с соответствующими шестернями, установленными на валу реверса, отличающаяся тем, что, с целью использования как гидромеханического, так и механического ходоуменьшителя, на валу гидрообъемного тормоза установлена шестерня, входящая в зацепление с коронной шестерней планетарного ряда, а корпус ходоуменьшителя снабжен соединительными элементами для блокироваиия коронной шестерни.

-&25i 26

-5

±/

s-

Похожие патенты SU475297A1

название год авторы номер документа
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины 1971
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Бойков Петр Иванович
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Чаботько Анатолий Петрович
  • Аэгна Хейно Юханович
  • Бильтсе Хейки Карлович
  • Вийрок Хейки-Эннар Эдуардович
  • Марк Эйно Александрович
  • Сютисте Рейн Иоханович
  • Шкневский Эмиль Нисонович
SU472031A1
Коробка передач для трактора 1979
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Любимов Борис Александрович
  • Флеер Давид Ефимович
  • Прицкер Петр Яковлевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Кустанович Семен Львович
  • Довнар Олег Казимирович
  • Борейшо Владимир Евгеньевич
  • Куратник Михаил Николаевич
SU839753A2
Гидропривод трактора 1976
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Прицкер Петр Яковлевич
  • Борисов Сергей Герасимович
  • Любимов Борис Александрович
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Стецко Петр Александрович
  • Кустанович Семен Львович
  • Борейшо Владимир Евгеньевич
  • Флеер Давид Ефимович
  • Савицкий Владимир Григорьевич
  • Довнар Олег Казимирович
  • Белогубцев Вечеслав Борисович
SU640872A1
Ходоуменьшитель для самоходной машины 1972
  • Абрадушкин Анатолий Михайлович
  • Борисов Сергей Герасимович
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Крымский Анатолий Николаевич
  • Кутняков Геннадий Иванович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Халецкий Александр Борисович
  • Злотник Михаил Иосифович
  • Шеленков Юрий Васильевич
SU482334A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1988
  • Родштейн Гирш Рафаилович
SU1593991A2
Гидромеханический ходоуменьшительдля зЕМлЕРОйНОй МАшиНы 1979
  • Тархов Альберт Иванович
  • Харитонов Николай Алексеевич
  • Павлов Игорь Павлович
  • Крюков Евгений Александрович
  • Голик Леонид Иосифович
  • Гриценок Петр Александрович
  • Рейдер Владимир Соломонович
SU819285A1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 1991
  • Бескупский В.Б.
  • Моров А.А.
  • Мазепа Г.В.
  • Моров А.А.
  • Швалев В.А.
  • Поткин В.И.
RU2037443C1
Трансмиссия транспортного средства 1987
  • Родштейн Гирш Рафаилович
SU1495149A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1987
  • Родштейн Гирш Рафаилович
SU1521621A1
Гидромеханическая передача для транспортной машины 1971
  • Михайлов Вячеслав Алексеевич
  • Шалягин Валерий Николаевич
  • Шмайгер Давид Вольфович
  • Бобиков Аркадий Аркадьевич
  • Халецкий Александр Борисович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Крымский Анатолий Николаевич
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Стецко Петр Александрович
  • Подкидыш Федор Григорьевич
  • Чаботько Анатолий Петрович
  • Ксеневич Иван Павлович
SU449832A1

Иллюстрации к изобретению SU 475 297 A1

Реферат патента 1975 года Коробка передач,преимущественно для трактора

Формула изобретения SU 475 297 A1

J

SU 475 297 A1

Авторы

Бойков Петр Иванович

Ксеневич Иван Павлович

Чаботько Анатолий Петрович

Городецкий Константин Исаакович

Мастеровой Валентин Михайлович

Михайлов Вячеслав Алексеевич

Даты

1975-06-30Публикация

1969-06-26Подача