1
Изобретение относится к области тракторостроения, в частности к коробкам передач тракторов и в основном к коробкам передач, снабженных ходоуменьшителем.
Известные коробки передач тракторов содержат редуктор с параллельными входным выходным валами и валом реверса и снабжены установленным в отдельном корпусе ходоуменьшителем. Из многих типов ходоуменьшителей на тракторах в настоящее время получили распространение механические и гидромеханические с дроссельным регулированием скорости.
Механические ходоуменьшители, как правило, целиком включают в себя дополнительный зубчатый редуктор и механизм управления им.
Такие ходоуменьшители наиболее просты, но при их использовании трактор имеет ограниченный диапазон скоростей, что не позволяет удовлетворить все требования народного хозяйства.
Гидромеханические ходоуменьшители обычно состоят из двух частей - зубчатого редуктора и гидрообъемного тормоза с дроссельным регулированием.
Они являются более перспективными, так как обеспечивают бесступенчатое регулирование скорости в большом диапазоне пониженных передач, легко предохраняют трансмиссию от перегрузок и облегчают управление. Эти качества особенно важны, например, при производстве строительно-дорожных п прригацпонных работ, где необходимый диапазон
регулирования по скорости достигает очень большого значения (до 100 и выше), а возникаюш,ие при этом сопротивления могут вызвать перегрузки трансмиссии. Но такие широкие возможности гидромеханических ходоу.меньшителей нужны не для всех работ, производимых трактором на пониженных скоростях. Так, например, в сельском хозяйстве для рассадо-посадочных работ достаточно всего лишь нескольких фиксированных скоростей (2-3) в небольшом диапазоне. К тому же нагрузки, возникаюш,ие ири этом на крюке, невелики, и перегрузки трансмисии не происходит. Поэтому использовать для подобных случаев гидромеханический ходоуменьшитель, значительно более дорогой, чем механический, нерационально. Экономически выгоднее был бы здесь механический ходоуменьшитель.
Таким образом, каждый упомянутый выше тип ходоу.меньшнтеля в отдельности имеет ограниченное применение. Чтобы наиболее эффективно удовлетворить требования народного хозяйства, необходимо сделать возможной
установку на один и тот же трактор, как механического, так и гидромеханического ходоуменьшителя.
Для достижения этой цели в предлагаемой коробке на валу гидрообъемного тормоза установлена шестерня, входящая в зацепление с коронной шестерней планетарного ряда, а корпус ходоуменьшителя снаожен соединительными элементами для блокирования коронной шестерни.
На чертеже дана кинематическая схема дополнительного зубчатого редуктора вместе с коробкой передач трактора типа «Беларусь, Ми-оО, Mld-o2 и MTj-70.
В корпусе i корооки передач установлен входной вал 2 с шестерней 3. Корпус редуктора прифланцовывается к левому люку корпуса коробки передач. Шестерня 3 соединена через шестерни -d с промежуточной шестерней 7 ходоуменьшителя.
лодоуменьшитель выполнен в виде планетарного ряда, солнечная шестерня и которого соединена через сателлиты с коронной шестерней У, а оси сателлитов установлены на водиле 10. Солнечная шестерня выполнена заодно со входной шестерней редуктора. Планетарный ряд установлен на валу-шестерне 11, с которым жестко соединено водило, например с помощью шлицев. На наружной цилиндрической поверхности коронной шестерни жестко укреплен зубчатый венец 12, а на ее торцовой поверхности имеются отверстия под штифты 13, установленные в корпусе 14 ходоуменьшителн и выполняющие роль соединительных элементов, блокирующих эту шестерню.
Коронная шестерня может быть соединена либо штифтами с неподвижным корпусом при работе в режиме механического ходоуменьшителя, либо зубчатым венцом 12 с шестерней 15, установленной на валу 16 гидротормоза 17 при работе в режиме гидромеханического ходоуменьщителя.
Вал-шестерня И соединена с промежуточной шестерней 18. Для работы трактора на пониженных скоростях шестерня 18 соединяется с шестерней 19, расположенной на шлицах на валу реверса 20 коробки передач (см. чертеж).
При движении трактора вперед в первом диапазоне пониженных скоростей и в режиме механического ходоуменьшителя момент от двигателя через главную муфту сцепления (на чертеже не показана) передается ко входному валу 2 и через шестерни 3-7 подводится к солнечной шестерне 8, которая, в свою очередь, через сателлиты и водило передает далее момент на вал-шестерню 11-18-19-21- 22-23-24-25 и далее к выходному валу 26 коробки передач.
11ри движении трактора во втором диапазоне пониженных скоростей венец 27 сдвоенной зубчатой муфты включается рычагом кокоробки передач в зацепление с шестерней 28. При движении задним ходом на пониженных
скоростях шестерня 21 в коробке передач включается в зацепление с шестерней 2У.
При работе в режиме гидромеханического ходоуменьшителя коронная шестерня освооождается от штифтов и через зубчатую передачу 12-15 вращает вал насоса гидротормоза. Насос засасывает рабочую жидкость из масляного резервуара и нагнетает ее к регулятору скорости дроссельного типа (на чертеже не ооозначены).
Водитель, плавно поворачивая рукоятку регулятора, притормаживает с различной скоростью вал насоса. При этом скорость движения трактора будет бесступенчато изменяться от максимальной величины до минимальной.
При работе трактора в режиме основных скоростей промежуточная шестерня 19 на валу реверса коробки передач блокируется с шестерней 6 первой передачи. При этом она
выходит из зацепления с шестерней 18.
Рычаг переключения промежуточной шестерни может быть установлен в корпусе ходоуменьшителя.
Предмет изобретения
Коробка передач преимущественно для трактора, содержащая редуктор, установленные в редукторе соосные входной и выходной валы, параллельные им промежуточный и вал
реверса, размещенные на валах шестерни, и расположенный в отдельном корпусе ходоуменьшитель, выполненный в виде планетарного ряда, один из элементов которого соединен с валом гидрообъемного тормоза, другие - посредством промежуточных шестерен с соответствующими шестернями, установленными на валу реверса, отличающаяся тем, что, с целью использования как гидромеханического, так и механического ходоуменьшителя, на валу гидрообъемного тормоза установлена шестерня, входящая в зацепление с коронной шестерней планетарного ряда, а корпус ходоуменьшителя снабжен соединительными элементами для блокироваиия коронной шестерни.
-&25i 26
-5
±/
s-
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1971 |
|
SU472031A1 |
Коробка передач для трактора | 1979 |
|
SU839753A2 |
Гидропривод трактора | 1976 |
|
SU640872A1 |
Ходоуменьшитель для самоходной машины | 1972 |
|
SU482334A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1593991A2 |
Гидромеханический ходоуменьшительдля зЕМлЕРОйНОй МАшиНы | 1979 |
|
SU819285A1 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2037443C1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1495149A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521621A1 |
Гидромеханическая передача для транспортной машины | 1971 |
|
SU449832A1 |
J
Авторы
Даты
1975-06-30—Публикация
1969-06-26—Подача