Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно - к транспортным средствам. Известно транспортное средство, содержащее одноосный тягач, соединенный посредством вертикального шарнира с шарнирно-сцепным устройством, и полуприцеп, соединенный с упо мянутым устройством посредством горизонтального шарнира, причем между тягачем и шарнирно-сцепным устройством установлен гидроцилиндр рулевого управления ij . Недостатком-этого устройства явля ется практическая невозможность использования тягача с другими полупри цепами вследствие потери устойчивости, самоходности и управляемости при отсоединении его от прицепа. Целесообразность использования одного тяга ча с несколькими прицепами подтверждается эпизодическим характером работы оборудования, смонтированного на прицепах, и диктуется факторами повышения коэффициента использования тягача и уменьшения затрат на оборудование. Цель изобретения - снижение трудо емкости и времени замены полуприцепа к тягачу. Указанная цель достигается тем, что транспортное средство снабжено съемной поворотной траверсой с колесом, установлекной на тягаче со стороны, противоположной шарнирно-сцепному устройству, и системой рычагов и тяг, кинематически связывающих упомянутую траверсу с шарнирно-сцепным устройством. На фиг. 1 схематически изображено предлагаемое транспортное средство, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху. Транспортное средство состоит иэ тягача 1, полуприцепа 2, шарнирносцепного устройства 3. Наружный кожух 4 шарнирно-сцепного устройства 3 помещен внутри цапфы 5 полуприцепа 2 и зафиксирован в ней при помощи гаек 6 и шарнирно установленных на корпусе 9 шарнирного устройства 3 винтов 7 посредством упорных планок 8, закрепленных на цапфе 5. На раме тягача 1 посредством шарнира 10 закреплена поворотная траверса 11, в пазы которой помещена стойка 12 колеса 13. В траверсе 11 закреплен винт 14, входящий в винтовую проточку стойки 12. вращение винта
14 обеспечивает подъем и опускание стойки 12 вместе с колесом 13.
Траверса 11 посредством системы рычагов 15-18 и тяг 19 и 20 соединена с поворотной частью шарнйрносцепного устройства 3.
.Гидроцилиндр 21 рулеворо управления обеспечивает повор,от тягача 1 относительно полуприцепа 2.
Работа транспортного средства с прицепом осуществляется со снятыми траверсой 11, стойкой 12, колесом 13, винтом 14 и отсоединенной от рычага 18 тягой 20 (положение тяги 20 показано тонкими линиями).
Для расцепления тягача от полуприцепа под колеса последнего подкладываются башмаки, под раму устанавливаются стойки, расцепляются карданная передача, рассоединяются электрические, гидравлические и другие цепи.
Посредством шарнира 10 устанавливают траверсу 11 вместе со стойкой 12 колесом 13 и .винтом 14. Тягу 19 соединяют с рычагом 15, тягу 20 с рычагом 18. Вращением винта 14 обеспечивают контакт колеса 13 с опорной поверхностью. Свинчивают гайки 6 с винтов 7, при помощц гаек б и винтов 7 выпрессовывают наружный кожух 4 шарнирно-сцепного устройства 3 с цапфы 5 полуприцепа 2. При этом тягач имеет контакт с опорной поверхностью веду-, щими колесами и колесом 13, рулевое упрсшление обеспечивается имеющимися на тягаче органами управления (рулевым колесом) путем воздействия посредством гидроцилиндра 21, поворотной части шарнирно-сцепного.устройства 3, рычажной системы 18, 20, 17, 16, 19 и 15, траверсы 11 и стойки 12 на колесо 13.
После рассоединения тягач своим ходом отъезжает от полуприцепа и подъезжает к другому полуприцепу.
Попадание кожуха 4 в цапфу 5 осуществляется путем маневрирования рулвым управлением, поворотом корпуса шарнирного устройства 3 и его вертикальным перемещением посредством подъема или опускания колеса 13.
Сцепление тягача с новым полуприцепом производится в порядке, обратном описанному.
Формула изобретения
Транспортное средство, содержащее одноосный тягач, соединенный посредством вертикального шарнира с шарнирно-сцепным устройством, и полуприцеп соединенный с упомянутым устройством посредством горизонтального шарнира, причем между тягачем и шарнирно-сцепным устройством установлен гидроцилиндр рулевого управления, о т л и чающеес.я тем, что, с целью снижения трудоемкости и времени замены полуприцепа, оно снабжено съемной поворотной траверсой с колесом, установленной на тягаче со стороны, противоположной шарнирно-сцепному устройству, и системой рычагов и тяг кинематически связывающих упомянутую траверсу с шарнирно-сцепным устройством.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Бунин И.Н. и др. Шахтный самоходный погрузчик. - Горный журнал. 1975, № 6 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2613132C2 |
Сочлененное транспортное средство | 1984 |
|
SU1174317A1 |
ОДНООСНЫЙ ТЯГАЧ | 1993 |
|
RU2053152C1 |
Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1990 |
|
SU1771997A1 |
Сочлененное транспортное средство | 1977 |
|
SU770903A1 |
Стабилизирующее сцепное устройство одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2811193C1 |
Стабилизирующее тягово-сцепное устройство прицепа с переменным поперечным наклоном шкворня | 2022 |
|
RU2790298C1 |
Стабилизирующее буксирное устройство одноосного прицепа с регулируемым наклоном шкворня | 2021 |
|
RU2771088C1 |
Устройство для управления колесами полуприцепа транспортного средства | 1983 |
|
SU1105360A1 |
Одноосный прицеп с грузоподъемным оборудованием | 1980 |
|
SU935339A1 |
Авторы
Даты
1981-06-23—Публикация
1979-09-07—Подача