Подшипниковый узел Советский патент 1981 года по МПК F16C33/10 

Описание патента на изобретение SU842263A1

(54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

Похожие патенты SU842263A1

название год авторы номер документа
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2000
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Гриценко Вячеслав Григорович
RU2193123C2
ПРИВОДНАЯ ЧАСТЬ НАСОСА 2006
  • Авилкин Юрий Михайлович
RU2324069C1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2001
  • Кузнецов П.В.
  • Чумохвалов А.М.
RU2216659C2
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ВАЛА ТУРБОМАШИНЫ 2005
  • Лисянский Александр Степанович
  • Егоров Николай Павлович
  • Спиридонов Александр Федорович
  • Шкляров Михаил Иванович
  • Сухоруков Евгений Михайлович
  • Митин Виктор Никитич
  • Чупрова Лия Израйлевна
  • Егоров Виталий Николаевич
RU2282067C1
Подшипниковый узел скольжения 1990
  • Бондаренко Борис Григорьевич
  • Гребнев Владимир Михайлович
SU1760204A1
Подшипниковый узел с порошковой смазкой 2023
  • Юша Владимир Леонидович
  • Бусаров Сергей Сергеевич
  • Третьяков Александр Валерьевич
  • Райковский Николай Анатольевич
RU2800514C1
Подшипниковый узел вала гребного винта (его варианты) 1987
  • Торбьерн Хенрикссон
  • Кари Лаукия
  • Хейкки Сипиля
  • Маркус Хьерппе
  • Эса Ране
SU1556548A3
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2016
  • Иванов Александр Николаевич
  • Слицкий Александр Евгеньевич
  • Иванов Николай Михайлович
RU2619408C1
ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ 2012
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2557846C2
СПОСОБ СМАЗКИ РОТОРНОЙ МАШИНЫ С ВНУТРЕННИМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ И РОТОРНАЯ МАШИНА С ВНУТРЕННИМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Пятов Иван Соломонович
  • Перельман Олег Михайлович
  • Рабинович Александр Исаакович
  • Мельников Михаил Юрьевич
  • Иванов Олег Евгеньевич
  • Куприн Павел Борисович
  • Дорогокупец Геннадий Леонидович
  • Кожевников Юрий Дмитриевич
  • Сергиенко Анатолий Васильевич
  • Орлов Юрий Сергеевич
RU2286461C1

Иллюстрации к изобретению SU 842 263 A1

Реферат патента 1981 года Подшипниковый узел

Формула изобретения SU 842 263 A1

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в подшипниках машин, ра ботающих с периодическими остановками. .Известен подшипниковый узел, соде жащий подшипник и систему смазки, включающую резервуар, сообщающийся о верстием с атмосферой и трубопроводом с полостью подшипника, при этом резервуар установлен выше полости подшипника 1. Недостатком известного подшипникового узла является то, что резервуар выполняет свои функции во врем работы подшипника и не может Обеспе чить смазку при периодических запус ках в подшипниках скольжения. Цель изобретения - обеспечение смазки при периодических запусках в пода1ипнике скольжения, имеющего втулку, с карманом в нагруженной зо не. Указанная цель достигается тем, что в подшипниковом узле, содержаще подшипник и систему смазки, включаю . щую резервуар, сообщающийся отверстием с атмосферой и трубопроводом с полостью подшипника, при этом рез вуар установлен выше полости подтип ника, система смазки снабжена дополнительным каналом принудительной подачи смазки, а трубопровод сообщен с полостью подшипника через карман втулки, при этом сечение отверстия резервуара меньше сечения трубопровода. На фиг. 1 представлен подшипниковый узел, поперечный разрез; на фиг. 2 показано сечение кармана втулки. . Вал 1 установлен во втулке 2 подшипника скольжения, в котором имеется канал 3 принудительной подачи смазки. Втулка 2 в нагруженной зоне имеет карман 4, расположенный вдоль оси вала и не доходящий до торцов подшипника. Трубопровод 5 связывает карман 4 и резервуар 6, который имеет в верхней части отверстие 7 Мсшого сечения, соединяющее полость резервуара с внешней средой. Кромки кармана.4 имеют скосы (фаски). Геометрия скосов.у краев кармана 4, с учетом кривизны поверхности вала, определяет расход масла, когда вал 1, не вращаясь, лежит в нагруженной зоне втулки (величина зтого зазора совместно с объемом резервуара 6 определяют максимальное время

остановки, после которой еще будет обеспечен запуск с жидкостным трением, т.е. время работоспособности системы смазки с момента остановки машины) , Отверстие 7, значительно меньшее по площади, чем трубопровод 5, обеспечивает выравнивание давления воздуха в резервуаре бив окружающей среде, и препятствует значительному расходу .масла после выполнения резервуара.

Подшипниковый узел работает следующим образом.

При вращении вала 1 смазка, попадая в зазор между валом 1 и втулкой 2, поддерживает вал I во всплытом состоянии, в связи с нЙм в нагруженной зоне в районе кармана 4, в зазоре 1лежду валом и втулкой возникает избыточное давление, через трубопровод 5 поступает в резервуар б и выходит наружу через отверстие 7. Карман 4 не связан с окружающим пространством, кроме как через смазочный зазор и трубопровод 5, а сечение отверстия 7 значительно меньше сечения трубопровода 5, что и определяет малые утечки масла из резервуара 6. Постоянная утечка масла через отверстие 7 позволяет напрерывно обновлять масло в резервуаре 6 и не дает ему нагреваться от окружающих деталей.

При остановке машины подача смазки через канал 3 прекращается, вал 1 останавливается и опускается до момента контакта с втулкой 2. При этом вал перекрывает карман 4, опираясь на две его торцовые стенки (так как карман не доходит до торцов) . Поскольку диаметр вала меньше диаметра втулки, по всей ее ширине, в районе кромки кармана 4 образуется щель (зазор) величина которого зависит от абсолютных размеров втулки и вала и конфигурации скосов кромок кармана. Масло из резервуара б под действием силы тяжести поступает по трубопооводу 5 в карман 4 и вытекает во втулку через зазор между валом и скосами кармана. По мере расхода масла, воздух из окружающей среды (полости машины) через отверстие 7 поступает в резервуар 6, ликвидируя возникающее там разряжение.

При запуске машины, вал, увлекая за собой масло из кармана 4, создает в нижней части подшипника гидродинамический клин, который обеспечивает всплытие вала (скосы кармана 4 исе пользуются также для рациональной организации гидродинамического клина). При всплытии вала 1 величина щелей между валом и скосами кармана увеличивается и расход масла из резервуа- ра 6 через трубопровод 5 возрастает, обеспечивая смазку подшипника в течение первых оборотов вала машины.

После первых оборотов вала масло от маслоагрегата, связанного .с валом 1, заполняет трубопроводы и начинает поступать через канал 3 в подшипник 2. Давление в районе кармана 4 увеличивается и становится больше, чем высота столба масла в трубопроводе 5 и резервуаре 6. Резервуар б быст0 РО начинает заполняться маслом, так как сечение трубопровода 5 достаточно большое, а давление воздуха в резервуаре б выравнивается с давлением окружающей среды через отверстие 7.

5 После заполнения резервуара 6 цикл повторяется.

Формула изобретения

Подшипниковый узел, содержащий подшипник и систему смазки, включающую резервуар, сообщающийся отверстием с атмосферой и трубопроводом с полостью подшипника, при этом резервуар установлен выше полости подшипника, отличающийся тем, что, с целью обеспечения смазки при периодических запусках в подшипнике скольжения, имеющего втулку

0 с карманом в нагруженной зоне, система смазки снабжена дополнительным каналом- принудительной подачи смазки, а трубопровод сообщен с полостью подшипника через карман втулки, при

с этом сечение отверстия резервуара меньше сечения трубопровода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 0 № 502137, кл. F 16 С 33/36, 1974.

SU 842 263 A1

Авторы

Соловьев Станислав Николаевич

Селивановский Юрий Михайлович

Васильковский Виктор Михайлович

Даты

1981-06-30Публикация

1978-12-29Подача