(54) ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТЦрГО СРЕДСТВА
1
Изобретение относится к конструкции фрикционных гасителей колебаний рессорного подвешивания тележек железнодорожных транспортных средств.
Известен фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства, содержащий клин, установленный на упругом элементе рессорного подвешивания и.взаимодействующий наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью обрессоренной части зкипажной тележки, а вертикальной пдверх ноет ью - со сменным вкладышем, установленным между клином и фрикционной планкой , закрепленной на необрессоренной части тележки, с возможностью взаимного относительного перемещения вкладыша и клина LlJ.
Недостатком такого гасителя является то, что вследствие ограниченных размеров вкладыша и малой .площади контактирования происходит быстрый износ его, что вызывает снижение ресурса работы.
Цель изобретения - повьшение ресурса работы фрикционного гасителя.
Эта цель достигается тем, что вкладыш выполнен в виде пластины с цилиндрическим выступом, входящим в
отверстие, которое выполнено в вертикальной стенке клина.
Кроме того, меходу контактирующими поверхностями клина и вкладыша размещен слой антифрикционного материала, а отверстие в вертикальной стенке клина выполнено сквозным.
На чертеже схематически изображен фрикционный гаситель колебаний.
10
Фрикционный гаситель колебаний содержит клин 1, установленный на упругом элементе 2 рессорного подвешивания и контактирующий наклонной поверхностью с соответствующей пощерх15 ностью обрессоренной части 3 тележки, а вертикальной поверхностью 4 со сменным вкладышем 5, установленным между клином 1 и фрикционной планкой 6, закрепленной на необрес20соренной части 7 тележки. Вкладыш 5 выполнен в виде круглой пластины с расположенным в центре цилиндрическим выступом 8. На вертикальной стенке клина 1 выполнено сквозное цилинд25рическое отверстие 9, в которое входит выступ 8 вкладыша 5. Между стенками выступа 8 и отверстия 9 имеется в нормальном положени гарантированный зазор а. Между вертикальной поверхностью 4 клина 1 и поверхностью
30 iO вкладыша 5 размещен слой антифрик ционного материала 11 (например графитопласт или нанесена смазка). В процессе движения транспортного средства происходит колебание обрессоренной части 3 тележки относительно необрессоренной 7. При амплитуде колебаний, превьшающей удвоенную величину зазора а, происходит перемеще ние клина 1 совместно с вкладгшём 5 относительно фрикционной планки 6. Круглая форма вкладыша 5 создает возможность относительных перемещений трущихся элементов (вкладьша относительно клина) за счет поворота вкладыша 5 при смещении точки фактического контакта в сторону от его геометрического центра, т.е. дополнительное срабатывание гасителя. -Если силы, вызывающие колебания обрессоренной части 3 тележки, малы не превосходят силу трёиия покоя (FTP.п. трущихся поверхностях вкладыша 5 и фрикционной планки 6, а амплитуда перемещений (колебаний) обрессоренной части не превосходит 2а (малые амплитуды колебаний), то перемещения вклад лла 5 относительно фрикционной планки не происходит, а перемещается только клин 1 относительно вкладыша 5, Это происходит эа счет между поверхностями 4 и 10 слоя антифрикционного материала, который в значительной степени снижает силу трения на этих поверхностях по сравнению с контактирующими поверхностями вкладваиа 5 и фрикцион ной планки б. Практически при малых амплитудах колебаний (в пределах зазора 2а) об рессоренной части 3 тележки гашения колебаний не происходит, это обеспечивает устойчивую работу упругих элементоь подвешивания при малых ам плитудах колебаний. При нарастании амплитуды колебаний и выборе зазора а включается в работу трение (FTP) между вкладышем 5 и фрикционной пла кой 6. Таким образом, фрикционный г ситель является ждущей системой, обеспечивающей гашение колебаний то ко при возрастании амплитуды, не др пуская резонансных явлений, и не препятств пощей работе рессорного подвешивания при малых амплитудах колебаний. Выполнение на вертикальной поверхности клина сквозного отверстия позволяет при изготовлении клина литьем получить более технологичную конструкцию клина, а выполнение на вкладаше цилиндрического выступа позволяет практически использовать всю толщину вкладыша при его износе, тем самым повышая ресурс его рабоош. Формула изобретения 1.Фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства, содержшций клин, установленный на упругом элементе рессорного подвешивания и взаимодействующий наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью обрессоренной части экипажной тележки, а вертикальной поверхностью - со сменным вкладькаем, установленным между кл,ином и Фрикционной планкой, закрепленной на необрессоренной части тележки, с возможностью взаимного относительного перемещения вкладьана и клина, о т- личающийся тем, что, с целью повышения ресурса работы фрикционного гасителя, вкладыш выполнен в виде пластины с цилиндрическим выступом, входящим в отверстие, которое выполнено в вертикальной стенке клина. 2.Гаситель по п.1, о т л и ч а ющ и и с я тем, что между контактирующими поверхностями клина и вкладыиа размещен слой антифрикционного материала. 3.Гаситель,по п.1, о т Л и ч а ющ и и с я тем, что отверстие в вертикдльной стенке клика выполнено сквозным. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 491504, кл. В 61 F 5/12, 11.05.73 (прототип).
V
У
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гаситель колебаний рельсового транспортного средства | 1981 |
|
SU954291A1 |
Фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства | 1985 |
|
SU1341087A1 |
Гаситель колебаний тележки рельсового транспортного средства | 1989 |
|
SU1708681A1 |
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2377151C2 |
ТЕЛЕЖКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 2004 |
|
RU2256573C1 |
Привод автоматического регулятора режимов торможения на тележке рельсового транспортного средства | 2018 |
|
RU2683892C1 |
Устройство связи кузова железнодорожного транспортного средства с тележкой | 2017 |
|
RU2664022C1 |
КОМБИНИРОВАННОЕ ДВУХРЕЖИМНОЕ РЕССОРНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ ГРУЗОВОГО ВАГОНА (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2497701C2 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА СИСТЕМЫ КОЛЕСО-РЕЛЬС И КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2449910C2 |
Центральное пружинное подвешивание тележки грузового вагона | 1980 |
|
SU1030227A1 |
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1978-10-12—Подача