ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2009 года по МПК B61F5/12 

Описание патента на изобретение RU2377151C2

Заявляемое изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается подвески рельсовых транспортных средств, в частности конструкции фрикционного гасителя колебаний.

Известна конструкция фрикционного гасителя колебаний [Патент РФ №1654078 от 18.10.1988], содержащая клин, установленный в проем боковой рамы тележки на упругом элементе рессорного подвешивания. Клин наклонной поверхностью контактирует с наклонной поверхностью надрессорной балки тележки, а вертикальной поверхностью со съемным вкладышем, прилегающим к фрикционной планке, которая жестко закреплена посредством двух ограничительных упоров (в виде четырехгранных призм), отлитых в колонках боковой рамы. Конфигурация вкладыша повторяет конфигурацию фрикционной планки, за исключением средней части. У фрикционной планки пазы под ограничительные упоры изготовлены с учетом беззазорной установки планки между ограничительными упорами, а у вкладыша пазы под ограничительные упоры увеличены для обеспечения гарантированного зазора, который обеспечивает свободное перемещение вкладыша относительно упоров, необходимое для демпфирования колебаний в узле. Также для обеспечения стабильности и надежности работы узла фрикционная планка на колонках боковой рамы тележки установлена под небольшим углом к вертикальной плоскости.

Данная конструкция выбрана в качестве прототипа для заявляемого изобретения.

Недостатком данной конструкции является снижение надежности фрикционного гасителя колебаний в процессе эксплуатации рельсового транспортного средства, так как нижняя часть вкладыша подвергается большему износу, чем верхняя, а в конфигурации вкладыша данное условие не учтено. Износ вкладыша в большей степени происходит, когда транспортное средство загружено, потому что при загрузке кузова вагона надрессорная балка тележки воздействует на клин и упругие элементы рессорного подвешивания, упругие элементы прогибаются, клин перемещается ниже и давит на нижнюю часть вкладыша, контактирующую с фрикционной планкой, при этом площадь нижней части вкладыша, на которую воздействует большее удельное давление от клина, меньше площади верхней части, на которую удельное давление меньше, также клин при колебаниях вверх вниз (в процессе движения рельсового транспортного средства), нижней гранью опускается ниже нижней грани вкладыша, воздействуя на нижнюю прямую кромку вкладыша усиливающимся удельным давлением. Таким образом, от воздействия клина на одной стороне вкладыша вырабатывается на ширину клина канавка, которая, начинаясь от нижней грани вкладыша, в верхней его части исчезает - вкладыш изнашивается неравномерно, что приводит к изменению угла установки вкладыша к клину, который первоначально закладывается в конструкцию узла, и снижает стабильность гашения колебаний, также образовавшаяся канавка может приводить к периодическому заклиниванию клина. Кроме того, при замене изношенного вкладыша могут возникнуть трудности, как, например, отсутствие запасных вкладышей, что приведет к увеличению времени на ремонт тележки и простою транспортного средства, а это в свою очередь к потере прибыли от перевозки груза за время простоя.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание конструкции фрикционного гасителя колебаний, позволяющей повысить надежность узла при длительной эксплуатации транспортного средства с одновременным уменьшением трудозатрат при ремонте узла, без увеличения материалоемкости.

Поставленная задача решается за счет того, что в конструкцию фрикционного гасителя колебаний установлен вкладыш, выполненный симметрично относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии вкладыша, у которого на наружных углах выполнены фаски, при этом катет каждой фаски, расположенный горизонтально, не менее 1/5 ширины вкладыша.

Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства содержит клин, установленный на упругом элементе рессорного подвешивания, контактирующий наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью надрессорной балки тележки, а вертикальной поверхностью - с вкладышем, который контактирует с фрикционной планкой, закрепленной на боковой раме тележки, при этом на боковой раме выполнены ограничительные упоры, а в фрикционной планке и вкладыше выполнены пазы, через которые пропущены ограничительные упоры боковой рамы с зазорами относительно поверхностей, ограничивающих пазы, вместе с этим вкладыш выполнен симметрично относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии вкладыша, также на наружных углах вкладыша выполнены фаски, при этом катет каждой фаски, расположенный горизонтально, не менее 1/5 ширины вкладыша.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами:

фиг.1 - общий вид фрикционного гасителя колебаний;

фиг.2 - разрез А-А фиг.1.

Фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства содержит клин 1, установленный на упругом элементе рессорного подвешивания 2, контактирующий наклонной поверхностью 3 с соответствующей поверхностью 4 надрессорной балки 5, а вертикальной поверхностью 6 - с вкладышем 7, который контактирует с фрикционной планкой 8, закрепленной на боковой раме 9.

На боковой раме 9 выполнены ограничительные упоры 10, а в фрикционной планке 8 и вкладыше 7 выполнены пазы 11 и 12, через которые пропущены ограничительные упоры 10 боковой рамы 9 с зазорами относительно поверхностей, ограничивающих пазы 11 и 12.

Кроме того, вкладыш 7 выполнен симметрично относительно горизонтальной 13 и вертикальной 14 осей симметрии вкладыша 7, также на наружных углах вкладыша 7 выполнены фаски, при этом катет (а) каждой фаски, расположенный горизонтально, не менее 1/5 ширины (в) вкладыша.

Технический результат от заявляемого изобретения заключается в том, что выполнение вкладыша симметрично относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии вкладыша, у которого на наружных углах выполнены фаски, при этом катет каждой фаски, расположенный горизонтально, не менее 1/5 ширины вкладыша, позволяет увеличить срок службы вкладыша, тем самым увеличить срок стабильной и надежной работы фрикционного гасителя колебания, так как у предлагаемого вкладыша, по сравнению с вкладышем, используемым в конструкции прототипа (при сохранении габаритных размеров), увеличиваются: площадь нижней части на 3%, площадь зоны опирания клина на вкладыш на 9% и длина нижней кромки вкладыша, перекрывающаяся клином, на 6%, что способствует уменьшению удельного давления на вкладыш от клина, уменьшению угла изнашивания вкладыша клином и к уменьшению износа вкладыша. Также предлагаемый вкладыш, учитывая его симметричность, при обнаружении сверхнормативного износа одной стороны, можно перевернуть на неизношенную плоскость и устранить неисправность, тем самым свести к минимуму ремонтные работы и затраты на них. Кроме того, выполнение на вкладыше фасок способствует плавному перемещению вкладыша по фрикционной планке вверх и вниз в пределах зазоров между ограничительными упорами на боковой балке, что также положительно сказывается на надежной работе фрикционного гасителя колебаний.

В настоящее время на заявляемую конструкцию фрикционного гасителя колебаний разработана конструкторская документация и проводятся всесторонние испытания опытных образцов.

Похожие патенты RU2377151C2

название год авторы номер документа
ЦЕНТРАЛЬНОЕ РЕССОРНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2006
  • Гейлер Моисей Петрович
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Андронов Владислав Анатольевич
  • Щелоков Владимир Федорович
  • Белоусов Константин Анатольевич
  • Пранов Александр Алексеевич
  • Еленевский Игорь Николаевич
  • Григурко Владимир Васильевич
  • Самсонов Александр Васильевич
  • Чернов Владимир Александрович
  • Кирюхин Алексей Сергеевич
RU2337845C1
Гаситель колебаний рельсового транспортного средства 1981
  • Селинов Владимир Игоревич
  • Салоусов Геннадий Николаевич
  • Пранов Александр Алексеевич
  • Павлюков Александр Эдуардович
SU954291A1
Фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства 1985
  • Соколов Михаил Матвеевич
  • Бороненко Юрий Павлович
  • Лукьянчиков Владимир Петрович
  • Двухглавов Вячеслав Александрович
  • Гейлер Михаил Петрович
  • Рутман Юрий Лазаревич
  • Федак Василий Дмитриевич
SU1341087A1
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2005
  • Лашко Анатолий Дмитриевич
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Омельяненко Игорь Александрович
  • Тимошина Лариса Адольфовна
  • Дейнеко Сергей Юрьевич
  • Назаренко Константин Витальевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Клитин Николай Алексеевич
RU2292281C1
Гаситель колебаний тележки рельсового транспортного средства 1989
  • Блохин Евгений Петрович
  • Грановская Наталья Иосифовна
  • Жаковский Александр Дмитриевич
  • Манашкин Лев Абрамович
  • Пастернак Николай Александрович
  • Савчук Орест Макарович
SU1708681A1
ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Бамбулевич Валентин Брониславович
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Шишков Вениамин Алексеевич
  • Парахин Владимир Иванович
  • Парахин Евгений Владимирович
  • Парахин Сергей Владимирович
  • Тыкало Анна Семеновна
RU2299824C1
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2002
  • Шенаурин Алексей Афанасьевич
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Пранов Александр Алексеевич
  • Андронов Владислав Анатольевич
  • Еленевский Игорь Николаевич
  • Гейлер Моисей Петрович
  • Белоусов Константин Анатольевич
  • Щекотов Виктор Иванович
  • Левин Александр Борисович
  • Старостин Георгий Александрович
RU2523513C2
Гаситель колебаний рельсового транспортного средства 1986
  • Блохин Евгений Петрович
  • Жаковский Александр Дмитриевич
  • Манашкин Лев Абрамович
  • Пастернак Николай Александрович
  • Савчук Орест Макарович
SU1337298A1
Гаситель колебаний рельсового транспортного средства 1985
  • Ким Нам Су
  • Глухов Иван Андреевич
  • Узбеков Шавкат Касымович
  • Коваль Владимир Виленович
  • Гасанов Олег Ширванович
  • Бобровская Ирина Ивановна
SU1348250A1
Устройство связи кузова железнодорожного транспортного средства с тележкой 2017
  • Николаев Виктор Александрович
  • Нехаев Виктор Алексеевич
RU2664022C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 377 151 C2

Реферат патента 2009 года ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Фрикционный гаситель колебаний содержит клин, установленный на упругом элементе рессорного подвешивания, контактирующий наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью надрессорной балки, а вертикальной поверхностью - с вкладышем, который контактирует с фрикционной планкой, закрепленной на боковой раме (9). На боковой раме выполнены ограничительные упоры (10), а в фрикционной планке и вкладыше выполнены пазы (11, 12), через которые пропущены ограничительные упоры боковой рамы с зазорами относительно поверхностей, ограничивающих пазы. Кроме того, вкладыш выполнен симметрично относительно горизонтальной (13) и вертикальной (14) осей симметрии вкладыша, таким образом, что обеспечивается возможность переворота вкладыша с одних плоскостей на другие. На наружных углах вкладыша выполнены фаски, при этом катет (а) каждой фаски, расположенный горизонтально, не менее 1/5 ширины (b) вкладыша. Повышается надежность гасителя в сочетании с уменьшением трудозатрат на ремонт. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 377 151 C2

Фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства, содержащий клин, установленный на упругом элементе рессорного подвешивания, контактирующий наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью надрессорной балки тележки, а вертикальной поверхностью - с вкладышем, который контактирует с фрикционной планкой, закрепленной на боковой раме тележки, при этом на боковой раме выполнены ограничительные упоры, а в фрикционной планке и вкладыше выполнены пазы, через которые пропущены ограничительные упоры боковой рамы с зазорами относительно поверхностей, ограничивающих пазы, отличающийся тем, что вкладыш выполнен симметрично относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии вкладыша, таким образом, что обеспечивается возможность переворота вкладыша с одних плоскостей на другие, также на наружных углах вкладыша выполнены фаски, при этом катет каждой фаски, расположенный горизонтально, не менее 1/5 ширины вкладыша.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2377151C2

SU 1654078 A1, 07.06.1991
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАРЯДОВ С ВОЗДУШНЫМИ ПРОМЕЖУТКАМИ 2006
  • Шевкун Евгений Борисович
  • Лещинский Александр Валентинович
  • Сас Петр Петрович
RU2314488C1
US 2827987 A, 25.03.1958
EP 1508490 A1, 23.02.2005
WO 2005043000 A2, 12.05.2005.

RU 2 377 151 C2

Авторы

Пранов Александр Алексеевич

Еленевский Игорь Николаевич

Малых Николай Александрович

Ефимов Виктор Петрович

Андронов Владислав Анатольевич

Белоусов Константин Анатольевич

Белинович Виктор Георгиевич

Тиссен Александр Иванович

Щелоков Владимир Федорович

Жуков Иван Валерьевич

Чернов Владимир Александрович

Левин Александр Борисович

Замятина Тамара Александровна

Иванова Галина Васильевна

Фирсова Ирина Николаевна

Даты

2009-12-27Публикация

2007-03-23Подача