1
Изобретение относится к судостроению, преимущественно к гидро- или аэродинамическому эксперименту.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для перекладки соосных рулей, преимущественно модели судна, содержащее размещенные в корпусе привод, соединенный с последним вал, на концах которого выполнены резьбы одинакового направления и разного шага,, размещенные на указанных резьбовых частях вала гайки, жестко -связанные с ними зубчатые рейки, установленные в направляющих корпуса, и взаимодействующий с последними, триб, соединенный с баллером рулей 1) .
Недостатком этого устройства является то, что с его помощью возможна перекладка рулей лишь в одну сторону, а во многих случаях в моделях, имеющих два соосно расположенных руля, необходима их перекладка как в одну, так и в противоположные стороны.
Цель-изобретения - расширение функциональных возможностей устройства путем обеспечения возможности
перекладки рулей в противоположные
CTOpOjFlHk.
Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено имеющими насечки дополнительны№1 зубчатыми рейками, находящимся в зацеплении с
; последними доп рлнительным трибом, подвижно размещенными на упомянутых гайках с возможностью взаимодейст 0 ВИЯ с насечками дополнительных реек фиксаторами и управляющими ползунами, .выполненными с возможностью взаимодействия с указанными фиксаторами , при этом баллер рулей сосtS тоит из двух частей, а у.казанные
трибы соединены с его разными частями. . .
На фиг.1 изображено устройство, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид
20 сверху на фиг.З - разрез А-А на
фиг.1;на-фиг.4 - раёрез Б-Б на фиг.2; на фиг.5 - разрез В-В на фиг.2 на фиг.6-- разрез Г-Г нЪ фиг.2.
Устройство устанавливаемся а мо-;
25 дели 1 и. состоит из корпуса 2, внут.ри которого расположен привод 3, и :съемной стенки 4. Привод 3 с помошью муфты 5.соединен с залом 6, установленным в опорах 7, а ваЛ б с
30 помощью шлицевого соединения (шпонки) 8 - с резьбовым полым валом 9, . на концах которого нарезаны резьбы одинакового направления и разной величины шага. На концы резьбового полого вала 9 навернуты две гайки 10. В корпусе 2 в-опорах 11 соосно установлены два триба 12 перпендикулярно к оси резьбового полого вала 9. На цапфах трибов 12. закреплены баллеры 13, на которых установлены на квадрате и фиксируются винтами 14 соосно расположенные рули 15. По обе с,тороны резьбового полого вала 9 параллельно его оси в направляющих 16 корпуса 2 установлены 4 рейки 17-и 18, попарно сцепленные с трибами 12. Две из реек (17), сцепленных с одним из трибов,жестко соединены с гайками 10 (каждая рейка соединена, с одной гайкой). Две другие рейки (18) выполнены скользящими по поверхностям гаек 10 и имеют участки поперечной насечки 19.
Устройство снабжено механизмом переключения относительного поворота рулей, который выполнен в виде двух установленных в пазах 20 гаек 10 фиксаторов 21 с насечкой 22 на торцах и вырезами 23 и двух ползунов 24,.расположенных в направляющих 25 съемной стенки 4. Направляющие 25 съемной стенки 4 выполнены под противоположными углами к оси резьбового полого вала 9. Ползуны 24 снабжены параллельными оси этого вала полками 26 и соединены кинематической связью (например штырем 27),обеспеиивающей их равновеликое перемещение в направляю1цйх 25. Полки 26 входят в вырезы 23 фиксаторов 21.
Устройство работает следующим образом.
Производят фиксацию пары реек 18 с гайками 10 с помощью пе емещения ползунов 24 в направляющих 25 съемной стенки 4. При переводе штыря 27 в крайнее левое положение левый .фиксатор 21 перемещается за взаимодействия, полки 26 и выреза 23 в крайнее нижнее положение, зубцы его насечки 22 входят в соединение с зубцa и насечки 19 нижней рейки 1Ь, а правый фиксатор 21 перемещается в крайнее верхнее положение зубцы его насечки 22 входят в соединение с зубцами насечки 19 верхней рейки 18. При переводе штыря 27 в крайнее правое положение левый фиксатор 21 соответственно соединится с верхней рейкой 18, а правый - с нижней.
При работе привода 3 вал б при водит во вращение резьбовой полый нал 9. Из-за разницы шё.гов резьб последний, вращаяс.ь одновременно со скольжением вдоль вала 6, изменяе расстояние между гайками 10. Так как гайки 10 соединены с рейками 17 и
18 (одна пара реек 17 жестко, а дру-7 .гая - с помощью зубцов насечки 19), то изменение расстояния между ними влечет за собой оппозитное движений -реек 17 и 18 и, следовательно,поворот трибов 12 вместе с баллера ми 13 и рулями 15. При этом, если пары реек, сцепленные с одним трибом соединены с гайками по одной схеме ,(а именно :верхние и нижние рейки 17 И 18 попарно соединены с одной и той же гайкой), то поворот рулей происходит в одном направлении. Если же пары реек, сцепленные с одним три бом, соединены с гайками по противоположной схеме (верхние и нижние S рейки 17 и 18 попарно соединены с разными гайками), то поворот рулей происходит в противоположном направлении.
0 Выбивая очень блчзкие по величине шаги резьб резьбового полого вала 9, можно осуществить достаточно большое передаточное отношение и, соответственно, большой момент.
, Предлагаемое устройство может обеспечить большую редукцию при передаче движения от привода к баллеру при малых габаритах, устройства. Зависимость поворота баллера от вращения йала привода пропорциональна.
Устройство позволяет также расширить функциональные возможности изiBecTHoro устройства путем обеспечения перекладки рулей как в одну, так 5 и в противоположные стороны при сохранении габаритов устройства и передаваемых моментов.
Формула изобретения
Устройство для перекладки сооеных рулей(;. преимущественно модели судна, содержащее размещенные в корпусе привод, соединенный с последним вал, на концах которого выполнены резьбы одинакового направления и разного шага, размещенные на указанных резьбовых частях вала гайки, жестко связанные с нилй зубчатые рейки, установленные в направляющих корпуса, и взаимодействующий с последними триб, соединенный с баллером рулей, отли.чающееся тем, что, с
двЯью расширения функциональных возможностей устройства путем обеспечения возможности перекладки рулей в противоположные стороны, оно снабжено имеющими насечки дополнительными зубчатыми рейками, находящимся в
зацеплении с последними дополнительным трибом,подвижно размещенными на упомянутых гайках с возможностью взаимодействия с насечками дополнительных реек фиксаторами и управляющими ползунами, выполненными с
возможностью взаимодействий с указанными фиксаторами, при этом баллер рулей состоит из двух частей, а указанные трибы соединены с его разными частями.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке 2б71899/11,кл. В 63Н25/1 1978 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для перекладки судовых рулей | 1978 |
|
SU735485A1 |
Станок для изгибания заготовок из листового металла в дугу переменного сечения и разной кривизны по длине | 1938 |
|
SU55582A1 |
ИНЪЕКЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО С РЕДУКТОРОМ | 2001 |
|
RU2270698C2 |
Гидравлический привод рулевого устройства | 1978 |
|
SU766959A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ | 1971 |
|
SU419358A1 |
ШАГАЮЩАЯ ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА | 2009 |
|
RU2404900C1 |
ПРИБОР ДЛЯ РАСЧЕТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРИВЫХ | 1944 |
|
SU69645A1 |
Устройство для лечения искривлений позвоночника | 1985 |
|
SU1454432A1 |
РЕЕЧНО-ЗУБЧАТАЯ ПОРШНЕВАЯ МАШИНА С ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ СТЕПЕНИ СЖАТИЯ И ОТКЛЮЧЕНИЕМ ПОРШНЕЙ | 2012 |
|
RU2509214C1 |
Станок для изготовления спиралей арматурных каркасов | 1979 |
|
SU878398A1 |
7
бВ
fJ
17 фиг ifВ-в
фиг. 5
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1979-10-10—Подача