Подшипниковый узел Советский патент 1981 года по МПК F16C33/10 

Описание патента на изобретение SU846841A1

Изобретение относится к машиностроению и касается подшипниковых узлов с самосмазыванием. Известен подшипниковый узел, содержащий корпус с маслоприемной камерой, охватывающей цапфу вала, вкл дыш подшипника сколья ения и установ ленный на валу маслоподающий диск, а также каналы для смазки, выполнен ные во вкладьш1е, диске и корпусе ГО Однако диапазон применяемости данной конструкции подшипникового узла скольжения ограничен машинами со средней и высокой окружными скоростями вала при одном направлении вращения. Цель изобретения - улучшение условий самосмазывания, повышение надежности и эксплуатационных харак теристик, т.е. значительное расширение диапазона применяемости, как дпя тихоходных, так и для быстроходных машин. Поставленная цель достигается тем, что подшипниковый узел, содержащий корпус с маслоприемной камерой, охватывающей цапфу вала, вкладьш подшипника скольжения и установленный на валу маслоподающий диск, а также каналы для смазки, выполненные во вкладыше, диске и корпусе, снабжен дополнительным маслолодающим диском, жестко закрепленным на валу, размещенным между вкладышем, и основным диском и имеющим каналы для смазки, а основной маслоподающий диск установлен на валу с зазором и снабжен подпружиненным стопором, при этом на обращенных друг к другу торцах корпуса, основного и дополнительного дисков выполнены с равномерно- расположенными по окружности лопатками кольцевые выемки, образующие замкнутую кольцевую полость, соединенную через каналы для смазки с маслоприемной камерой корпуса. Кроме того стопор может быть выполнен в виде подпружиненного вкладьша, размещенного в отверстии, выполненном в основном маслоподающем диске со стороны вала, а на валу выполнено ответное углубление. На чертеже изображен подшипниковый узел. Подшипниковый узел содержит корпус 1 с маслоприемной камерой 2. Корпус 1 охватывает размещенные на валу 3 вкладыш 4 подшипника скольжения, жестко закрепленный мас лоподающий диск 5, установленный с зазором на валу, плавающий маслоподающий диск 6. В плавающем диске 6 выполнены каналы 7 для подачи смазки. На обращенных друг к другу сторонах корпуса 1 и дисков 5 и 6, выполнены кольцевые выемки 8 с равномерно расположенными по окружности выемок лопатками, образующие замкнутую кольцевую полость 9, которая Соединена с маслоприемной камерой 2 посредством каналов 10. Со стороны вала в плавающем диске 6 выполнено отверстие 11, в кото ром установлены стопорный вкладыш 12 и упругий элемент 13. В валу 3 п стопорным вкладышем имеется ответное углубление 14. Подшипниковый узел работает следующим образом. В маслоприемную камеру 2 масло п ступает из каналов 7 плавающего дис ка 6 под действием разности напоров масла на входе и выходе, обусловлен ных различными окружными скоростями входа и выхода. Замкнутая полость 9 заполняется маслом, которое поступа из маслоприемной камеры 2 по канала 10 в корпусе 1, вкладыше 4 и жестко закрепленном диске 5. Лопатки, расположенные в выемках 8 корпуса 1 и дисков 5 и 6 по окруж ности замкнутой кольцевой полости 9 образуют гидротрансформатор, рассчитанный на заданное передаточное число, В предлагаемой конструкции гидро трансформатор используется как устройство для передачи механической энергии посредством жидкости от жес ко закрепленного на валу диска - на сос гидротрансформатора на плавающий диск - турбина гидротрансформатора с использованием части корпуса подшипникового узла как неподвижног реактивного элемента гидротрансфор14. матора. Одновременно плавающий диск является напорным элементом насоса подшипникового узла, обеспечивающего циркуляцию смазывающей жидкости (масла) через подшипник и тем самым его самосмазывание. Напорный элемент с использованием гидротрансформатора практически не изнашивается, бесшумен, и обеспечивает требуемые характеристики соответствующим выбором передаточного /, . . , числа I рц / и коэффициента трансформации (1 Tj ) Гидротрансформатор обеспечивает также возможность получения передаточного числа i 1 (гидротрансформатормультипликатор) . При этом, конечно, полагается, что частота вращения вала машины постоянна ( или только быстроходная машина,или только тихоходная) . Принципиально возможно использование подшипникового узла предлагаемой конструкции и для машин с регулируемой в определенных пределах частот вращения, поскольку мощность, требуемая для насоса подшипника, значительно меньше мощности самой машины. Формула изобретения 1.Подшипниковый узел, содержа- щий корпус с маслоприемной камерой, охватывающей цапфу вала, вкладыш подшипника скольжения и установлен-Ш11Й на валу маслоподающий диск, а также каналы для смаэки, выполненные во вкладьше, диске и корпусе, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий самосмазывания, повьш ения надежности и эксплуатационных характеристик, он снабжен дополнительным маслоподающим диском, жестко закрепленным на валу, размещенным между вкладьппем и основным диском и имеющим каналы для смазки, а основной маслоподающий диск установлен на валу с зазором и снабжен подпружиненным стопором, при этом на обращенных друг к другу торцах корпуса, основного и дополнительного дисков выполнены с равномерно расположенными по окружности лопатками кольцевые выемки, образующие замкнутую кольцевую полость, соединенную через каналы для смазки с маслоприемной камерой корпуса. 2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что стопор выполнен в виде подпружиненного вкладьша.

58Д68416

, пыполнен-Источники информации,

;- r -iS:F

но ответное углубление.« ,

Похожие патенты SU846841A1

название год авторы номер документа
Подшипниковый узел 1983
  • Смирнов Евгений Павлович
SU1186852A1
КОМПРЕССОР 2012
  • У Цзибао
  • Сунь Цинфэн
RU2553586C2
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 1990
  • Вернер Целлер[At]
RU2076253C1
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2016
  • Иванов Александр Николаевич
  • Слицкий Александр Евгеньевич
  • Иванов Николай Михайлович
RU2619408C1
Опорный подшипниковый узел 1990
  • Ахвердиев Камил Самедович
  • Вяльцев Николай Васильевич
  • Горкуша Анатолий Ефимович
  • Гарбузов Александр Павлович
  • Вышинский Виктор Иванович
  • Волкова Наталья Валентиновна
SU1754959A1
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОДШИПНИКОВОГО УСТРОЙСТВА 2000
  • Арон А.В.
  • Шишкин Ю.П.
  • Соболенко А.Н.
  • Кукушкин И.Н.
RU2199682C2
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СМАЗКОЙ 2019
  • Будниченко Михаил Анатольевич
  • Ухов Андрей Николаевич
  • Хабаров Антон Анатольевич
  • Сундеткалиев Игорь Хайрлевич
RU2718190C1
Подшипниковый узел скольжения 1990
  • Бондаренко Борис Григорьевич
  • Гребнев Владимир Михайлович
SU1760204A1
ГЕРМЕТИЧНО УПЛОТНЕННЫЙ ДЕМПФЕРНЫЙ УЗЕЛ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 2014
  • Дельгадо Маркес Адольфо
  • Эртас Бугра Хан
  • Холлмэн Даррен Ли
  • Смит Уолтер Джон
RU2658620C2
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 1970
  • Л. И. Франкштейн
SU262559A1

Реферат патента 1981 года Подшипниковый узел

Формула изобретения SU 846 841 A1

SU 846 841 A1

Авторы

Обухов Виталий Арсеньевич

Терешонков Владимир Алексеевич

Даты

1981-07-15Публикация

1979-04-11Подача