Изобретение относится к машиностроению и касается подшипниковых узлов с самосмазыванием. Известен подшипниковый узел, содержащий корпус с маслоприемной камерой, охватывающей цапфу вала, вкл дыш подшипника сколья ения и установ ленный на валу маслоподающий диск, а также каналы для смазки, выполнен ные во вкладьш1е, диске и корпусе ГО Однако диапазон применяемости данной конструкции подшипникового узла скольжения ограничен машинами со средней и высокой окружными скоростями вала при одном направлении вращения. Цель изобретения - улучшение условий самосмазывания, повышение надежности и эксплуатационных харак теристик, т.е. значительное расширение диапазона применяемости, как дпя тихоходных, так и для быстроходных машин. Поставленная цель достигается тем, что подшипниковый узел, содержащий корпус с маслоприемной камерой, охватывающей цапфу вала, вкладьш подшипника скольжения и установленный на валу маслоподающий диск, а также каналы для смазки, выполненные во вкладыше, диске и корпусе, снабжен дополнительным маслолодающим диском, жестко закрепленным на валу, размещенным между вкладышем, и основным диском и имеющим каналы для смазки, а основной маслоподающий диск установлен на валу с зазором и снабжен подпружиненным стопором, при этом на обращенных друг к другу торцах корпуса, основного и дополнительного дисков выполнены с равномерно- расположенными по окружности лопатками кольцевые выемки, образующие замкнутую кольцевую полость, соединенную через каналы для смазки с маслоприемной камерой корпуса. Кроме того стопор может быть выполнен в виде подпружиненного вкладьша, размещенного в отверстии, выполненном в основном маслоподающем диске со стороны вала, а на валу выполнено ответное углубление. На чертеже изображен подшипниковый узел. Подшипниковый узел содержит корпус 1 с маслоприемной камерой 2. Корпус 1 охватывает размещенные на валу 3 вкладыш 4 подшипника скольжения, жестко закрепленный мас лоподающий диск 5, установленный с зазором на валу, плавающий маслоподающий диск 6. В плавающем диске 6 выполнены каналы 7 для подачи смазки. На обращенных друг к другу сторонах корпуса 1 и дисков 5 и 6, выполнены кольцевые выемки 8 с равномерно расположенными по окружности выемок лопатками, образующие замкнутую кольцевую полость 9, которая Соединена с маслоприемной камерой 2 посредством каналов 10. Со стороны вала в плавающем диске 6 выполнено отверстие 11, в кото ром установлены стопорный вкладыш 12 и упругий элемент 13. В валу 3 п стопорным вкладышем имеется ответное углубление 14. Подшипниковый узел работает следующим образом. В маслоприемную камеру 2 масло п ступает из каналов 7 плавающего дис ка 6 под действием разности напоров масла на входе и выходе, обусловлен ных различными окружными скоростями входа и выхода. Замкнутая полость 9 заполняется маслом, которое поступа из маслоприемной камеры 2 по канала 10 в корпусе 1, вкладыше 4 и жестко закрепленном диске 5. Лопатки, расположенные в выемках 8 корпуса 1 и дисков 5 и 6 по окруж ности замкнутой кольцевой полости 9 образуют гидротрансформатор, рассчитанный на заданное передаточное число, В предлагаемой конструкции гидро трансформатор используется как устройство для передачи механической энергии посредством жидкости от жес ко закрепленного на валу диска - на сос гидротрансформатора на плавающий диск - турбина гидротрансформатора с использованием части корпуса подшипникового узла как неподвижног реактивного элемента гидротрансфор14. матора. Одновременно плавающий диск является напорным элементом насоса подшипникового узла, обеспечивающего циркуляцию смазывающей жидкости (масла) через подшипник и тем самым его самосмазывание. Напорный элемент с использованием гидротрансформатора практически не изнашивается, бесшумен, и обеспечивает требуемые характеристики соответствующим выбором передаточного /, . . , числа I рц / и коэффициента трансформации (1 Tj ) Гидротрансформатор обеспечивает также возможность получения передаточного числа i 1 (гидротрансформатормультипликатор) . При этом, конечно, полагается, что частота вращения вала машины постоянна ( или только быстроходная машина,или только тихоходная) . Принципиально возможно использование подшипникового узла предлагаемой конструкции и для машин с регулируемой в определенных пределах частот вращения, поскольку мощность, требуемая для насоса подшипника, значительно меньше мощности самой машины. Формула изобретения 1.Подшипниковый узел, содержа- щий корпус с маслоприемной камерой, охватывающей цапфу вала, вкладыш подшипника скольжения и установлен-Ш11Й на валу маслоподающий диск, а также каналы для смаэки, выполненные во вкладьше, диске и корпусе, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий самосмазывания, повьш ения надежности и эксплуатационных характеристик, он снабжен дополнительным маслоподающим диском, жестко закрепленным на валу, размещенным между вкладьппем и основным диском и имеющим каналы для смазки, а основной маслоподающий диск установлен на валу с зазором и снабжен подпружиненным стопором, при этом на обращенных друг к другу торцах корпуса, основного и дополнительного дисков выполнены с равномерно расположенными по окружности лопатками кольцевые выемки, образующие замкнутую кольцевую полость, соединенную через каналы для смазки с маслоприемной камерой корпуса. 2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что стопор выполнен в виде подпружиненного вкладьша.
58Д68416
, пыполнен-Источники информации,
;- r -iS:F
но ответное углубление.« ,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипниковый узел | 1983 |
|
SU1186852A1 |
КОМПРЕССОР | 2012 |
|
RU2553586C2 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1990 |
|
RU2076253C1 |
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2016 |
|
RU2619408C1 |
Опорный подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1754959A1 |
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОДШИПНИКОВОГО УСТРОЙСТВА | 2000 |
|
RU2199682C2 |
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СМАЗКОЙ | 2019 |
|
RU2718190C1 |
Подшипниковый узел скольжения | 1990 |
|
SU1760204A1 |
ГЕРМЕТИЧНО УПЛОТНЕННЫЙ ДЕМПФЕРНЫЙ УЗЕЛ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 2014 |
|
RU2658620C2 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1970 |
|
SU262559A1 |
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1979-04-11—Подача