1288395
точный диск, ведомые фрикционные диски, нажимной диск 3. Управление М осуществляется с помощью отжимных рычагов 9, установленных на оси 10 и шарнирно соединенных с отжимными пальцами (ОП) 1I. Последние подпружинены относительно корпуса 4 и соединены с нажимным диском 3. При повороте рычага 9 происходит заклинива1
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть .использовано в муфтах сцепления автомобилей, тракторов и других транспортных средств.
Цель изобретения - повьппение надежности фрикционной муфты за счет уменьшения контактных напряжений в сопряжении рьиаг-шарик-палец и распределения напряжений в данном сопряжении в зависимости от передаваемой нагрузки путем увеличения площади контакта двуплечего рьиага с заклинивающим шариком и рационального расположения шариков, а также повышение долговечности муфты обеспечением возможности регулирования зазоров в сопряжении рычаг-шарик-палец по мере износа его. I
На фиг. 1 изображена муфта сцепления, общий вид; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1 (соединение отжимного пальца с двуплечим ); на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2.
Фрикционная муфта содержит маховик 1, промежуточный диск 2 и нажимной диск 3 с размещенным на маховике 1 корпусом 4, ведомые фрикционные диски 5, установленные на ведомом валу 6. Нажимной диск 3, промежуточный 2 и фрикционные диски 5 подпружинены к маховику 1 с помощью пружин 7 и установле:ш с возможностью осевого перемещения. Нажимной диск 3 размещен с возможностью взаимодействия с выжимным подшипником 8 посредством двуплечих рычагов 9, закрепленных на осях 10, установленных в корпусе 4.
В двуплечих рычагах 9 установлены .отжимные пальцы 11, на которых выние шариков 13 и перемещение ОП 11 с нажимным диском 3. М выключается. При износе фрикционных дисков происходит перемещение ОП 11 без изменения положения рычага 9. Заклинивающие шарики I3 установлены с возможностью регулируемого перемещения, а наиболее нагруженный щарик 13 выполнен с большим диаметром, 3 ил.
полнены продольные плоские площадки 12 по количеству размещенных на них заклинивающих щариков 13. Длина площадок 12 обеспечивает ход нажимного диска 3, соответствующий предельному износу пакета фрикционных дисков 5. В двуплечем рычаге 9 расположены резьбовые пробки 14, стопорящиеся от самоотворачивания винтами 15
и взаимодействующие сферическими поверхностями с заклиниваюш1ими шариками 13, расположенными под углом 120 по окружности, причем один из шариков, расположенный по оси рычага 9,
выполнен с большим диаметром.
Отжимные пальщ|1 1 1 с помощью головок 16 соединены с нажимным диском 3 и подпружинены относительно
корпуса 4 с помощью пружин 17 сжатия, закрепленных на отжимных пальцах 11 с помощью шайб 18 и шплинтов 19. Жесткость нажимных пружин 7 выбрана больше жесткости пружин 17
сжатия.Фрикционная муфта работает следующим образом.
При включении муфты крутящий момент от маховика 1 через пакет фрикционных дисков 5, сжимаемых через нажимной диск 3 нажимными пружинами 7 передается на ведомый вал 6. При выключении муфты двуплечий рычаг 9 под
действием выжимного подшипника 8 поворачивается вокруг осей 10 и отводит через отжимные пальцы 11 нажимной диск 3. Жесткая связь между двуплечим рычагом 9 и отжимными пальцами I1 обеспечивается за счет заклинивания шариков 13 между ними.
3
Размещение трех заклинивающих ша риков I3 приводит к распределению нгрузки таким образом, что наибольшу нагрузку воспринимает шарик, располженный по оси двуплечего рычага 9 со стороны его короткого плеча, в связи с чем данный шарик выбран болшего диаметра по сравнению с двумя другими, а наличие резьбовых пробок 14 у каждого заклинивающего шарика 13 позволяет правильно отрегулировать зазоры в данном сопряжении для надежной работы муфты.
При износе пакета фрикционных дисков 5 нажимной диск 3 перемещается в осевом направлении вместе с отжимными пальцами I1 на величину износа, не вызывая дополнительного поворота двуплечих рьшагов 9 и не изменяя зазора между опорными концами их и отжимным подшипником 8. Это объясняется тем, что при заклинивающих шариках 13, расположенных под углом 120 хорошо центрируют положение двуплечего рычага 9 относительно отжимного пальца 11 . Наличие сферической посадочной поверхности у резьбовых пробок 14 и продольных площадок 12 на отжимных пальцах 11, с которыми взаимодействуют заклинивающие шарики 13, обеспечивает перемещение нажимного диска 3 с отжимными пальцами 1 1 на величину износа фрикционных дисков 5. При зтом пружины 17 сжатия обеспечивают постоянный контакт отжимных пальцев 11 с нажимным диском 3.
5fO
Свободное состояние заклинивающих шариков 13 обеспечивается зазорами определенно величины между сфе- рическими поверхностями резьбовых пробок 14 и поверхностями продольных площадок 12. Зазоры регулируются с помощью резьбовых пробок 14.
Формула изобретения
Фрикционная муфта, содержащая маховик, подпружиненные к нему нажимными пружинами и установленные с возможностью осевого перемещения проме- J5 жуточный диск, ведомые фрикционные диски , установленные на ведомом валу, и нажимной диск, кожух, размещенный . на маховике, двуплечие рычаги, отжимные пальцы с плоскими продольными 2Q площадками, установленные одним концом в кожухе и подпружиненные относительно него, а другим концом взаимодействующие с нажимным диском и связанные с двуплечими рычагами с по- 25 мощью заклинивающих шариков, равномерно размещенных по окружности на плоских продольных площадках, выполненных на обжимных пальцах, о т л и 0
5
3 акли нив ающи е
под
чающаяся тем, что, с целью повьш1ения надежности, шарики размещены по окружности углом 120 , а заклинивающий шарик расположенный по оси двуплечего рычага со стороны его короткого плеча, имеет больший диаметр, причем каждый заклинивающий шарик установлен с возможностью регулируемого перемещения между двуплечими рычагами и отжимными пальцами.
Фиг.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная муфта | 1981 |
|
SU1083005A1 |
МЕХАНИЗМ ВЫКЛЮЧЕНИЯ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ | 1967 |
|
SU224977A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1971 |
|
SU419652A1 |
Муфта сцепления | 1982 |
|
SU1071834A1 |
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2149292C1 |
Механизм включения фрикционной муфты сцепления | 1976 |
|
SU579470A1 |
Устройство для управления сцеплением транспортного средства | 1990 |
|
SU1752591A1 |
Механизм выключения фрикционной муфты сцепления | 1983 |
|
SU1234681A1 |
Муфта сцепления | 1979 |
|
SU846864A1 |
Система управления двойной муфтой сцепления | 1974 |
|
SU1052149A3 |
Изобретение относится к тр.анс- портному машиностроению и может быть использовано в качестве муфты (М) сцепления на автомобилях, тракторах и других транспортных средствах. Целью изобретения является повышение надежности М за счет уменьшения контактных напряжений в сопряжении рычаг-шарик-палец и распределения напряжений в данном сопряжении в зависимости от передаваемой нагрузки. М содержит маховик и подпружиненные ;к нему нажимными пружинами промежупоЗернутв W ю 00 00 СП Риг.2
Муфта сцепления | 1974 |
|
SU489887A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Фрикционная муфта | 1981 |
|
SU1083005A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-02-07—Публикация
1985-04-08—Подача