Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к транспортному.
Цель изобретения - уменьшение металлоемкости и упрощение конструкции муфты сцепления за счет рационального расположения клинового механизма в нажимном диске и использования в качестве следящего механизма фрикционного узла в виде разрезного упругого стакана.
На фиг. 1 изображена муфта сцепления, общий вид; на фиг. 2 - клиновой механизм компенсации износа, разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Бна фиг. 2.
Муфта сцепления содержит кожух 1, размещенный на маховике 2, подпружиненные нажимной пружиной 3 фрикционные 4 и 5, нажимной 6 и промежуточный 7 диски. Клиновой механизм ком- пенсащ-ffl износа, состоящий из силовых упоров 8, подпружиненных пружиной 9 и размещенных в осевых гнездах 10 нажимного диска 6 с возможностью осевого перемещения, причем на силовых упорах 8 выполнены скосы 11, контактирующие с фиксирующими клиньями 12, которые, в свою очередь размещены в радиальных гнездах 13 нажимного диска 6 с возможностью радиального перемещения и подпружиненные пружиной 14, опорное кольцо 15, размещенное между силовыми упорами 8 и нажимной пружиной 3 с возможностью осевого перемещения, причем на нем выполнен ограничительный выступ 16, расположенный с возможностью его контакта с торцом кожуха 1. Следящий механизм, выполненный в виде фрикционных узлов, состоящих из ступенчатых пальцев 17, закрепленных равномерно на кожухе 1, разрезных упругих стаканов. 18, расположенных подвижно на ступенчатых пальцах 17 с тремя уступами 19 - 21, .винтовых пружин 22, к -)нтактирующих одним концом с уступом 20 ступенчатого пальца 17, а другим - с дном 23 упругого стакана 18. Уступ 19 контактирует с кожухом 1, а уступ 21 выполнен с возможностью контакта с упругим стаканом 18 Фрикционные узлы расположены в сквозных осевых отверстиях 24 радиального выступа 25 нажимного диска с возможностью их перемещения относительно нажимного диска 6 под действием нажимной пружины 3 на величину допустимого ияноса фрикционных дисков 4 и .5
и с возможностью перемещения их совместно с нажимным диском 6 относительно маховика 2 под действием пружин 22 на величину рабочего хода нажимного диска 6.
Жесткость пружины 22 и упругого стакана 18 подбирается таким образом, чтобы осевое усилие, создаваемое ими
Q в осевом направлении, было больше усилия пружины 9 силового упора 8, - но меньше силы трения между упругим стаканом 18 и поверхностью отверстия 24 нажимного диска 6, причем меж5 ДУ ограничительным выступом 16 опорного кольца 15 и плоскостью 26 кожуха 1 имеется зазор, равный величине рабочего хода нажимного диска 6, обеспечивающего чистое выключение,
Q такой же зазор имеется между дном 23 упругого стакана 18 и плоскостью 27 кожуха 1. Компенсация износа фрикционных дисков 4 и 5 происходит за счет измерения размера В между плос5 костью 28 нажимного диска 6 и опорным выступом 29 опорного кольца 15. Муфта работает следующим образом. При износе поверхностей трения в процессе работы муфты нажимной диск 6 с клиновым механизмом компенсации износа и опорным кольцом 15 под действием нажимного усилия пружины 3 перемещаются к маховику на величину износа поверхностей трения, увеличивая зазор между ограничительным
выступом 16 опорного кольца 15 и
плоскостью 24 кожуха 1 на ту же величину.
Одновременно нажимной диск 6 вместе с опорным кольцом 15 перемещается на ту же величину относительно дна 23 упругого стакана 18 и фиксируется в этом положении силой трения между упругим стаканом 18 и поверхностью отверстия 24 радиального вы- ступа 25 нажимного диска 6.
При выключении муфты снимается действие нажимной пружины 3 и происходит обратное движение нажимного диска 6 с опорным кольцом 15 и разрезным упругим стаканом 18 под действием пружин 22 до упора упругого стакана 18 в плоскость 27 кожуха 1, после чего происходит дальнейшее пе- ремещение только силовых упоров 8 и опорного кольца 15 под действием пружин 9 до упора ограничительного выступа 16 опорног о кольца 15 в плос0
0 .,
31239432 4
кость 26 кожуха 1. Одновременно с пе- Таким образом, износ поверхностей ремещением силовых упоров 8 фиксирую-трения компенсируется соответствующие клинья 12 под действием пружи-щим увеличением размера В от плоены 14 и центробежной .силы перемещают-кости 28 нажимного диска 6 до высту- ся по плоскости скоса 11 силового упо-5па 29 опорного кольца 15 и поэтому по ра 8 и фиксируют их после прекращения движения.
ложение нажимной пружины 3 сохраняется постоянным.
Таким образом, износ поверхностей трения компенсируется соответствующим увеличением размера В от плоекости 28 нажимного диска 6 до высту- па 29 опорного кольца 15 и поэтому по
ложение нажимной пружины 3 сохраняется постоянным.
Х-/
Б-5
Фи.3
Фиг.2
Составитель В.Размета Редактор А.Козориз Техред О.Гортвай Корректор Л.Пилипенко
Заказ 3377/35 Тираж 880 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьггий . 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие,-г.Ужгород, ул.Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта сцепления | 1982 |
|
SU1071834A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1971 |
|
SU419652A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2137955C1 |
Муфта сцепления | 1979 |
|
SU846864A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2091622C1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1985 |
|
SU1288396A1 |
Муфта-тормоз | 1988 |
|
SU1523779A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, АВТОМОБИЛЬ С ФРИКЦИОННОЙ МУФТОЙ, СЦЕПНОЙ АГРЕГАТ (ВАРИАНТЫ), СЦЕПНОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, УЗЕЛ ПРИВОДА | 1992 |
|
RU2128792C1 |
Муфта-тормоз | 1984 |
|
SU1143909A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА И УСТРОЙСТВО СЦЕПЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2238451C2 |
Муфта сцепления | 1979 |
|
SU846864A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-06-23—Публикация
1984-05-30—Подача