(54) РЕГУЛЯТОР УГЛОВОЙ СКОРОСТИ КОЖС ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для регулирования угловых скоростей колес транспортной.машины. Известно блокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства, содержащее датчики скорости колес, усилитель, фильтр, дифференцирующие блоки, калькулятор и интеграторОднако в данном устройстве сложной системой регулирования устанавливаются два загона изменеш-я давления в тормозной системе, но устойчивость транс портного средства осуществляется по каждому колесу без влияния на двигатель, что существенно ухудшает качест во регулирования. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является регулятор угловой скорости колес транспортной машины, содержапщй датчики угловых скоростей колес и узел регулирования подачи топлива в двигатель Данный регулятор поддерживает постоянной угловую скорость двигателя при изменении момента сопротивления на колесах за счет изменения передаточного числа трансмиссии. О работоспособности этого регулятора можно говорить в том случае, если трансмис-сия имеет бесступенчатую передачу. Если же транспортное средство имеет ступенчатую коробку передач, то обеспечить рабо .оспособность регулятора не представится возможным вследствие его сложности. Во время резкого трогания и разгона транспортной машины на дороге с малым коэффициентом сцепления ведущие колесь начинают буксовать, обороты их и двигателя возрастают, возмежен занос машины. Если ведущие колеса буксуют с раз1г 1м буксованием, то занос неизбежен. Во избежание большого буксования ведуЕр1х колес и заноса маши ны ьодитель уменьшает число оборотов двигателя и устраняет занос машины а затем, чтобы не потерять темп разгона, он их увеличивает. Таким образом, во время трогания и разгона машины на дороге с малым коэффициентом сцепления водитель постоянно должен изменять число оборотов двигателя. Такое же явление возникает и тогда, когда машина, при установившейся ско рости движения, попадает на участок с малым коэффициентом сцепления. Цель изобретения - повьш1ение устойчивости транспортной машины. Дпя достижения поставленной цели в регулятор угловой скорости колес транспортной машины введены блок сравнения угловых скоростей колес, блок дифЛеренцирования и электромагнитн1 1й клапан, выход которого связа с узлом регулирования подачи топлива в двигатель, причем входы блока срав нения угловых скоростей колес соединены с датчиками угловых скоростей колес, а выход - с входом блока дифференцирования, выход которого соединен с входом электромагнитного кла пана. На фиг.1 изображена схема регулятора углово скорости колес транспор ной машины; на фиг.2 - схема блока дифференцирования. ,Устройство содержит колеса 1 тран спортной машины, датчики 2 угловых скоростей колес, блок 3 сравнения угловых скоростей колес, блок 4 дифференцирования, электромагнитный кла пан 5, насос 6 и узел регулирования додачи топлива в двигатель, состоящий из исполнительного цилиндра 7, шток 8 которого соединительной планкой 9 связан с; рейкой 10 топливного насоса 11 двигателя транспортной машины. Рейка 10 посредством пружины 12 и ползуна 13 связана с рукояткой 14 управления поДачи топлива в двигатель. Пружина 15 постоянно прижимает рейку 10 к пружине 12. Блок 4 дифференцирования выполнен по схеме простейшего устройства и состоит на трансформаторе 16, поляризованного реле 17, силового реле 18, источников 19 и 20 питания потенциометра 21 . Регулятор угловой скорости колес транспортной машины работает следуиг пдам образом. По мере увеличения разности угловых скоростей (ускорений) колес напряжение на вторичной обмотке трансформатора 16 увеличивается (фиг.2). Якорь поляризованного реле 17 при задан1:ой величине напряжения, обусловленного коэффициентом сцепления, поворачивается вправо и замыкает контакты силового реле 18, в результате чего в обмотку возбуждения электромагнитного клапана 5 (фиг.1) подается ток. Клапан срабатывает и открывает доступ масла в исполнительный цилиндр 7. Шток 8, перемещаясь, через планку 9 вытягивает рейку 10, сжимает пружину 12 и уменьшает подачу топлива в двигатель. Обороты двигателя, скорость вращения колес и их ускорение 5 еньшаются. Напряжение во вторичной обмотке т|эансформатора 16 уменьшается, якорь поляризованного реле 17 при заданной величине напряжения поворачивается влево м контакты силового реле 18 размыкаются. Электромагнитный клапан 5 соединяет исполнительный цилиндр 7 со сливом. Под действием пружины 12 рейка 10 топливного йасоса 11 возвращается в исходное положение, увеличивая число оборотов двигателя. При этом напряжение срабатывания поляризованного реле 17 устанавливается потенциометром 21 (фиг.2) в зависимости от класса машины,:средней скорости движения и допустимой разности ускорений колес, которое выбирается из максимально-возможной скорости на повороте. Таким образом, в зависимости от ускорения колес машины происходит регулирование их скорости вращения. Введение блока сравнения угловых скоростей колес, блока дифференцирования и электромапштного клапана, связанного с узлом регулирования по- . дачи топлива в двигатель повышает устойчивость движения транспортной машины на дороге с малым коэффициентом сцепления в 1,5-2 раза. Формула изобретения Регулятор угловой скорости колес транспортной машины, содержащий датчики угловых скоростей кол,ес и узел регулирования подачи топлива в двигатель, отличающийся тем, что, с целью повьштения устойчивости транспортной машины, в него введены блок сравнения угловых скоростей колес, блок,,дифференцирования и электромагнитный клапан, выход которого связан с узлом регулирования
подачи топлива в двигатель, причем входы блока сравнения угловых скоростей колес соединены с датчиками угловых скоростеГт колес, а выход - с |входом блока дифференцирования, выход
входом электромагкоторого соединен с нитного клапана.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
ilM
i
15
Н /f
//
9
fCa
8
Л
mot
,r
4н
/5
If
Авторы
Даты
1981-09-15—Публикация
1979-03-28—Подача