1 - : - ; Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам скольжения, снабженным устройством для конт роля.температуры трущихся детгшей машин, а также для контроля их износа и может быть применено в станкострое нии, двигателестроении, в прокатном оборудовании для контроля BHHTOBIUC пар, напрс1вляю1цих скольжение, колодках и дисках тормозных, устройств. Известен подшипник скольжения, содержшций корпус и установленные в нем вкладыш и устройство сигнализации об износе, включающее втулку с изолированными электроконтактами, подпружиненный толкатель и соединенную с ним одним концом легкоплавкую проволоку l. . « Недостатками данного устройства являются инерционность срабатывания сигнализатора, зависящая от интенсив иости нагрева подшипника и корпуса, передающих тепло к сигнализатору, отсутствие контроля температуры непосредственно поверхностей трения Кроме того, в случае ногялашьной эксплуатации подшипника при нгишчии смазки температура не превышается, а износ продолжается, т.е. сигнализа тор не контролирует постепенный износ. Цель изобретения - повьвцение надежности контроля состояния подшипника и расширение диапазона контролируемых видов откаэ,а. Указанная цель достигается тем, что ПОДШИПНИК скольжения, содержсцций корпус и установленные в нем вкладыш и устройство сигнализации об износе, включающее втулку с изолированными электроконтактами, подпружиненный толкатель и соединенную с ним одним концом легкоплавкую проволоку, снабжен теплопроводной вставкой, сьюнтированной во вкладыше, а второй конец легкоплавкой проволоки жестко соединен с зЮй вставкой. Кроме того, толкатель может быть выполнен в виде двух магнитов обращенных друг к другу-одноименными полюсами. Теплопроводная вставка в месте контакта имеет углубление, ргшное величине предельного износа подшипника.. На фиг. 1 изображен подшипник скольжения с устройством сигнализации об износе, подпружиненный толкатель; на фиг. 2 - то же, с
устройством сигнализации об износе, имеющим толкатель в виде постоянных магнитов.
Подшипник.скольжения вала 1 содержит корпус 2 с установленными в нем вкладышем 3 из антифрикционного материала и сигнализатором 4 температуры и износа. Последний состоит из изолирующей втулки 5, на которой закреплены электроконтакты б, соединенные проводами 7 с системой сигнализации. Во втулке установлен толкатель 8, а сорсно ему - пружина 9.. Во вкладыш запрессована или посажена на клей теплопроводная вставка 10, выполненная в виде конусной пробки с центрсШьным отверстием. В. это отверстие вставляется и припаи вается проволока 11 из легкоплавкого материала.
Устройство работает следующим образом.
При нормальных условиях эксплуатации вкладыш 3 контактирует с валом 1 через слой смазки и поэтому, имеет
. место незначительный износ поверхности трения/ а температура узла соответствует рабочей характеристике. Однако постоянно толщина вкладыша 3 вследствие -износа уменьшается и . достигает величины cf , равной предельно допустимому износу для данного узла. Вместе с вкладышем 3 равномерно изнашивается вставка 10 и проволока 11. Как только вал 1 дойдет до углубления во вкладыше 3 или во вставке 10 проволока 11 перерезается в результате чего толкатель под давлением пружины 9 или магнитных сил отталкивания замыкает контакты 6. При этом замыкается и срабатывает сигнальная цепь, останавливается привод или в подшипник дополнительно подается смазка. В неответственных узлах вывод от контактов 6 можно сделать в виде штепселя и состояние узла трения проверять периодически измерительным прибором. Наличие тока в цепи говорит 6 выходе подшипника из строя. При изменении-условий работы подшипника: отсутствие смазки, увеличение нагрузки,- перекос вала и т.д., резко изменяются рабочие характеристики: повышается трение, износ и в первую очередь резкое повышение- температуры. При аварийном состоянии подшипника от высокой температуры в месте контакта, куда выходит конец легкоплавкой проволоки, выделяется много тепла, которое воспринимается- частично проволокой и передается теплопроводной, медной вставкой 10. Проволока расплавляется
:и освобождает толкатель. В случае проворачивания вкладыша 3 в корпусе
.2 толкатель 8 выдавливается изгуглубления во вкладыше и рвет проволоку. Если толкатель имеет плоский торецу
то ПРОВОЛ01:а просто срезается, освобоукдав ся толкатель.
Сборку подшипника осуществляют следующим образом.
В корпусе 2 укладывают вкладыш 3, дав гнездо вставляют втулку 5 с контактами б, предварительно соединенными с проводами 7 системы сигнализации. При этом необходимо, чтобы конусное бтверстие под вставку во
) . было соосно гнезйу в корпусе под втулку. Затем на толкатель с припаянным к нему прутком легкоплавкого материала 11 надевают пружину 9, а в случае магнитного толкателя - вторую часть толкателя. Сво- бодный конец проволоки 11 вставляют в. отверстие встав.и 10 и оплавляют, предварительно создав усилие сжатия в пружине. После этого вставку в сборе с пружиной и толкателем вставляют во втулку и во вкладыш и садят ее на клей. Пружина и магнитные силы нeoбxoди 1ы для быстрого срабатывайия и поджатия толкателя вверх или в сторону. Но в случае действия силы тяжести на толкатель в неответственных узлах можно обойтись без пружины, вес толкателя при расплавлении проволоки .заставит его упасть на контакты. Устройство позволяет увеличить
j число контролируемых параметров, повысить надежность конструкции и предотвратить аварийные и текущие простои, связанные с ремонтом узла.
Формула изобретения
1. Подшипник скольжения, содержащий корпус и установленные в нем вкладыш и устройство сигнализации об
износе, включающее втулку с изолированными электроконтактами, подпружиненный толкатель и соединенную с ним одним концом легкоплавкую проволоку, отличающийся тем,
что, с целью повышения надежности контроля состояния подшипника и расширения диапазона контролируемых видов отказа/ он снабжен теплопроводной вставкой, смонтированной во
вкладыше,а второй конец легкоплавкой проволоки жестко соединен с этой вставкой.
2.Подшипник по П.1, о т ли чающийся тем, что толкатель выполнен в виде двух магнитов, обращенных друг к другу одноименными полюсами.
3.Подшипник по П.1, о т л и чающийся тем, что теплопроводная вставка в месте контакта имеет
углубление, равное величине предельного износа подшипника.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР №23854, кл. F 16 С 17/00, 1931.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипник скольжения | 1980 |
|
SU905522A1 |
"Подшипник скольжения | 1978 |
|
SU685855A1 |
Подшипник скольжения | 1989 |
|
SU1677388A1 |
Устройство для контроля изнашиванияпАР ТРЕНия | 1979 |
|
SU847161A1 |
Сигнализатор засорения фильтра | 1982 |
|
SU1101271A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2005 |
|
RU2286489C1 |
Сигнализатор превышения температуры | 1980 |
|
SU932286A1 |
Устройство для контроля пары трения | 1979 |
|
SU875263A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2007 |
|
RU2432508C2 |
Подшипник скольжения | 2019 |
|
RU2726348C1 |
Авторы
Даты
1981-10-15—Публикация
1979-11-21—Подача