Подшипник скольжения Советский патент 1981 года по МПК F16C17/24 

Описание патента на изобретение SU872824A1

1 - : - ; Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам скольжения, снабженным устройством для конт роля.температуры трущихся детгшей машин, а также для контроля их износа и может быть применено в станкострое нии, двигателестроении, в прокатном оборудовании для контроля BHHTOBIUC пар, напрс1вляю1цих скольжение, колодках и дисках тормозных, устройств. Известен подшипник скольжения, содержшций корпус и установленные в нем вкладыш и устройство сигнализации об износе, включающее втулку с изолированными электроконтактами, подпружиненный толкатель и соединенную с ним одним концом легкоплавкую проволоку l. . « Недостатками данного устройства являются инерционность срабатывания сигнализатора, зависящая от интенсив иости нагрева подшипника и корпуса, передающих тепло к сигнализатору, отсутствие контроля температуры непосредственно поверхностей трения Кроме того, в случае ногялашьной эксплуатации подшипника при нгишчии смазки температура не превышается, а износ продолжается, т.е. сигнализа тор не контролирует постепенный износ. Цель изобретения - повьвцение надежности контроля состояния подшипника и расширение диапазона контролируемых видов откаэ,а. Указанная цель достигается тем, что ПОДШИПНИК скольжения, содержсцций корпус и установленные в нем вкладыш и устройство сигнализации об износе, включающее втулку с изолированными электроконтактами, подпружиненный толкатель и соединенную с ним одним концом легкоплавкую проволоку, снабжен теплопроводной вставкой, сьюнтированной во вкладыше, а второй конец легкоплавкой проволоки жестко соединен с зЮй вставкой. Кроме того, толкатель может быть выполнен в виде двух магнитов обращенных друг к другу-одноименными полюсами. Теплопроводная вставка в месте контакта имеет углубление, ргшное величине предельного износа подшипника.. На фиг. 1 изображен подшипник скольжения с устройством сигнализации об износе, подпружиненный толкатель; на фиг. 2 - то же, с

устройством сигнализации об износе, имеющим толкатель в виде постоянных магнитов.

Подшипник.скольжения вала 1 содержит корпус 2 с установленными в нем вкладышем 3 из антифрикционного материала и сигнализатором 4 температуры и износа. Последний состоит из изолирующей втулки 5, на которой закреплены электроконтакты б, соединенные проводами 7 с системой сигнализации. Во втулке установлен толкатель 8, а сорсно ему - пружина 9.. Во вкладыш запрессована или посажена на клей теплопроводная вставка 10, выполненная в виде конусной пробки с центрсШьным отверстием. В. это отверстие вставляется и припаи вается проволока 11 из легкоплавкого материала.

Устройство работает следующим образом.

При нормальных условиях эксплуатации вкладыш 3 контактирует с валом 1 через слой смазки и поэтому, имеет

. место незначительный износ поверхности трения/ а температура узла соответствует рабочей характеристике. Однако постоянно толщина вкладыша 3 вследствие -износа уменьшается и . достигает величины cf , равной предельно допустимому износу для данного узла. Вместе с вкладышем 3 равномерно изнашивается вставка 10 и проволока 11. Как только вал 1 дойдет до углубления во вкладыше 3 или во вставке 10 проволока 11 перерезается в результате чего толкатель под давлением пружины 9 или магнитных сил отталкивания замыкает контакты 6. При этом замыкается и срабатывает сигнальная цепь, останавливается привод или в подшипник дополнительно подается смазка. В неответственных узлах вывод от контактов 6 можно сделать в виде штепселя и состояние узла трения проверять периодически измерительным прибором. Наличие тока в цепи говорит 6 выходе подшипника из строя. При изменении-условий работы подшипника: отсутствие смазки, увеличение нагрузки,- перекос вала и т.д., резко изменяются рабочие характеристики: повышается трение, износ и в первую очередь резкое повышение- температуры. При аварийном состоянии подшипника от высокой температуры в месте контакта, куда выходит конец легкоплавкой проволоки, выделяется много тепла, которое воспринимается- частично проволокой и передается теплопроводной, медной вставкой 10. Проволока расплавляется

:и освобождает толкатель. В случае проворачивания вкладыша 3 в корпусе

.2 толкатель 8 выдавливается изгуглубления во вкладыше и рвет проволоку. Если толкатель имеет плоский торецу

то ПРОВОЛ01:а просто срезается, освобоукдав ся толкатель.

Сборку подшипника осуществляют следующим образом.

В корпусе 2 укладывают вкладыш 3, дав гнездо вставляют втулку 5 с контактами б, предварительно соединенными с проводами 7 системы сигнализации. При этом необходимо, чтобы конусное бтверстие под вставку во

) . было соосно гнезйу в корпусе под втулку. Затем на толкатель с припаянным к нему прутком легкоплавкого материала 11 надевают пружину 9, а в случае магнитного толкателя - вторую часть толкателя. Сво- бодный конец проволоки 11 вставляют в. отверстие встав.и 10 и оплавляют, предварительно создав усилие сжатия в пружине. После этого вставку в сборе с пружиной и толкателем вставляют во втулку и во вкладыш и садят ее на клей. Пружина и магнитные силы нeoбxoди 1ы для быстрого срабатывайия и поджатия толкателя вверх или в сторону. Но в случае действия силы тяжести на толкатель в неответственных узлах можно обойтись без пружины, вес толкателя при расплавлении проволоки .заставит его упасть на контакты. Устройство позволяет увеличить

j число контролируемых параметров, повысить надежность конструкции и предотвратить аварийные и текущие простои, связанные с ремонтом узла.

Формула изобретения

1. Подшипник скольжения, содержащий корпус и установленные в нем вкладыш и устройство сигнализации об

износе, включающее втулку с изолированными электроконтактами, подпружиненный толкатель и соединенную с ним одним концом легкоплавкую проволоку, отличающийся тем,

что, с целью повышения надежности контроля состояния подшипника и расширения диапазона контролируемых видов отказа/ он снабжен теплопроводной вставкой, смонтированной во

вкладыше,а второй конец легкоплавкой проволоки жестко соединен с этой вставкой.

2.Подшипник по П.1, о т ли чающийся тем, что толкатель выполнен в виде двух магнитов, обращенных друг к другу одноименными полюсами.

3.Подшипник по П.1, о т л и чающийся тем, что теплопроводная вставка в месте контакта имеет

углубление, равное величине предельного износа подшипника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР №23854, кл. F 16 С 17/00, 1931.

Похожие патенты SU872824A1

название год авторы номер документа
Подшипник скольжения 1980
  • Зайцев Виктор Павлович
SU905522A1
"Подшипник скольжения 1978
  • Зайцев Виктор Павлович
SU685855A1
Подшипник скольжения 1989
  • Бурда Мирослав Иосифович
  • Василечко Зенон Дмитриевич
  • Филипенко Виктор Михайлович
  • Юсыпив Михаил Дмитриевич
SU1677388A1
Устройство для контроля изнашиванияпАР ТРЕНия 1979
  • Зайцев Виктор Павлович
SU847161A1
Сигнализатор засорения фильтра 1982
  • Маширов Валерий Васильевич
  • Топалер Сергей Михайлович
SU1101271A1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2005
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Шевелева Елена Викторовна
  • Сидоров Олег Викторович
  • Муратов Дмитрий Игоревич
RU2286489C1
Сигнализатор превышения температуры 1980
  • Ершов Владимир Владимирович
  • Ральцев Александр Васильевич
  • Василенко Петр Карпович
SU932286A1
Устройство для контроля пары трения 1979
  • Зайцев Виктор Павлович
SU875263A1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2007
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Сидоров Олег Викторович
  • Шевелева Елена Викторовна
  • Алексеева Екатерина Викторовна
  • Пилюшина Галина Анатольевна
RU2432508C2
Подшипник скольжения 2019
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Капустин Владимир Васильевич
  • Пилюшина Галина Анатольевна
  • Пыриков Павел Геннадьевич
  • Шевелева Елена Викторовна
RU2726348C1

Иллюстрации к изобретению SU 872 824 A1

Реферат патента 1981 года Подшипник скольжения

Формула изобретения SU 872 824 A1

SU 872 824 A1

Авторы

Зайцев Виктор Павлович

Даты

1981-10-15Публикация

1979-11-21Подача