ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2006 года по МПК F16C33/18 

Описание патента на изобретение RU2286489C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов различных машин, в частности в деревообрабатывающих станках и оборудовании, станках текстильной промышленности и т.п..

Известен подшипник скольжения, который содержит опорную втулку, подпятник вала и антифрикционный вкладыш, расположенный между втулкой и подпятником /SU 1636609, кл. F 16 С 33/18, 1989/.

Недостатком этого подшипника является слабая стойкость к повышенным температурам, возникающим в контакте при повышенных скоростях вращения вала или значительной радиальной нагрузке. Другой недостаток подшипника заключается в сложности конструкции и качестве центрирования вала и втулки, приводящих к нестабильности эксплуатационных свойств подшипников из различных сборок, относительная недолговечность при работе в абразивной среде.

Наиболее близким к заявляемому выбран подшипник скольжения, содержащий опорную втулку и установленный в ней антифрикционный вкладыш с внутренней охватывающей поверхностью для теплопередающего элемента. Охватывающая поверхность вкладыша выполнена с продольными пазами, а теплопередающий элемент - в виде металлических вставок, выполненных из антифрикционного металлического материала, имеющих форму тавра(уголка), которые закреплены в пазах, при этом радиус кривизны рабочей поверхности вставок равен радиусу внутренней поверхности вкладыша /RU 2226240, кл. F 16 C 33/04, 2004/.

Недостатками этого подшипника является высокая сложность изготовления, неудовлетворительная стойкость к повышенным температурам, высокий коэффициент трения, что приводит к значительному износу контактирующих поверхностей, а также низкие демпфирующие свойства подшипника.

Задача изобретения - увеличение стойкости к повышенным температурам и снижение износа.

Технический результат - повышение долговечности подшипника, упрощение его конструкции.

Это достигается тем, что в подшипнике скольжения, включающем опорную втулку и установленный в ней вкладыш, выполненный в виде древесно-металлической комбинации, содержащей теплопередающие элементы из антифрикционного металлического материала, древесно-металлическая комбинация выполнена прессованной с содержанием металлической составляющей от 5 до 25% общего объема материала вкладыша и равномерно распределенной по его толщине и длине. Кроме того, теплопередающие элементы выполнены в виде сферических элементов из антифрикционного металлического материала, например из бронзы. Диаметр металлических включений составляет 0,2-6,5 мм, назначается в зависимости от толщины вкладыша.

Конструкция вкладыша подшипника проще существующих конструкций и более технологична в изготовлении, что снижает трудозатраты при изготовлении. Благодаря тому, что коэффициент теплопроводности антифрикционных металлических материалов гораздо больше, чем у древесины, основное тепло, образующееся при трении, будет выходить через металлические включения, что значительно снижает вероятность термического разложения древесной составляющей, которое может происходить при высоких температурах. Также металлические элементы из антифрикционного материала позволяют понизить коэффициент трения и, соответственно, тепловыделение на фрикционном контакте. С другой стороны, в сравнении с металлическими материалами древесина обладает свойством в значительно большей степени демпфировать механические колебания в подшипниковом узле. Таким образом, заявляемый древесно-металлический подшипник скольжения обладает большей грузоподъемностью при сохранении свойств гасителя колебаний, возникающих в системе.

Изобретение иллюстрируется чертежом, на котором показан осевой разрез подшипника скольжения. Подшипник скольжения содержит опорную втулку 1 и вкладыш 2, выполненный в виде древесно-металлической комбинации. Древесно-металлическая комбинация выполнена прессованной, содержит металлическую составляющую 3 в виде сферических тел диаметром 0,2-6,5 мм и составляющую 5-25% общего объема материала вкладыша. Металлические включения диаметром менее 0,2 мм сложно имплантировать, а внедрение сферических тел свыше 6,5 мм приводит к разрушению древесины. Диапазон металлической составляющей 5-25% требуется для понижения коэффициента трения и увеличения коэффициента теплопроводности.

Подшипник скольжения работает следующим образом: подшипник устанавливают на его рабочее место в машине так, что вкладыш 2 и металлические включения 3 взаимодействуют с шейкой вала 4. При работе машины нагрузка, вследствие наличия металлической составляющей, перераспределяется между вкладышем и металлическими включениями. В результате работы сил трения в зоне контакта на рабочих поверхностях выделяется тепло, распределяемое за счет вращательного движения по всей внутренней поверхности подшипника. Тепло отводится на вал и через вкладыш на опорную втулку и далее в корпус механизма. Наличие металлических включений 3 способствует увеличению теплоотдачи в окружающую среду.

Результаты проведенных испытаний (см. таблицу) подтвердили реальность решения поставленной задачи.

Таблица
Основные параметры и соотношения элементов антифрикционного вкладыша и металлических включений
Форма металлической составляющейДоля металлической составляющей в общем объеме вкладыша, %Площадь поперечного сечения металлической вставки, мм2Размеры металлической составляющей, ммРаспределение металлической составляющей по толщине вкладышаРаспределение металлической составляющей по рабочей площади вкладышаРабочая температура подшипника, °CКоэффициент трения после приработкиВеличина линейного износа образцов за 200 мин испытаний на изнашивание, мкм Подшипник скольженияпрототиптавр4,8-6,89-93локальноелокальное1020,0234,9предлагаемыйсфера5,0-25,00,2-6,5равномерноеравномерное960,0193,4Испытания проводились при скорости скольжения 0,8 м/с, давлении 0,8 МПа, использовалась смазка - масло индустриальное.

Похожие патенты RU2286489C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2018
  • Пыриков Павел Геннадьевич
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Пилюшина Галина Анатольевна
  • Данилюк Алексей Яковлевич
RU2727301C2
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2007
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Сидоров Олег Викторович
  • Шевелева Елена Викторовна
  • Алексеева Екатерина Викторовна
  • Пилюшина Галина Анатольевна
RU2432508C2
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2005
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Шевелева Елена Викторовна
  • Сидоров Олег Викторович
  • Муратов Дмитрий Игоревич
RU2289732C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Памфилов Е.А.
  • Евельсон Л.И.
  • Симин А.П.
  • Шевелева Е.В.
RU2226240C2
Подшипник скольжения 2021
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Шевелева Елена Викторовна
  • Капустин Владимир Васильевич
  • Оськин Виктор Алексеевич
RU2760819C1
ДРЕВЕСНО-МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КОМПОЗИТ ДЛЯ ВТУЛКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2018
  • Пыриков Павел Геннадьевич
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Грядунов Сергей Семенович
  • Данилюк Алексей Яковлевич
RU2715319C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ ИЗ ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ 1970
SU278103A1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2013
  • Шамаев Владимир Александрович
  • Медведев Илья Николаевич
  • Галаворян Рубик Амборцумович
  • Манаев Василий Анатольевич
RU2539022C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2005
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Шевелева Елена Викторовна
  • Сидоров Олег Викторович
RU2305804C1
Подшипниковый узел 1991
  • Шамаев Владимир Александрович
  • Гаврилов Геннадий Константинович
  • Шамаев Олег Владимирович
SU1783184A1

Реферат патента 2006 года ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в опорах валов различных машин, в частности в станках деревообрабатывающей и текстильной промышленности. Подшипник скольжения включает опорную втулку и установленный в ней вкладыш, выполненный в виде древесно-металлической комбинации, содержащей теплопередающие элементы из антифрикционного металлического материала. Древесно-металлическая комбинация выполнена прессованной с содержанием металлической составляющей от 5 до 25 процентов общего объема материала вкладыша и равномерно распределенной по его толщине и длине. Теплопередающие элементы металлической составляющей имеют сферическую форму диаметром 0,2-6,5 мм. Технический результат - повышение долговечности подшипника и упрощение его конструкции. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 286 489 C1

1. Подшипник скольжения, включающий опорную втулку и установленный в ней вкладыш, выполненный в виде древесно-металлической комбинации, содержащей теплопередающие элементы из антифрикционного металлического материала, отличающийся тем, что древесно-металлическая комбинация выполнена прессованной с содержанием металлической составляющей от 5 до 25% общего объема материала вкладыша и равномерно распределенной по его толщине и длине.2. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что теплопередающие элементы металлической составляющей имеют сферическую форму диаметром 0,2-6,5 мм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2286489C1

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Памфилов Е.А.
  • Евельсон Л.И.
  • Симин А.П.
  • Шевелева Е.В.
RU2226240C2
ДЕРЕВОМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 0
SU261835A1
ПРИВОД ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА 0
SU341295A1
Саморазгружающаяся транспортная система 1987
  • Сарсембаев Акрам Ильясович
  • Белан Виктор Данилович
  • Круть Валентин Семенович
SU1442445A1

RU 2 286 489 C1

Авторы

Памфилов Евгений Анатольевич

Шевелева Елена Викторовна

Сидоров Олег Викторович

Муратов Дмитрий Игоревич

Даты

2006-10-27Публикация

2005-03-14Подача