(54) ДИСТАНЦИОННЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ. ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к устройствам обеспечивающим дистанционный механический привод управления механизмом переключения коробки передач, который .требуется в случае переднего расположения кабины автомобиля - (кабина над двигателем) или заднего расположения силового агрегата. Известен дистанционный механический привод управления механизмом переключения коробки передач транспортного средства, содержащий кинема.тически связанную одним своим концом с кронштейном на двигателе транспортного средства ось с поперечным пазом в центральной ее части,корпус с шарнир но закрепленным в нем рычагом, оборудованным шипом и установленным с возможностью взаимодействия с упомяну ым пазом, при этом корпус установлен на упомянутой оси, тягу, один конец которой посредством болтового соединения связан с упомянутым корпусом, а другой - кинематически с исполнительным органом механизма перек.лючения коробки передач. Такой привод применим в конструкциях, где коробка передач значительно удалена от рычага управления (например, в автобусах с задним расположением силового агрегата), благодаря чему есть возможность использовать карданный привод, выводящий тягу управления на один уровень с осью вала механизма переключения tl Однако для конструкции автомобилей с расположением кабины над двигателем, рассмотренный выше привод применить нельзя, так как карданный вал имел бы очень большой yrojri, при котором он неработоспособен. Цель изобретения - повышение надежности работы. Поставленная цель достигается тем, что кинематические связи оси с кронштейном на двигателе транспортного средства и тяги с упомянутыми исполнительным органом выполнены шарнирными. Кроме того, шарнирная связь между тягой и исполнительным органом механизма переключения коробки передач выполнена в виде сферического подшипника. Шарнирная связь между осью, и кронштейном на двигателе транспортного средства выполнена в виде жесткого карданного шарнира, вилки которого закреплены на упомянутых элементах.
При этом, с целью повышения эффективности путем исключения боковых перемещений тяги, он снабжен дополни:тельной опорой, закрепленной на картере коробки передач, и двумя расположенными на упомянутой опоре пальцами со свободно установленными на них втулками для взаимодействия последних с проходящей между ними тягой
На фиг. 1.показан дистанционный механический привод, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху на фиг. 3 - узел I на фиг. 1, разрез; на фиг. 4 - карданный шарнир горизонтальной плоскости, разрез.
Дистанционный механический привод управления механизмом переключения передач состоит из рычага 1 переключения передач с опорой в корпусе i, который имеет возможность вращаться вокруг оси 3 и перемещаться вдоль нее. Ось 3 закреплена ширнирно посредством втулки 4 и крышек 5 на неподвижной оси б кронштейна 7, установленного на двигателе.
Механизм дистанционного переключения передач размещен в корпусе 8 и состоит из валика 9 и рычагов 10 и 11. Механизм устанавливается на люке верхней крышки коробки 12 передач. Тяга 13 жестко связана с корпусом 2 болтами (предусмотрена регулировка длины тяги с.по 4ощью прокладок 14) и приварена к корпусу 15 шарнирного подшипника 16, который обеспечивает кинематику соединения тяги 13 с рычагом 10. Опора 17 закреплена на корпусе 8 и имеет два пальца 18 со свободно вращающимися на них втулками, между которыми перемещается тяга 13.
Работа дистанционного механического привода заключается в следующем. Для выбора требуемой передачи рычаг 1 переключения передач вместе с корпусом 2 поворачивается вокруг оси 3, Вместе с ним поворачивается вокруг своей оси тяга 13 задний конец которой, приваренный к корпусу 15, через шарнирньлй подшипник 16 и рычаг 10 перемещает валик 9 переключения передач вдоль его оси, вводя наконечник рычага 11 в паз нужной вилки или головки штока механизма переключения передач.
Для включения передачи рычаг 1 переключения передач перемещается в продольном направлении. Вместе с ним вдоль оси 3 перемещается корпус.2, а следовательно, и тяга 13. Задний конец тяги через корпус 15 и шарнирный подшипник 16 поворачивает рычаг 10, а вместе с ним валик переключения передач 9 вокруг оси последнего. Рычаг 11 перемещает соответствующую
головку или вилку штока механизма переключения, включая выбранную передачу .
Предлагаемое устройство в сравнении с известными отличается простотой и надежностью конструкции.
Формула изобретения
1.Дистанционный механический привод управления механизмом переключения коробки передач транспортного средства, содержащий кинематически связанную одним своим концом с кронштейном на двигателе транспортного средства ось с поперечным пазом в центральной ее части, корпус с шарнирно закрепленным в нем рычагом, оборудованным шипом и установленным
с возможностью взаимодействия с упомянутым пазом, при этом корпус свободно установлен на упомянутой оси, тягу, один конец которой посредством болтового соединения связан с упомянутым корпусом, а другой - кинематически с исполнительным органом механизма переключения коробки передач, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, кинематические связи оси с кронштейном на двигателе транспортного средства и тяги с упомянутым исполнительным органом выполнены шарнирными.
2.Привод по п.1, отличающий с я тем, что шарнирная связь между тягой и исполнительным органом механизма переключения коробки передач выполнена в виде сферического подшипника.
3.Привод по п. 1, отличающийся тем, что шарнирная связь между осью и.кронштейном на двигателе транспортного средства выполнена в виде жесткого карданного шарнира, вилки которого закреплены на упомянутых элементах.
4.Привод по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем исключения боковых перемещений тяги, он снабжен дополнительной опорой, закрепленной на картере коробки передач, и двумя расположенными на упомянутой опоре пальцами со свободно установленными на них втулкс1ми для вза имодействия последних с проходящей между ними тягой.
Источники информации, .принятые во внимание при экспертизе 1. Установка управления коробкой передач. Чертеж МТ-699А-1700003, ЛАЗ, 0 1963.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2326773C2 |
Механическое дистанционное переключающее устройство для переключения передач автомобильных коробок передач | 1988 |
|
SU1612991A3 |
Устройство для управления коробкой передач транспортного средства | 1981 |
|
SU993231A1 |
Рычажный механизм управления для автодорожного шасси с ходоуменьшителем | 1990 |
|
SU1729840A1 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ РЕЖИМОВ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ | 2023 |
|
RU2823371C1 |
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2163209C1 |
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ | 2018 |
|
RU2684838C1 |
Дистанционный привод управления механизма переключения передач | 1985 |
|
SU1270036A1 |
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ ПЛАВАЮЩЕГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2255005C2 |
Дистанционное управление коробкой передач землеройно-транспортной машины с шарнирно-сочлененной рамой | 1988 |
|
SU1523414A1 |
Авторы
Даты
1981-10-23—Публикация
1980-02-05—Подача