(54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
1
Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использо1зано в гидромеханических передачах тракторов, строительных и дорожных машин и других транспортных средств.
Из основного авт. св. № 709409 известна гидромеханическая передача, содержашая блокируемый гидротрансформатор, включаюн1,ий насосное и турбинное колеса, связанные соответственно с соосными ведуш,им и ведомым валами, реактор, механическую передачу с валом отбора мошности; ведуший и ведомый валы выполнены полыми, вал отбора мош;ности установлен внутри указанных валов с возможностью осевого перемешения, а на его наружной поверхности и иа внутренних поверхностях ведуш,его и ведомого валов выполнены шлицы для их взаимодействия, нричем передача снабжена пружинным компенсатором и двухнозиционным гидрораспределителем золотникового типа с -положительным перекрытием, связанным гидролиниями с источником давления рабочей жидкости, рабочей полостью гидротрансформатора и с гидробаком, при этом пружинный компенсатор кинематически связан с валом отбора мошности и с золотником гидрораспределителя 1.
В данной гидромеханической передаче при исиользовании режима независимого отбора мошности (от ведущего вала) совместная работа гидротрансформатора с двигателем внутреннего сгорания уху/пнается, так как парабола нагрузкн насосного колеса при совмепхении с характеристикой момента двигателя смешается в область глубокой его иерегрузки с пониженными
10 мошностными и экономическими показателями. Ухудшение иоказателей совместной работы гидротрансформатора с двигателем нри независимом отборе мошности пршюлит к снижению тягово-динамических, эконо П115ческих и нроизводительных качеств матимн (например, трактора с гидромеханической передачей при работе с независимый вапом отбора мошности).
Целью изобретения является повьинеиие
20 экономичности в режиме независимого отбора мошности.
Указанная цель достигается тем, что из1 естная гидромеханическая нередача снаб25жена кннематически связанным с пруж нным компенсатором дополннтельным двухиозиционным гндрораснределнтелем и гилроцилиндром двухстороннего действия с полым штоком, причем дополнительный
30 гидрораспределитель связан с источником
давления раоочей жидкости и полостями гидроцилиндра, а лопатки реактора гидротра-нсформатора выполнены поворотными и соединены с :полым штоком.
На чертеже показана схема гидромеханической передачи.
ГидромеханиЧеская передача содержит блокируемый гидротрансформатор, вКлючаюк1;ий насосное и турбинное колеса / и 2, связанные соответственно с соосными ведущим и ведомым валами 3 и 4, реактор 5 с лопатками 6, механическую передачу с валом 7 отбора мопдности, причем ведущий и ведомый валы 3 и 4 выполнены полымя, вал 7 отбора мощности уста новлен внутри валов 3,4с возможностью осевого перемещения, а на его наружной поверхности и на внутренних поверхностях ведущего 3 и ведомого 4 валов выполнены щлицы 8 для их взаимодействия.
Передача также содержит пружинный компенсатор 9 и двухнозиционный гидрораспределитель 10 золотникового типа с положительным перекрытием, связанным гидролиниями 11, 12, 13 соответственно с источником 14 давления рабочей жидкости, рабочей полостью гидротрансформатора и с гидробаком 15, при этом пружинный компенсатор .9 кинематически связан с валом 7 отбора мощности и с золотником гидрораспоеделителя 10 соответственно рычагом 16 и иодщип1 иком 17. Передача ciia6жена кииематически связа,н,11ым -с компенсатором 9 дополнительным двухпозиционным гидрораспределителем 18 и гидропили.нлром 19 двухстороннего действия с полым штоком 20, причем дополнительный гидрорасиределитель 18 связаи с источником 14 давления рабочей жидкости и полостями гидроцплиидра 19 гидролиниями 21, 22, 23, а лопатки 6 реактора 5 гидротрансформатора выполнены поворотными и соединены с полым П1током 20.
Гидромеханическая передача работает следующим образом.
При осевом перемещении вала 7 отбора мощности гидромеханической передачи в положение, соответствующее режиму иезависимого отбора мощности (изображенному на чертеже), подщипник/7 через рычаг 16 .перемещает прул ииный компенсатор 9 и связанный с ним золотник гидрораспределителя 8 в крайнее, левое положение. В этом положении золотника гидрораспределителя /5 маело под давлением источника М по гидролиииям 11 и 21 через гидрораспределитель 18 и гидролинию 23 поступает в левую полость гидронилиндра 19, а из его правой полости по гидролинии 22 через гидрорасиределитель 18 и гидролипию 13 сливается в гидробак 15. При этом щток 20 гидроцнлиндра 19 поворачивает лопатки 6 реактора 5 под наибольшим углом на выходе, что вызывает уменьшение момента на насосном колесе / и обеспечивает улучшение совмещения характеристики двигателя с характеристикой гидротрансформатора с Повышением мощностиых и топливиоэкопом 1ческих их показателей работы при независимом отборе мощности.
При блокировке (выключении) гидротрансформатора путем дополнительноГО
перемещения вала 7 отбора мощности в крайнее левое положение рычаг 16 передвигает золотник гидрораспределителя W в левое положение, при котором питание гидротрансформатора выключается и рабочая жидкость через гидрораспределитель 10 и гидролииию 13 подается на слив. Этим обеспечивается постепенное опорожнение вращающейся рабочей полости гидротрансформатора, что устраняет потери мощности
в нем от тормозящего действия реактора 5. При осевом 1перем:ещении вала 7 отбора мощности в крайнее правое положение, соответствующее синхронному (зависимому) режиму отбора мощности от ведомого
вала 4 гидромеханической передачи, золотник гидрораспределителя /5 перемещается пружинным компенсатором 9 в крайнее правое положение, при котором масло отгидрораспределителя 18 по гидролинии 22
поступает в правую полость гидроцилиндра 19, а из левой по гидролинии 23 через золотник гидрорасиределителя 18 и гидролинии 13 идет на слив. При этом щток 20 пгдроцилиндра 19 перемещается влево и
устанавливает лопатки 6 реактора 5 с меньП1ПМ углом на выходе, что вызывает увеличение момента на насосном колесе / и перевод гидромеханической передачи в исходный расчетный режим.
Использование дополнительного изобретения В гидромеханической передаче при работе в режиме независимого отбора мощности позволяет автоматически улучщить
совмещение характеристик гидротраисформатора с характеристикой двигателя путем умеиьщения момента, потребляемого насосным колесом, что в целом noBbiuiaeT эффективность работы машины с гидромеханической передачей.
Формула изобретения
Гидромеханическая передача по авт. св. Лз 709409, отличающаяся тем, что, с целью поБышенпя экономичности ее в режиме независимого отбора мощности, опа снабжена кинематичееки связаияым с пружпнньш компенсатором дополнительным двухиозиционным гидро1)аспределителем п гидроциляидром двухстороннего действия с полым щтоком, причем дополнительный гидрораспределитель
связаи с источником давления рабочей жидкости и полостями гидроцилиндра, а лопатки реактора гидротрансформатора выполнены поворотными и соединены с полым штоком.
Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР № 709409, М. КЛ.2 F 16 Н 45/02, 1977.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая передача | 1977 |
|
SU709409A2 |
Гидромеханическая передача | 1980 |
|
SU903636A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1562166A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1549806A1 |
Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства | 1983 |
|
SU1085861A1 |
Система управления гидромеханической передачей транспортного средства | 1985 |
|
SU1303445A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1980 |
|
SU903227A1 |
Устройство для управления гидромеханической трансмиссией | 1987 |
|
SU1556949A1 |
Гидропривод транспортного средства | 1986 |
|
SU1373589A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1985 |
|
SU1299846A1 |
Авторы
Даты
1981-11-07—Публикация
1980-01-10—Подача